Дело №а-1218/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2022 года г. Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Загитовой Л.В.
при секретаре Набиуллиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению ФИО2 к Муниципальному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан, руководителю Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан Алексахиной Анне Юрьевне, исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, о признании незаконным бездействие,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ, руководителю МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ Алексахиной А.Ю. о признании незаконным бездействие в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №:483, расположенного под зданием с кадастровым номером №:114 по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №:482, расположенного под зданием с кадастровым номером №:115 по адресу: <адрес>; об обязании восстановить нарушенное право.
В обоснование административного иска указано, что ФИО2 на основании договора купли-продажи нежилых зданий от 20.06.2019 является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами №:114 и №:115 по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН 27.06.2019 сделаны записи о регистрации № и №. 20.12.2021 ФИО2 обратилась к руководителю МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ с двумя заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №:483 под зданием с кадастровым номером №:114 и земельного участка с кадастровым номером №:482 под зданием с кадастровым номером №:115, расположенных по адресу: <адрес>, на которые ответ не получен.
Протокольным определением от 13.04.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (л.д.62).
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, конверт заказного письма возвращен с отметкой «истек срок хранения» (л.д.108)
В судебном заседании представитель административного истца ФИО6, действующий на основании доверенности, требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что на момент подачи иска в суд никакие проекты договоров купли-продажи в адрес ФИО2 не направлялись. С апреля по декабрь административными ответчиками рассматривалось поданное ФИО2 заявление, после предоставления ею дополнительных документов заявление в течение полугода также не было рассмотрено. В настоящее время на предоставленные 13.04.2022 проекты договоров купли-продажи земельных участков ФИО2 в МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ направлены протоколы разногласий, поскольку она не согласна с предложенной ценой земельных участков.
Представитель административного ответчика МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ ФИО7, действующая по доверенности, в судебном заседании требования не признала, указав, что отказа в заключении договора купли-продажи не было, поскольку ФИО2 является собственником строений. Заявление рассматривалось более установленного для этого срока, так как заявителем не были в полном объеме предоставлены документы. После предоставления документов 03.12.2021, заявитель был извещен о подготовке проекта документа и отправке его на согласование. В последних проектах отражена цена земельных участков по их кадастровой стоимости, не согласившись с которой, ФИО2 направила протокол разногласий.
Представитель административного ответчика исполнительный комитет ЗМР РТ ФИО8, действующая по доверенности, требования не признала, указав, что административный истец не конкретизирует, какое именно бездействие допущено, в материалах учетного дела есть единственное заявление от 06.04.2021, с которым обращался ФИО2, в последующем было поступление дополнительных документов. В направленных заявителю проектах договоров указана цена земельных участков по их кадастровой стоимости, но заявитель с условиями договора не согласен.
Административный ответчик руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ Алексахина А.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.66).
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ, исполнительного комитета ЗМР РТ, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Часть 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом ч.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.
20.06.2019 ФИО9, именуемая в дальнейшем Продавец, и ФИО2, именуемая в дальнейшем Покупатель, заключили договор купли-продажи нежилых зданий, согласно которому Продавец продал, а Покупатель купил на праве собственности нежилые здания: Гараж (назначение: нежилое) с кадастровым номером №:115, 1-этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 259,40 кв. м, инвентарный №, лит. Б, расположенный по адресу: <адрес> и Здание старой конторы (назначение: нежилое) с кадастровым номером №:114, 1-этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 41,50 кв. м, инвентарный №, лит. А, расположенный по адресу: <адрес>. <адрес>. 27.06.2019 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан произведена государственная регистрация права собственности, присвоены номера регистрации: № и № (л.д.15).
Согласно передаточному акту, 20.06.2019 указанные нежилые здания переданы Продавцом Покупателю (л.д.16).
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости указано, что гараж с кадастровым номером №:115 площадью 259,4 кв. м, назначение: нежилое здание, и здание старой конторы с кадастровым номером №:114 площадью 41,5 кв. м, назначение: нежилое здание, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности правообладателю ФИО2 (л.д.17-20, 21-24).
Сведения в Едином государственном реестре недвижимости о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами №:483 площадью 197 +/- 5 кв.м (кадастровая стоимость ... руб.) и №:482 площадью 623 +/- 9 кв.м (кадастровая стоимость ... руб.), расположенные по адресу: <адрес>, отсутствуют, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 03.12.2021 (л.д.25-30, 31-35).
