<адрес> 19 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело №а-1198/2020)
Лужский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к Комитету по природным ресурсам <адрес> об оспаривании бездействия и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам <адрес>, в котором просила суд:
-признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам <адрес> по выдаче уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке площадью 1715 кв. метров с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>
-обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с приложениями документами по существу и выдать уведомление о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке площадью 1715 кв. метров с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что является собственником жилого дома с кадастровым номером № и земельного участка площадью 1715 кв. метров с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, дом б/н, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ). В целях реконструкции жилого дома истец подготовил уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, которое было направлено по почте в Комитет по природным ресурсам <адрес>. В ответ на обращение истцом было получено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым Комитет принял решение о возврате Уведомления без рассмотрения в связи с тем, что в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в Уведомлении якобы отсутствовали сведения о планируемых параметрах жилого дома, в целях строительства которого подано уведомление, в том числе об отступах от границ земельного участка. Истец отредактировал уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, после чего повторно направил уведомление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в Комитет по природным ресурсам <адрес>. В письмо также было вложено сопроводительное письмо, в котором истец дополнительно для сведения пояснил некоторые обстоятельства относительно планируемого строительства и расположения жилого дома и земельного участка. Сопроводительное письмо не являлось частью Уведомления или приложением к нему, а было приложено лишь в информационных целях. На повторное Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом было дано письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ в котором сообщалось, что направление уведомления о планируемом строительстве с сопроводительным письмом является ненадлежащим способом направления уведомления. При этом данное письмо не содержит сведений о том, возвращено ли истцу Уведомление без рассмотрения, либо принято какое-то иное решение. Поскольку Комитетом решение о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам принято не было и не было разъяснено, в чем заключается несоответствие в связи, истец лишен возможности устранить недостатки уведомления, а также не имеет возможности оспорить принятое решение о несоответствии в судебном порядке.
Административный истец – ФИО уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась.
Представитель истца – ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком полномочий пять лет (л.д.21, оборот), в ходе судебного разбирательства на заявленных требованиях настаивала.
Административный ответчик – Комитет по природным ресурсам <адрес> в лице своего представителя возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и оценив материалы административного дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу Закона N 340-ФЗ начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до ДД.ММ.ГГГГ направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ (в редакции Закона N 340-ФЗ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.
Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 ГрК РФ, в соответствии с которым уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 данной статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7).
Уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10).
Из материалов дела следует, что ФИО на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания жилого дома общей площадью 1715 кв. метров и жилой дом с надворными постройками расположенные по адресу: <адрес>) (л.д.10-11).
Порядок выдачи разрешений на строительство установлен Градостроительным кодексом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагается список документов.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. (ч. 2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. (ч. 3).
Таким образом, положения части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают застройщиков направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Как следует из материалов дела, административный истец направил в адрес Комитета по природным ресурсам <адрес> Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, направленного в Комитет по природным ресурсам <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, Комитетом принято решение о возврате уведомления без рассмотрения в связи с тем, что в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в уведомлении отсутствуют сведения о планируемых параметрах жилого дома, в целях строительства которого подано уведомление, в том числе об отступах от границ земельного участка (л.д.15-16).
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца повторно направил в адрес Комитета по природным ресурсам <адрес> уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вместе сопроводительным письмом, в котором просилось рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д.12,18).
По результатам рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ о направлении уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, Комитет по природным ресурсам <адрес> сообщил, что направление уведомления о планируемом строительстве с сопроводительным письмом является ненадлежащим способом направления уведомления (л.д.17).
В своих пояснениях представитель, административного истца требуя судебной защиты нарушенного права, сообщил, что в соответствии с положениями ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган на выдачу разрешений на строительство должен был провести проверку направленного в адрес Комитета уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ и по итогам принять одно из двух решений в виде уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта или уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС. Между тем, само уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ так по существу и в порядке регламентированной материальной нормой статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации так как по существу рассмотрено не было, в адрес административного истца не направлялось ни одно из указанных выше уведомлений. В связи с чем, административный истец усматривает бездействие Комитета по природным ресурсам по выдаче или отказе в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении сведений, что нарушает права административного истца.
Представитель административного ответчика указал, что в действительности представленное вместе с сопроводительным письмом Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не рассматривалось по существу как это регламентировано в порядке статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а было рассмотрено в порядке 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», поскольку направленное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о планируемом строительстве с сопроводительным письмом является ненадлежащим способом направления уведомления.
С учетом пояснения сторон необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы при поступлении уведомления о планируемом строительстве в течение 7 дней осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве.
Из материалов дела усматривается, что административный ответчик в порядке регламентированном указанной выше материальной нормы не рассмотрел по существу уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем со стороны административного ответчика имеет место бездействие.
Доводы представителя административного ответчика о том, что Комитет дал ответ на сопроводительное письмо к основному документу Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в порядке 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не могут быть приняты судом во внимания, поскольку порядок рассмотрения подобных уведомлений регламентирован ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который административным ответчиком был не соблюден и ответ по существу на уведомления от ДД.ММ.ГГГГ дан не был.
С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО к Комитету по природным ресурсам <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам по рассмотрению уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ направленного в Комитет ФИО.
Обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ направленного в Комитет ФИО.
Решение может быть обжаловано в Ленинградской областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись
УИД: 47RS0№-84