ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1165/2021 от 22.06.2021 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

26RS0-17

Дело а-1165/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года <адрес>

Ессентукский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

с участием административного истца ФИО4 и его представителя по ордеру ФИО6,

представителя административного ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к административному ответчику администрации <адрес> о признании незаконным действия (бездействия) администрации <адрес>, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО4 обратился в Ессентукский городской суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о признании незаконным действия (бездействия) администрации <адрес>, возложении обязанности, указывая, что административному истцу на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит <адрес>, кадастровый , общей площадью 40,1 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН имеется запись регистрации права от 19.02.2019г. Квартира имеет самостоятельный выход на прилегающий земельный участок, кадастровый , общей площадью 493 кв.м., который находится в его индивидуальном пользовании на праве аренды, уступленному в соответствии с договором уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 02.07.2004г. , заключенному истцом 12.02.2019г. с ФИО7, прежним правообладателем квартиры. Разрешенное использование земельного участка - «под эксплуатацию жилого дома и хоз.построек». Указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, для которой согласно правил, землепользования и застройки <адрес> условно разрешенным видом использования земельного участка является «Блокированная жилая застройка». ДД.ММ.ГГГГ административным истцом через МАУ «МФЦ» <адрес> было подано заявление на имя главы <адрес> о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка под «Блокированный жилой дом». Согласно расписке в получении документов исполнителем муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» является Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, дата готовности результата услуги определена ДД.ММ.ГГГГ<адрес> архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщено что не имеется законных оснований для рассмотрения по вопросу проведения публичных слушаний в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:30:040402:46, расположенного по адресу: <адрес> части изменения вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид использования –под «Блокированный жилой дом». По истечении установленного срока результат предоставления муниципальной услуги ему не выдан. Считает незаконным действие администрации <адрес>, выражающееся в не предоставлении в установленный срок результата муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства». Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка предусмотрен ст.39 Градостроительного кодекса РФ и Административным регламентом по предоставлению Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> муниципальной услуги «Выдача разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 486 Предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией <адрес> в лице УАиГ <адрес> (пункт 2.2 Регламента). Согласно пункту 2.4 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю постановления Администрации <адрес> о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо выдача заявителю постановления Администрации г. а Ессентуки об отказе в предоставлении такого разрешения. В связи с чем письмо Управления архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не рассматривается в качестве отказа Администрации <адрес> в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Просит признать незаконным действие (бездействие) администрации <адрес>, выражающееся в не предоставлении в установленный срок - ДД.ММ.ГГГГ результата муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

Обязать администрацию <адрес> устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, предоставив ему результат муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец ФИО4 и его представитель по ордеру ФИО8 заявленные административные исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО9 административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного искового заявления оказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> в сулёное заседание не явился. При этом представил суду отзыв на административно исковое заиление.

Из представленного отзыва следует, что административный истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26.:30:040402:398. Согласно выписке из Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки утвержденных решением - Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (изм. от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:30:040402:46, расположенного по адресу: <адрес>, г-.Ессентуки, <адрес>, территориальной зоной расположения является Зона - «Ж-1 зона индивидуальной жилой застройки», а основным видом разрешенного использования земельного участка, в пределах, которого расположена данная квартира: Для индивидуального жилищного строительства(выписка из ПЗЗ предоставляется). Согласно сведений, содержащихся в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ выданной на земельный участок по адресу: <адрес>, следует, что в пределах данного земельного участка, нет зарегистрированных и поставленных на кадастровый учет объектов недвижимости, а точнее: данные отсутствуют. В связи, с чем необходимо провести постановку объекта недвижимости с кадастровым номером 26:30:040402:398 на учет в пределах границ данного земельного участка с кадастровым номером 26:30:040402:46 или исправить данную ошибку. Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на комиссию правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Ессентуки возложены полномочия о рассмотрении заявлений о проведении публичных слушаний и подготовки соответствующих рекомендаций. Вопрос об изменении основного вида использования земельного участка на условно-разрешенный вид использования земельного участка решается путем проведения публичных слушаний и вынесением вопроса на решение комиссии. На момент обращения ФИО4 в УАиГ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости классифицировался, как объект индивидуальной жилой застройки, в связи с этим не было законных оснований для изменения основного вида разрешенного использования земли, на которой он располагался. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела административному истцу на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит <адрес>, кадастровый , общей площадью 40,1 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. о чем в ЕГРН имеется запись регистрации права от 19.02.2019г.

Квартира имеет самостоятельный выход на прилегающий земельный участок, кадастровый , общей площадью 493 кв.м., который находится в его индивидуальном пользовании на праве аренды, уступленному в соответствии с договором уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 02.07.2004г. , заключенному истцом 12.02.2019г. с ФИО7, прежним правообладателем квартиры.

Разрешенное использование земельного участка - «под эксплуатацию жилого дома и хоз.построек».

Указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, для которой согласно правил землепользования и застройки <адрес> условно разрешенным видом использования земельного участка является «Блокированная жилая застройка».

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом через МАУ «МФЦ» <адрес> было подано заявление на имя главы <адрес> о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка под «Блокированный жилой дом».

Согласно расписке в получении документов исполнителем муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» является Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, дата готовности результата услуги определена ДД.ММ.ГГГГг.

Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщено что не имеется законных оснований для рассмотрения по вопросу проведения публичных слушаний в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:30:040402:46, расположенного по адресу: <адрес> части изменения вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид использования –под «Блокированный жилой дом».

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка предусмотрен ст.39 Градостроительного кодекса РФ и Административным регламентом по предоставлению Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> муниципальной услуги «Выдача разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 486 Предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией <адрес> в лице УАиГ <адрес> (пункт 2.2 Регламента).

Согласно пункту 2.4 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю постановления Администрации <адрес> о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо выдача заявителю постановления Администрации г. а Ессентуки об отказе в предоставлении такого разрешения.

В связи, с чем письмо Управления архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не рассматривается в качестве отказа Администрации <адрес> в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Вместе с тем, согласно сведений, содержащихся в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ выданной на земельный участок по адресу: <адрес>, следует, что в пределах данного земельного участка, нет зарегистрированных и поставленных на кадастровый учет объектов недвижимости, а точнее: данные отсутствуют.

В связи, с чем необходимо провести постановку объекта недвижимости с кадастровым номером 26:30:040402:398 на учет в пределах границ данного земельного участка с кадастровым номером 26:30:040402:46 или исправить данную ошибку.

Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на комиссию правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Ессентуки возложены полномочия о рассмотрении заявлений о проведении публичных слушаний и подготовки соответствующих рекомендаций.

Вопрос об изменении основного вида использования земельного участка на условно -разрешенный вид использования земельного участка решается путем проведения публичных слушаний и вынесением вопроса на решение комиссии.

На момент обращения ФИО4 в УАиГ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости классифицировался, как объект индивидуальной жилой застройки, в связи с этим не было законных оснований для изменения основного вида разрешенного использования земли, на которой он располагался.

Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Разрешая заявленные требования, суд установил все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, и приходит к выводу о том, что незаконного действия (бездействия) и нарушения прав заявителя не допущено.

При таком положении требования административного истца о признании незаконным действие (бездействие) администрации <адрес>, выражающееся в не предоставлении в установленный срок - ДД.ММ.ГГГГ результата муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требования административного истца обязать администрацию города, Ессентуки устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, путем повторного рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» суд приходит к следующему,

Предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией <адрес> в лице УАиГ <адрес> (пункт 2.2 Регламента).

Согласно пункту 2.4 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю постановления Администрации <адрес> о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо выдача заявителю постановления Администрации г. а Ессентуки об отказе в предоставлении такого разрешения. В связи, с чем письмо Управления архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не рассматривается в качестве отказа Администрации <адрес> в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Согласно пункту 3.2 Регламента после регистрации заявление и приложенные документы направляются для резолюции Главе <адрес> с резолюцией заявление и приложенные документы направляются для работы в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Ессентуки.

Пунктом 3.3 Регламента установлено, что Комиссия по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Ессентуки составляет протокол и направляет заключение комиссии по проекту" предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в УАиГ <адрес> для организации проведения публичных слушаний, но результатам, которых осуществляется подготовка рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельною участка, объекта капитального строительства, либо об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направление рекомендации Главе <адрес>.

Иных полномочий при рассмотрении документов Комиссией, в том числе по принятию Комиссией решения по отказу в проведении публичных слушаний. Градостроительным кодексом РФ (ст.39) и Регламентом не предоставлено.

Согласно части 2 ст.39 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту" решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).

Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).

В пункте 4 Обзора практики рассмотрения судами дел связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, Верховный Суд Российской Федерации высказал правовую позицию о том, что «Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается».

При этом Верховный Суд отметил следующее: «Одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.

Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Анализ норм статьи 39 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органам местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере».

Аналогичные требования к административной процедуре получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельною участка, содержащиеся в статье 39 Градостроительного кодекса РФ, изложены и пункте 3.4 Регламента.

Кроме того, решением Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО4 к ФИО1, ФИО2, Администрации <адрес> о признании жилого дома жилым домом блокированной застройки, признании права собственности на автономный жилой блок,- удовлетворены.

Суд решил :

признать жилой дом, кадастровый , площадью 81 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> – жилым домом блокированной застройки.

Признать за ФИО4 право собственности на автономный жилой блок, кадастровый , площадью 40,1 кв.м., состоящий из помещений: – коридор площадью 3,5 кв.м., – кухня площадью 9,9 кв.м., – санузел площадью 5,1 кв.м., – жилая площадью 15,0 кв.м., – прихожая площадью 6,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Оставить в собственности ФИО1, ФИО3 автономный жилой блок, площадью 40,9 кв.м., состоящий из помещений: – коридор площадью 3,4 кв.м., – кухня площадью 10,4 кв.м., – санузел площадью 5,3 кв.м., – жилая площадью 15,3 кв.м., – прихожая площадью 6,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих записей о праве собственности сторон в соответствии с настоящим решением суда и постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ решение Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

При таком положении суд считает, что требования административного истца обязать администрацию <адрес> устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, путем повторного рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО4 к административному ответчику администрации <адрес> о признании незаконным действия (бездействия) администрации <адрес>, возложении обязанности, - удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, путем повторного рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

В удовлетворений административных исковых требований о признании незаконным действие (бездействие) администрации <адрес>, выражающееся в не предоставлении в установленный срок - ДД.ММ.ГГГГ результата муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Аветисова Е.А.