Дело №а-1171/2019
УИД 91RS0№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Стародуба П.И.,
при секретаре – Майоровой Е.В.,
с участием административного истца – ФИО1, его представителя ФИО2,
представителя административного ответчика – ФИО3,
представителя заинтересованного лица – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному регистратору Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо ООО «Легия» о признании сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности незаконным, понуждении к совершению определенных действий, -
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском к административным ответчикам, в котором просил признать незаконным сообщения государственного регистратора ФИО5 об отказе в государственной регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости – нежилое помещение, по адресу: <адрес>, пом. 14н, кадастровый № и обязать административного ответчика Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимого имущества за истцом на основании поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ№ и представленных документов.
Требования иска мотивированы тем, что административным истцом на основании договора участия в долевом строительстве было приобретено нежилое помещение по адресу: <адрес>, пом. 14н с кадастровым номером 90:24:010105:1874.
После завершения строительства, ввода объекта в эксплуатацию, постановки на кадастровый учет и предоставления застройщиком истцу всех необходимых документов, истцом было подано заявление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о регистрации на указанный объект за истцом права собственности.
Сообщением государственного регистратора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ в регистрации права собственности истцу было отказано, в связи с тем, что в ЕГРН внесена запись о регистрации права собственности на многоквартирный дом с кадастровым номером 90:24:010105:1852, в котором расположено помещение истца, приобретенное им на основании договора долевого участия в строительстве с кадастровым номером 90:24:010105:1874, что, по мнению ответчика, указывает на противоречие между заявленными правами и уже зарегистрированными.
Административный истец находит сообщение об отказе в регистрации права неправомерным, не основанным на законе, поскольку право собственности на нежилое помещение должно производится за истцом на основании ранее возникшего права, а доводы ответчика о необходимости проведения раздела здания и прекращения права на него, со ссылкой на ч. 5 ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ являются необоснованными, поскольку ответчик, руководствуясь ст. 40 ФЗ № 218-ФЗ произвел постановку на кадастровый учет, как многоквартирного дома, так и помещения в нем, чем исключил возможность его раздела.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело, проведена подготовка с назначением судебного заседания на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85-86).
ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было приостановлено до окончания срока действия постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу было возобновлено.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен собственник многоквартирного дома, юридическое лицо ООО «Легия» (л.д. 184 оборот).
В судебном заседании административный истец и его представитель требования иска поддержали и просили его удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске и письменным пояснениям.
Представитель заинтересованного лица директор ООО «Легия» ФИО4 просил исковые требования истца удовлетворить, согласно письменным пояснений.
Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, против удовлетворения иска возражал, согласно ранее представленных суду возраженийм, полагая, что при указанных обстоятельствах, в случае регистрации за истцом права собственности на объект недвижимого имущества, возможно задвоение прав, что является недопустимым в силу закона, в связи с чем, полагал действия регистратора законными и обоснованными.
Государственный регистратор ФИО5 при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, ранее в адрес суда представила письменные возражения с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 167-170).
В соответствии со статьей 150 КАС РФ, части 6 статьи 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика, извещенного судом надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения стороны истца и заинтересованного лица, возражения ответчика, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Легия» и ФИО1 заключен договор долевого участия в строительстве №. Предметом указанного договора являлись нежилые помещения, включая нежилое помещение №Н, площадью 48,8 кв.м, расположенное в 6-ти этажном жилом доме с офисными помещениями и мансардным этажом по адресу: <адрес>А (л.д. 58-59).
Актом приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества - нежилое помещение №Н, площадью 48,8 кв.м передан истцу (л.д. 62).
Декларацией зарегистрированной в инспекции ГАСК в АР Крым № <данные изъяты> многоквартирный дом сдан в эксплуатацию (л.д. 64-71).
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
Положениями частей 3 и 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец через ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился с заявлениями о государственной регистрации права на нежилое помещение площадью 48,8 кв.м, кадастровый № по адресу: <адрес>, пом. 14-Н.
Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним были поданы следующие документы: квитанция об уплате государственной пошлины, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему документы, постановления администрации <адрес> о предоставлении земельного участка ООО «Легия» в аренду без торгов с изменениями, выписка из ЕГРН на многоквартирный дом, выкопировка из карты зонирования территории <адрес> на земельный участок по адресу: <адрес>А, устав ООО «Легия» и учредительные документы, выписка из постановления администрации <адрес> о присвоении адресу объекта адресации - нежилому помещению 14Н, кадастровый паспорт на нежилое помещение, договор участия в долевом строительстве, список дольщиков, декларация о готовности объекта к эксплуатации (л.д. 98-160).
