ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1198/2022 от 17.06.2022 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело а-1198/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Просолова В.В.,

при секретаре Скулкиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самойлюк Н. Г. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, государственному регистратору Чабану Л. А. о признании незаконным решения,

установил:

Самойлюк Н.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета. Свои требования мотивирует тем, что на основании решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ она является собственницей 7/25 доли жилого , расположенного по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова. В дальнейшем она обратилась к ответчикам с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о земельном участке площадью 1000 кв. м, расположенном по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова, на котором фактически находится принадлежащая ей доля домовладения, как о ранее учтенном объекте недвижимости, однако в осуществлении такого учета ей было отказано в связи с не предоставлением документов, на основании которых должен быть осуществлен государственный кадастровый учет, т.к. представленная административным истцом архивная копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ по Совхозу-заводу «Золотая Балка» не является документом, устанавливающим или подтверждающим ранее возникшее право на земельный участок. Считает вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратился в суд.

Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, были уведомлены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, причины неявки суду не сообщили.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон о регистрации).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (статья 14 Закона № 218-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Закона о регистрации орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Самойлюк Н.Г. является собственником 7/25 доли жилого , расположенного по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова.

Как усматривается из приказа по совхозу-заводу «Золотая Балка» Крымсовхозвинтреста от ДД.ММ.ГГГГ «О приусадебном использовании», директором совхоза-завода «Золотая балка» было принято решение о закреплении приусадебных участков за их фактическими пользователями и закреплении приусадебных участков за гражданами, поручено занести в земельно-шнуровую книгу приусадебные участки. Согласно архивной выписке из ведомости к вышеуказанному приказу, выданной ДД.ММ.ГГГГ № с/96 ГКУ «Архив города Севастополя», под в ней значится: Карпенко И.Т., адрес – г.Севастополь, , 20, размер – 1000, принад. – совхозн.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова,20.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было отказано во внесении в ЕГРН сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, поскольку представленный документ – архивная копия приказа по совхозу-заводу «Золотая Балка» Крымсовхозвинтреста от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для осуществления кадастрового учета, не устанавливает и не подтверждает ранее возникшее право на земельный участок.

Полагая, что отказ ответчика в оказании названной государственной услуги является незаконным, Самойлюк Н.Г. обратилась с административным иском в суд.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Самойлюк Н.Г. удовлетворен. Признано незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-22842054/1, а также на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя возложена обязанность в течение месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу повторно рассмотреть заявление Самойлюк Н. Г. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Признавая отказ регистратора незаконным, суд апелляционной инстанции исходил из того, что полномочия администрации совхозов фактически соответствовали полномочиям органа местного самоуправления относительно предоставления гражданину, проживающего в сельской местности, земельного участка, и иного способа предоставления земельного участка наследодателю истца, являющегося жителем поселка совхоз-завода «Золотая балка», действующее законодательство не предусматривало. Учитывая, что за Карпенко И.Т. администрацией совхоза-завода «Золотая балка», то есть уполномоченным органом, определяющим за указанным лицом его право землепользования, был закреплен земельный участок по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова, что подтверждается соответствующим приказом и выпиской из ведомости к приказу, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что административным истцом в адрес регистрирующего органа были представлены достаточные документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, как ранее учтенного, в соответствии с пунктом 12 статьи 6.1 Закона -ЗС. Вышеуказанное судебное постановление вступило в законную силу.

В силу ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова, 20.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было повторно отказано во внесении в ЕГРН сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, поскольку представленный документ – архивная копия приказа по совхозу-заводу «Золотая Балка» Крымсовхозвинтреста от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для осуществления кадастрового учета, не устанавливает и не подтверждает ранее возникшее право на земельный участок (Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2022-7534348/1), то есть по тем же основаниям, что были признаны незаконными Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования отношений, в том числе в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя регулирует Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

Согласно части 4 статьи 7 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в случае обращения заявителя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости и (или) государственной регистрации ранее возникшего права исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием для государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, и (или) реквизиты документов, являвшихся основанием для возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и (или) государственную регистрацию ранее возникшего права в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Представление заявителями указанных документов требуется только в случае, если они отсутствуют в указанных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестрового дела соответствующего ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.

Правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя установлены Порядком включения в единый государственный реестр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об учтенных на территории города Севастополя до вступления в законную силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» объектах недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 указанного Порядка, источниками для включения в ЕГРН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями: документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Правительства Севастополя (далее – правоустанавливающие документы).

Согласно ранее действовавшему постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» соответствующий перечень документов содержал в своем составе аналогичные виды документов, которые указаны в действующем на момент возникновения спорных правоотношений Законе города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», согласно пункту 12 статьи 6.1 которого документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются, в частности, изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

На момент предоставления гражданину земельного участка, действовали положения части 1 статьи 77 Земельного кодекса УССР, согласно которым совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляют приусадебные участки или огороды из земель, предназначенных для этой цели, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных участков или огородов осуществляется на основе решения администрации совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.

К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 названного федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).

Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ). В частности, согласно п. 4 ч. 8 ст. 41 названного федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

Таким образом, принимая во внимание наличие вступившего в законную силу судебного постановления, признавшего незаконным отказа административного ответчика по аналогичным основаниям, является незаконным и требование органа регистрации прав о необходимости представления иного документа, подтверждающего возникновения права административного истца.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, изложенное в уведомлении №КУВД-001/2022-7534348/1 от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, в связи с чем с целью восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова, , на основании заявления Самойлюк Н. Г. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -

решил:

административный иск Самойлюк Н. Г. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2022-7534348/1.

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя внести в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости -земельном участке, расположенном по адресу: г.Севастополь, пер.Новикова,20 на основании заявления Самойлюк Н. Г. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В.Просолов