Дело №а-1174/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре Отт Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным решения, отмене предписания Центрального Банка Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Центральному Банку Российской Федерации, в котором с учетом уточнения просит признать незаконным решение, принятого должностными лицами Банка России о признании истца не соответствующим требованиям к деловой репутации, обязать Банк России исключить сведения о ФИО1 из базы данных Банка России о деловой репутации, признать незаконным и отменить предписание Центрального Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ№дсп.
В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 стало известно, что Банк России внес сведения о нем в Базу данных о деловой репутации, что подтверждается Информацией из Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций от 24.08.2021г. №, которая была получена им путем подачи запроса на портале Госуслуги. Основанием для признания ФИО1 не соответствующим требованиям к деловой репутации явилось осуществление им функций члена совета директоров ООО РНКО «Платежный Стандарт» в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов, а также члена совета директоров финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации.
ФИО1 считает, что решение, принятое должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами и отказ в удовлетворении его жалобы являются незаконными и необоснованными.
Кроме этого, административный истец просит признать незаконным Предписание Центрального банка Российской Федерации от 22.09.2021г. №дсп, так как предписание содержит указание на конкретные способы его исполнения, что является недопустимым.
На основании изложенных обстоятельств, ФИО1 обратился с указанным иском в суд.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель административного истца – ФИО2 на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.
Представитель административного ответчика – ФИО3 на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения требований возражала в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Из материалов дела судом установлено, что приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-2172, у ООО РНКО «Платежный Стандарт» отозвана лицензия на осуществление банковских операций (л.д. 146-147 том 2).
Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-2173 назначена временная администрация по управлению кредитной организацией ООО РНКО «Платежный Стандарт» в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций (л.д. 141-145 том 2).
Арбитражным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ООО РНКО «Платежный Стандарт» о признании недействительными приказов Центрального Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-2172 и № ОД-2173 и о возобновлении действия лицензии отказано (л.д. 223-229, том 2). Решение вступило в законную силу.
ФИО1 осуществлял функции Председателя Совета директоров ООО РНКО «Платежный Стандарт» в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Банком России внесены сведения о ФИО1 в Базу данных о деловой репутации, что подтверждается Информацией из Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций от 24.08.2021г. № (л.д. 205-206, том 1).
Не согласившись с принятым решением, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ подана жалоба в Центральный Банк РФ с просьбой об его отмене (л.д. 216-232, том 1).
Рассмотрев жалобу, Центральным Банком РФ отказано в удовлетворении, о чем в адрес ФИО1 направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-140, том 2).
Как указано административным ответчиком и следует из материалов дела, в частности из ответа о рассмотрении жалобы, деловая репутация была признана не соответствующей требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона
от ДД.ММ.ГГГГ№ «О банках и банковской деятельности», в связи с осуществлением ФИО1 функций Председателя Совета директоров ООО РНКО «Платежный Стандарт» в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и дню назначения временной администрации по управлению кредитной организацией. Основанием для отзыва у РНКО лицензии на осуществление банковских операций послужило неоднократное нарушение РНКО в течение одного года требований, предусмотренных ст.ст. 6, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом.
По итогам инспекционной проверки (завершена ДД.ММ.ГГГГ) в деятельности РНКО были установлены неоднократные нарушения в течение одного года требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ, а также Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Во II и III кварталах 2020 года деятельность РНКО имела признаки высокой вовлеченности в проведение сомнительных операций в соответствии с письмом Банка России №-Т. К сомнительным операциям Банком России были отнесены переводы клиентами РНКО юридическими лицами - ломозаготовителями денежных средств на выпущенные РНКО предоплаченные карты физических лиц с последующим их обналичиванием (проект РУСЛОМ).
Кроме того, в III квартале 2020 года РНКО проводились операции, обладающие признаками сомнительных транзитных (л.д. 136-140, том 2).
В силу положений статьи 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.