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в лице государственного регистратора ФИО6 о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сообщено о приостановлении, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, осуществления действий по государственной регистрации права собственности в отношении нежилого помещения 14Н по <адрес>А в <адрес> Республики Крым на основании п. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Основанием для принятия такого решения в уведомлении указано: имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Согласно данным ЕГРН указанное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером 90:24:010105:1852 право собственности на которое в целом зарегистрировано за иным лицом (л.д. 161-162).
ДД.ММ.ГГГГ года государственным регистратором ФИО7 принято сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости. Основанием отказа указаны обстоятельства того, что заявителями в течение срока приостановления не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, в том числе имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (л.д. 163-164).
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно положениям статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации в ЕГРП, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит основания прекращения права собственности. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Согласно статье 1 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3); государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4); государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5); государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218 документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 26, а также согласно статье 27 Закона N 218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 Инструкции о порядке проведения технического и кадастрового учета объектов недвижимости формирование объектов недвижимого имущества (зданий, помещений), с точки зрения государственной регистрации прав на недвижимость, представляет собой процесс выделения (индивидуализации объекта в качестве самостоятельной единицы учета недвижимого имущества, как по техническим, так и по юридическим (правовым) признакам.
Под техническим признаком здесь понимается физическое существование объекта в натуре, то есть возможность проводить обследования, обмеры, замкнутость пространственных границ объекта, изолированность объекта по отношению к другим объектам недвижимости, отдельный вход и т.д.
Под юридическими признаками здесь понимается единство вида права на объект недвижимости, что означает - один объект недвижимости - одна запись в ЕГРП - один вид права - один или несколько правообладателей. Объекты недвижимости подразделяются на следующие основные типы:
- земельные участки;
- первичные объекты недвижимости - здания, сооружения, предприятия как имущественные комплексы;
- вторичные объекты недвижимости - помещения, прочие составляющие зданий, сооружений.
Таким образом, вторичный объект недвижимости является пространственной частью первичного объекта недвижимости - здания, что исключает возможность одновременного существования здания и входящих в его состав помещений как объектов зарегистрированных прав, а также формирование каких-либо иных объектов, входящих в состав вторичных, и самостоятельная регистрация прав на данные объекты. Исключается также регистрация прав на "части" вторичных объектов.
Применительно к государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью смысл такого деления состоит в том, что права могут быть зарегистрированы только на эти объекты - либо на здание или сооружение в целом, либо на самостоятельные вторичные - жилые и нежилые помещения.
Согласно ч. 1, 3, 5 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218 "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на многоквартирный жилой дом с кадстрвоым номером 90:24:010105:1852 по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 2004,5 кв.м ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ООО «Легия». В указанном помещении расположены помещения, включая помещения с кадастровым номером 90:24:010105:1874.
Нежилое помещение по адресу: <адрес>, пом. 14Н с кадастровым номером 90:24:010105:1874 поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, расположено в лит. А1 с кадастровым номером 90:24:010105:1852, сведения о правообладателях отсутствуют.
Из ответа ФГУП РК «Крым БТИ» филиал в <адрес>, усматривается, что заявлений на проведение технической инвентаризации объекта недвижимого имущества по адресу: <адрес>, не поступало. Первичная инвентаризация не проводилась, инвентарное дело на указанный объект недвижимого имущества, в том числе на нежилое помещение не заводилось (л.д. 165).
Таким образом, поскольку спорное нежилое помещение, как вторичный объект недвижимости является пространственной частью здания, как первичного объекта недвижимости и регистрация прав на здание в целом за ООО «Легия» исключает возможность регистрации прав на помещения, входящие в состав здания, то права на нежилое помещение, как вторичный объект недвижимости могут быть зарегистрированы лишь после прекращения прав на здание, как первичный объект недвижимости, при этом прекращению подлежат права всех собственников, для чего требуется их волеизъявление. Отсутствие такого заявления от ООО «Легия», как сособственника здания исключает возможность регистрации прав заявителя.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о законности действий и сообщения государственного регистратора ФИО5 об отказе в государственной регистрации права собственности, поскольку государственным регистратором принято решение исходя из совокупности существующих на тот момент обстоятельств, являющихся основанием для приостановления регистрации права и последующего отказа.
Заявленные требования о возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности совершить определенные действия также удовлетворению не подлежат, поскольку являются фактически производными к основному требованию, в удовлетворении которого отказано. При этом понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Доводы административного истца и его представителя проверялись судом, при этом своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Административный истец обратился в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, обжалуя уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет считать, что административное заявление подано в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 38, 62, 64, 150, 175-180 КАС Российской Федерации, суд, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к государственному регистратору Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным, понуждении совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Стародуб П.И.