ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1215/2022 от 11.05.2022 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело а-1215/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года

Пермский районный судв составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя административного истца ФИО8 по доверенности, представителя административного ответчика ФИО3 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании по средствам видеоконференцсвязи административное дело по иску ФИО1 к Государственному комитету охраны объектов культурного наследия о признании акта по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия недействующим,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением в уточненном виде от ДД.ММ.ГГГГ к Государственному комитету охраны объектов культурного наследия о признании акта от ДД.ММ.ГГГГ по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия недействующим.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им был получен акт от ДД.ММ.ГГГГ по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия. Истец считает, что указанный акт выписан с нарушением действующего законодательства, а так же проверка и контрольные мероприятия проведены с нарушением действующего законодательства. О данном акте и прошедшей проверке или контрольных мероприятиях административный истец узнал через 7 месяцев. Контрольные и проверочные мероприятия объектов культурного наследия проводятся и порядок проведения проверок регулируется ч.1 статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. Согласно данного Постановления утвержден административный регламент, где предусмотрены сроки и последовательность проведения проверок. Административным регламентом для комитета не предусмотрен такой вид государственного надзора, как мероприятия по контролю, не определен порядок действий комитета, не определен круг лиц, подпадающих под контрольные мероприятия. Согласно регламенту, Комитет не имел полномочий на проведение мероприятий по контролю. В Акте зафиксированы обстоятельства и факты недостоверные, отображены в неполном объеме, искажены.

Указанный акт составлен без надлежащего уведомления контролируемого лица о проведении контрольных мероприятий, а также проведение осмотра в отсутствие истца. В случае личного присутствия ФИО1 мог бы воспользоваться правом на защиту, предоставлять доказательства и доказать отсутствие совей вины в захламлении земельного участка, трещинах и дефектах здания, которые он не совершал. На основании данного Акта на ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем пояснил его представитель.

Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании на последних уточненных требованиях настаивала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Так же пояснила, что составленный акт ни каким образом не нарушает прав административного истца.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконным по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

В силу ч. 7 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия. Порядок выдачи задания и его форма устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" по результатам проведенных мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия должностные лица органов охраны объектов культурного наследия вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником объекта культурного наследия регионального значения – «Насосная водопровода железной дороги», расположенного по адресу: .

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждены границы зон охраны и особые режимы использования земель зон охраны и требования к градостроительным регламентам в границах территории данных зон объекта культурного наследия регионального значения «Насосная водопровода железной дороги», расположенного по адресу: .

На основании задания председателя государственного комитета ФИО4 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством РФ), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, выданного Государственным комитетом охраны объектов культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ за поручено начальнику отдела охраны объектов культурного наследия ФИО5, главному специалисту отдела охраны объектов культурного наследия ФИО6 провести мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения – «Насосная водопровода железной дороги», расположенного по адресу: (л.д.81-82).

В результате проверки установлено, что объект содержится в ненадлежащем техническом состоянии, наблюдаются следующие дефекты: трещины; выкрашивание и участки выпадения кирпичной кладки; разрушение архитектурных элементов; нарушение целостности кровельного покрытия; следы намокания и грибкового поражения стен, что свидетельствует о неисправной системе водоотведения с кровли; разрушения отмостки по периметру здания; заполнения проемов отсутствуют; наружная отделка объекта находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются повсеместное отслоение, локальные участки утраты штукатурного слоя; внутренняя отделка объекта находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются участки выпадения кирпичной кладки, нарушение целостности перекрытий, трещины, следы намокания отделочного слоя, вандальные граффити, нарушение геометрии проемов. Прилегающая к зданию территория огорожена, не благоустроена, захламлена, имеется сорная растительность, доступ к объекту не ограничен. Данные нарушения зафиксированы в Акте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83-92).

В адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о выдаче предписания (л.д.93-94).

ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом охраны объектов культурного наследия ФИО1 выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия (л.д.96-97).

Из материалов дела следует, что мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия проведены в соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а не в рамках проверки, проведенной в отношении юридического или физического лица.

Обязательное участие физического лица (собственника) при проведении мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия нормами Федерального закона №73-ФЗ не предусмотрено.

Порядок проведения осмотра должностными лицами управления по государственной охране объектов культурного наследия соблюден.

Обжалуемый Акт от ДД.ММ.ГГГГ не содержит доказательств, ставящих под сомнение достоверность акта осмотра и приложенных к нему фотографий.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ только зафиксированы выявленные дефекты здания при осмотре и состояние прилегающей к зданию территории, указано законодательство, которое предусматривает ответственность за данное нарушение и указаны меры по устранению выявленных нарушений. Ни каких прав административного истца не затрагивается данным актом.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что акт от ДД.ММ.ГГГГ по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством РФ), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории вынесено уполномоченным на то лицом в пределах своей компетенции, с соблюдением установленного порядка его вынесения.

При проведении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия Государственный комитет охраны объектов культурного наследия руководствовался Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Государственному комитету охраны объектов культурного наследия о признании недействующим Акта по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия расположенных на территории от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным ответчиком указывалось, что ФИО1 пропущен срок предъявления заявленных требований. Суд не может согласится с данными доводами, поскольку ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление поступило в Пермский районный суд Пермского каря на портал в электронном виде (л.д.8). Узнал ФИО1 об оспариваемом акте от ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ по средствам почтового отправления (л.д.3). Таким образом, административный истец согласно ст. 219 КАС РФ подал иск в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Государственному комитету охраны объектов культурного наследия о признании акта от ДД.ММ.ГГГГ по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством РФ), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано ввой суд через Пермский районный судв течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья – подпись.

Копия верна.

Судья Е.В. Овчинникова

подлинник подшит

в гражданском деле а-1215/2022

Пермского районного суда

УИД: 59RS0-92