Согласно статье 75 названного Федерального закона Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации. Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
Согласно п. 6.1 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 625-П, Банк России ведет базы данных, в том числе в отношении лиц, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего Положения, а также:
руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита или руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации, а также лиц, осуществляющих функции по указанным должностям (далее - руководители службы кредитной организации);
должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками (руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками) негосударственного пенсионного фонда;
работника негосударственного пенсионного фонда или его филиала, для которого в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" наличие квалификационного аттестата является обязательным (далее - специалист фонда);
работника управляющей компании или ее филиала, для которого в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" наличие квалификационного аттестата является обязательным, в должностные обязанности которого входят функции, непосредственно связанные с осуществлением деятельности на финансовом рынке (далее - специалист управляющей компании);
лица, осуществляющего функции ревизора (руководителя ревизионной комиссии) страховой организации (далее - ревизор);
сотрудника службы внутреннего контроля, осуществляющего внутренний контроль в управляющей компании (далее - сотрудник службы внутреннего контроля);
специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также лица, осуществляющего функции по указанной должности в финансовой организации (далее - специальное должностное лицо).
Уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных. Перечень таких оснований определен в приложении 7 к настоящему Положению (п. 6.2 Положения).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 «О банках и банковской деятельности», под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается осуществление кандидатом функций (независимо от срока, в течение которого кандидат их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), контролера (руководителя службы внутреннего контроля), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации (за исключением случая, если кандидат представил в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии либо к исключению из соответствующего реестра).
Согласно ст. 11.1-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 «О банках и банковской деятельности» к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации относятся вопросы, в том числе, связанные с утверждением стратегии управления рисками и капиталом кредитной организации, в том числе в части обеспечения достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности на покрытие рисков как в целом по кредитной организации, так и по отдельным направлениям ее деятельности; утверждение порядка управления наиболее значимыми для кредитной организации рисками и контроль за реализацией указанного порядка; утверждение порядка применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков, включая оценку активов и обязательств, внебалансовых требований и обязательств кредитной организации, а также сценариев и результатов стресс-тестирования; проведение оценки на основе отчетов службы внутреннего аудита соблюдения единоличным исполнительным органом кредитной организации и коллегиальным исполнительным органом стратегий и порядков, утвержденных Советом директоров.
В соответствии с Уставом РНКО (утвержден общим собранием участников РНКО, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью РНКО и к компетенции Совета директоров относятся, в том числе вопросы:
- создание и функционирование системы эффективного внутреннего контроля, в том числе регулярное рассмотрение на своих заседаниях эффективности внутреннего контроля и обсуждение с исполнительными органами РНКО вопросов организации внутреннего контроля и мер по повышению его эффективности; принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение исполнительными органами РНКО рекомендаций и замечаний службы внутреннего аудита, аудиторской организации, проводящей (проводившей) аудит, и надзорных органов; своевременное осуществление проверки соответствия внутреннего контроля характеру, масштабам и условиям деятельности РНКО в случае их изменения;
- рассмотрение результатов мониторинга и оценки эффективности управления значимыми рисками;
- рассмотрение отчетов, в том числе о результатах стресс-тестирования, материалов проверок внешнего аудита, отчетов о значимых рисках (операционного, кредитного, риска ликвидности и др.), о выполнении обязательных нормативов, о размере капитала и о результатах оценки достаточности капитала.
На основании статьи 13 Устава РНКО, Совет директоров входит в систему внутреннего контроля, деятельность которой направлена на обеспечение:
- эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок;
- эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов;
- эффективности управления банковскими рисками;
- достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей);
- соблюдения нормативных актов, Устава и внутренних документов РНКО;
- исключения вовлечения РНКО и участия его сотрудников в осуществление противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банка России (л.д. 148-161, том 2).
Согласно Положению о Системе внутреннего контроля РНКО, утвержденному решением Совета директоров от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), к компетенции Совета директоров по вопросам внутреннего контроля относится, в том числе:
- утверждение внутренних документов РНКО, в том числе, но не ограничиваясь: по управлению банковскими рисками (в том числе Положение о Службе внутреннего контроля); по организации внутреннего аудита (Положение о Службе внутреннего аудита), по организации внутреннего контроля в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- создание и функционирование системы эффективного внутреннего контроля;
- регулярное (по мере необходимости) рассмотрение на своих заседаниях эффективности внутреннего контроля и обсуждение с исполнительными органами НКО вопросов организации внутреннего контроля и мер по повышению его эффективности;
- своевременное осуществление проверки соответствия внутреннего контроля характеру, и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков;
- мониторинг и анализ эффективности деятельности Службы внутреннего аудита;
- анализ отчетов Службы внутреннего аудита о выполнении планов проверок (л.д. 162-184, том 2).
Как ранее установлено, нарушения РНКО, вследствие чего была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, допущены в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее ПОД/ФТ/ФРОМУ).
На основании пункта 3.2 Положения о Совете директоров РНКО (утверждено внеочередным общим собранием участников ДД.ММ.ГГГГ, протокол №), член Совета директоров имеет право требовать от должностных лиц и работников РНКО любую информацию (документы и материалы).
Согласно пункту 3.4 указанного Положения член Совета директоров обязан, в том числе:
- принимать все меры для надлежащего исполнения своих обязанностей;
- принимать обоснованные решения с изучением всей необходимой информации (материалов) и доводить до сведения всех членов Совета директоров всю без исключения информацию, имеющую отношение к принимаемым решениям;
- при принятии решений оценивать риски и неблагоприятные последствия (л.д. 185-199, том 2).
В адрес председателя Правления ООО РНКО Центральным банком Российской Федерации направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ТЦ-12-5/1963 5ДСП, в котором указано о недостатках в правилах внутреннего контроля (л.д. 200-205, том 2).
Кроме этого, в целях организации и осуществления внутреннего контроля в ООО РНКО в части выявления и предотвращения проведения сомнительных операций клиентами, осуществляющими закуп металлолома у физических лиц, ДД.ММ.ГГГГ совместно с представителем Центрального банка Российской Федерации проведено совещание (л.д. 206-214, 215, 216-219, том 2).
Как указывает административный ответчик, нарушения РНКО в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, приведшие к отзыву лицензии на осуществление банковских операций, свидетельствуют о неэффективности внутреннего контроля в кредитной организации. ФИО1 как Председатель Совета директоров РНКО имел возможность принимать меры, направленные на обеспечение эффективного функционирования системы внутреннего контроля в целях недопущения РНКО нарушений, а также имел возможность ознакомиться с замечаниями и рекомендациями Банка России, изложенными в письме Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ТЦ-12-5/1963 5ДСП и протоколе совещания с представителями РНКО от ДД.ММ.ГГГГ № ВН-Ц12-5-8/27413ДСП, для формирования вывода о недостаточной эффективности системы внутреннего контроля (в частности, деятельности службы внутреннего аудита и полноты выявленных в ходе тематической проверки ПОД/ФТ/ФРОМУ нарушений), инициирования обсуждения с исполнительными органами РНКО вопросов организации внутреннего контроля и мер по повышению его эффективности, а также принятия мер, обеспечивающих оперативное выполнение исполнительными органами РНКО замечаний и рекомендаций Банка России в соответствии с компетенцией Совета директоров, отраженной во внутренних документах РНКО.
Суд полагает, что решение Центрального Банка Российской Федерации о признании ФИО1 лицом, не соответствующим требованиям к деловой репутации и исключении сведений о ФИО1 из базы данных о деловой репутации, является правомерным.
Административный истец, как Председатель Совета директоров РНКО, отвечает за организацию работы Совета директоров. Совет директоров, организация работы которого возложена на ФИО1, входит в систему внутреннего контроля, деятельность которой в свою очередь направлена на обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок РНКО.
В соответствии с п. 6.2 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 625-П, уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных. Перечень таких оснований определен в приложении 7 к настоящему Положению.
Пунктом 1.16 приложения N 7 к Положению определено, что основанием для внесения в базы данных является осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения некредитной финансовой организации из реестра за нарушение законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что ФИО1 занимал должность члена Совета директоров ООО РНКО (Председатель Совета директоров), то есть являлся руководящим работником организации, Банком России были выявлены неоднократные нарушения ООО РНКО в течение одного года требований, предусмотренных ст.ст. 6, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, что послужило основанием для отзыва у Банка лицензии на осуществление банковских операций, у Центрального банка Российской Федерации имелись обстоятельства для внесения ФИО1 в Базу данных.
Административный истец являлся членом Совета директоров (Председателем Совета директоров) РНКО и наделялся достаточными полномочиями, позволяющими надлежащим образом осуществлять функции, направленные на предотвращение причин, явившихся основанием для отзыва выданной ООО РНКО лицензии.
Доводы административного истца о том, что ФИО1 надлежащим образом исполнял свои трудовые обязанности и отзыв лицензии не связан с результатами его работы, суд находит противоречащими установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, поскольку согласно Положению о Совете директоров ООО РНКО в полномочия административного истца, как члена Совета директоров, входили вопросы осуществления надзора за организацией системы внутреннего контроля в обществе.
Также член Совета директоров был обязан действовать исключительно в интересах общества, выполнять свои обязанности и осуществлять свои права по отношению к обществу добросовестно и разумно, присутствовать и принимать активное участие на заседаниях Совета директоров, принимать обоснованные решения с изучением всей необходимой информации, при принятии решений оценивать риски и неблагоприятные последствия, однако выявленные в деятельности РНКО нарушения свидетельствовали о ненадлежащем выполнении истцом возложенных на него обязанностей, в связи с чем условия, при которых административный истец внесен в Базу данных, соответствуют требованиям Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Положения N 625-П.
Доводы административного иска о том, что Совет Директоров проводит оценку на основе отчетов службы внутреннего аудита и именно отчеты службы внутреннего аудита являются для Совета Директоров основополагающими для оценки деятельности исполнительных органов, а также деятельности кредитной организации в целом, судом отвергаются.
Так, административный истец ссылается на отчет о проверке «Надежность функционирования в ООО РНКО «Платежный Стандарт» системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в выводе которого указано, что в целом функционирующая в РНКО система ПОД/ФТ является достаточно надежной и эффективной и соответствует характеру и масштабу деятельности РНКО на момент проверки. Проверяемому направлению присвоена общая оценка уровня контроля рисков – «в целом удовлетворительно» (л.д. 234-252, том 1).
Согласно представленным административным истцом протоколам заседаний Совета директоров РНКО в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у РНКО лицензии на осуществление банковских операций, Советом директоров проводились заседания, на которых рассматривались вопросы, связанные в том числе, о принимаемых РНКО рисках, отчеты службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита, службы управления рисками (л.д. 16-32, том 2).
В частности, на заседании Совета директоров от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрен отчет службы внутреннего аудита о результатах проверки надежности функционирования в РНКО системы ПОД/ФТ/ФРОМУ (л.д. 29-31, л.д. 2).
Между тем, Банк России письмом от ДД.ММ.ГГГГ доводил до сведения кредитной организации информацию о недостатках, выявленных по результатам рассмотрения Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ и предложил провести работу по их устранению.
Кроме этого, в соответствии с протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, руководство Банка России обратило внимание представителей кредитной организации на неэффективное построение системы внутреннего контроля в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, учитывая объемы осуществленных РНКО сомнительных операций.
С указанными документами ФИО1 как Председатель Совета директоров РНКО обладал возможностью ознакомиться.
Кроме этого, согласно п. 6.2.2 Положения о системе внутреннего контроля ООО РНКО, к компетенции Совета директоров РНКО по вопросам внутреннего контроля относится, в том числе, утверждение Руководителей Службы внутреннего аудита, Службы внутреннего контроля.
Учитывая, что административным истцом не предоставлена информация о принятии Советом директоров РНКО мер для минимизации рисков, Комиссия Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами рассмотрела жалобу ФИО1 и мотивированно отказала в ее удовлетворении.
В связи с отсутствием оснований для признания незаконным решения должностных лиц Банка России о признании истца не соответствующим требованиям к деловой репутации, у суда отсутствуют основания для возложения на Банк России обязанности исключить сведения о ФИО1 из базы данных Банка России о деловой репутации.
Обжалуемое административным истцом предписание Центрального Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ№дсп вынесено в связи с выявленным фактом неудовлетворительной деловой репутации ФИО1, имеющего право косвенно через ПАО «ОР Групп» (ПАО «ОРГ») распоряжаться более 10 процентами долей ООО Микрокредитная компания «Арифметика» и осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ПАО «ОРГ», имеющего право прямо распоряжаться более 10 процентами долей ООО Микрокредитная компания «Арифметика» (л.д. 99-102, том 2).
В связи с данными обстоятельствами, в представлении указано в срок не более 90 календарных дней со дня получения предписания устранить нарушения одним из следующих способов:
Осуществить действия, направленные на уменьшение доли участия ПАО «ОРГ» в уставном капитале ООО МКК «Арифметика» до размера, не превышающего 10 процентов долей указанной микрокредитной компании;
Совершить сделку (сделки), направленную (направленные) на прекращение контроля ФИО1 в отношении участника ООО МКК «Арифметика» ПАО «ОРГ», и заменить лицо (ФИО1), осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ПАО «ОРГ».
Согласно ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", лицом, имеющим право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, распоряжаться более 10 процентами акций (долей) микрофинансовой организации, составляющих уставный капитал микрофинансовой организации, не может являться:
1) юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, либо которое находится под прямым или косвенным контролем такого лица;
2) юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России;
3) юридическое лицо в случае, если у его основного общества была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке за нарушение федеральных законов либо если сведения о его основном обществе были исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, при условии, что со дня принятия указанных решений прошло менее трех лет;
4) лицо, не соответствующее требованиям к финансовому положению, устанавливаемым Банком России (для микрофинансовой компании);
5) лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 4.1-1 настоящего Федерального закона;
6) юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не соответствует требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 4.1-1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", в случае, если микрофинансовой организацией в отношении лица, указанного в части 1 настоящей статьи, выявлен факт его несоответствия требованиям к деловой репутации или иным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, микрофинансовая организация обязана в письменной форме уведомить об этом Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В случае установления неудовлетворительного финансового положения лица, указанного в части 1 настоящей статьи, и (или) факта его несоответствия требованиям к деловой репутации Банк России в установленном им порядке направляет указанному лицу предписание с требованием об устранении нарушений и (или) уменьшении участия лица в уставном капитале микрофинансовой организации до размера, не превышающего 10 процентов акций (долей) микрофинансовой организации, либо об устранении нарушений и (или) совершении сделки (сделок), направленной на прекращение контроля в отношении акционеров (участников) микрофинансовой организации, и размещает на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о направленном предписании не позднее дня его направления. Копии указанного предписания направляются микрофинансовой организации, а также иным лицам, перечень которых определяется нормативным актом Банка России. Микрофинансовая организация не позднее дня, следующего за днем получения копии предписания, обязана довести до сведения своих акционеров (участников) информацию о получении указанной копии предписания в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Указанные в настоящей части лица обязаны исполнить предписание в установленный им срок и не позднее пяти дней со дня исполнения предписания уведомить об этом микрофинансовую организацию и Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Предписание подлежит отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований. Акт Банка России об отмене предписания направляется лицам, получившим предписание. Копии акта Банка России об отмене предписания направляются лицам, получившим копии предписания. Форма и порядок направления предписания и акта Банка России об отмене предписания устанавливаются нормативным актом Банка России. Информация об отмене предписания размещается не позднее дня направления акта Банка России об отмене предписания на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Банком России. Микрофинансовая организация не позднее дня, следующего за днем получения копии акта Банка России об отмене предписания, обязана довести до сведения своих акционеров (участников) информацию о ее получении в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. В случае неисполнения предписания указанными лицами Банк России вправе в судебном порядке требовать прекращения права прямо или косвенно распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал микрофинансовой организации (уменьшения их участия в уставном капитале микрофинансовой организации до размера, не превышающего 10 процентов акций (долей) микрофинансовой организации, прекращения контроля в отношении акционеров (участников) микрофинансовой организации).
На основании вышеперечисленных норм законодательства, указание в предписании Центрального Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ№дсп на конкретные способы устранения нарушений, соответствует требованиям законодательства и не может быть признано незаконным.
Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать в полном объеме.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом приняты меры предварительной защиты о приостановлении действия Предписания Центрального Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ№дсп до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 КАС РФ, меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
Согласно ч. 3 ст. 89 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
Учитывая, что в удовлетворении административных требований отказано, меры предварительной защиты подлежат отмене после вступления в законную силу решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным решения, отмене предписания Центрального Банка Российской Федерации – отказать в полном объеме.
Меры предварительной защиты, принятые определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении действия Предписания Центрального Банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ – отменить.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Решение суда в окончательной форме изготовлено «15» февраля 2022 года.
Судья Е.А. Александрова
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-1174/2022 Центрального районного суда <адрес>.