06.04.2021 ФИО2 обратилась к руководителю МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ Алексахиной А.Ю. с заявлениями (вх.№, вх.№) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №:482, расположенного под зданием (гаражом) с кадастровым номером №:115 по адресу: <адрес> (л.д.78), и земельного участка с кадастровым номером №:483, расположенного под зданием (здание старой конторы) с кадастровым номером №:114 по адресу: <адрес> (л.д.101).
03.12.2021 ФИО2 через филиал ГБУ МФЦ Зеленодольского района для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность собственникам здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, за выкуп, в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района подано заявление с приложением копий следующих документов: паспорт, доверенность, выписка из ЕГРН на земельный участок, выписка из ЕГРН на здание, распоряжение № от 12.03.2021. Номер заявления для проверки статуса на Портале государственных и муниципальных услуг РТ uslugi.tatarstan.ru № (л.д.36-37).
В этот же день через филиал ГБУ МФЦ Зеленодольского района для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность собственникам здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, за выкуп, в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района ФИО2 подано заявление с приложением копий следующих документов: паспорт, доверенность, выписка из ЕГРН на земельный участок, выписка из ЕГРН на здание. Номер заявления для проверки статуса на Портале государственных и муниципальных услуг РТ uslugi.tatarstan.ru № (л.д.38-39).
В ответе (№ от 09.12.2021) на заявления ФИО2 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами №:482, №:483, расположенными по адресу: <адрес> (на № от 03.12.2021, на № от 03.12.2021) руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ Алексахиной А.Ю. сообщается, что на ранее поданные ФИО2 заявления о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков были подготовлены и направлены на юридическую экспертизу проекты договоров купли-продажи земельных участков, о подписании договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков будет сообщено дополнительно (л.д.118).
15.12.2021 ФИО2 обратилась к руководителю МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ Алексахиной А.Ю. с заявлением (вх.№) о принятии дополнительных документов в виде технического паспорта на здание гаража, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению № от 03.12.2021 (л.д.88).
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что на момент подачи административного иска в суд никакие проекты договоров купли-продажи в адрес ФИО2 не направлялись, были предоставлены только 13.04.2022.
Согласно договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №:482 (л.д.49-50), с кадастровым номером №:483 (л.д.52-53), договор между исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ, действующим на основании Устава, в лице руководителя Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ Алексахиной А.Ю. и ФИО2 заключается на основании Закона Республики Татарстан от 26.12.2015 №108-ЗРТ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городских, сельских поселений в Республике Татарстан и органами государственной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», Закона Республики Татарстан от 26.12.2015 №109-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подп.6 п.2 ст. 39.3 и ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2021 №124 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 №827 «О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации»».
Из пункта 1 Постановления Кабинета Министров РТ от 03.10.2012 № 827 «О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан №124 от 12.03.2021) следует, что при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, цена земельного участка устанавливается в размере 100 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент поступления обращения собственника здания, сооружения либо помещений в них, расположенных на таком земельном участке, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящего постановления.
В пункте 2.2 проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №:482 сумма, подлежащая оплате за земельный участок покупателем, составляет: ... (л.д.49 оборот).
В пункте 2.2 проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №:483 сумма, подлежащая оплате за земельный участок покупателем, составляет 264301 ... (л.д.103).
11.05.2022 в адрес руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ поступили заявления ФИО2 с просьбой рассмотреть протоколы разногласий по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №:483, в котором просит пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: Сумма, подлежащая оплате за земельный участок покупателем, составляет .... (л.д.67,68) и по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №:482, в котором просит пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: Сумма, подлежащая оплате за земельный участок покупателем, составляет ... (л.д.69,70).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
С 01 марта 2015 г. Земельный кодекс Российской Федерации дополнен Главой V.1, регламентирующей предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов.
Положениями статьи 39.17 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и при отсутствии таких оснований, совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, приведенными положениями Земельного кодекса РФ установлен предельный срок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в течение которого уполномоченный орган, в числе прочего должен провести все необходимые проверочные действия и принять соответствующее решение.
Административные ответчики в срок, предусмотренный действующим законодательством для рассмотрения подобных заявлений, ни одно из указанных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ решений не приняли, что в свою очередь образует незаконное бездействие, а именно, в 30-дневный срок со дня подачи административным истцом заявлений, не исполнена обязанность по их рассмотрению и подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков, их направлению в адрес административного истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ Денисова Л.М. подтвердила, что о подготовке проекта договора купли-продажи и отправке его на согласование заявитель был извещен 03.12.2021, то есть за пределами срока, предусмотренного законодательством.
Каких-либо доказательств, исключающих или препятствующих исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ своевременно заключить с ФИО2 договоры купли-продажи испрашиваемых земельных участков, а также истребовать дополнительные документы, не представлено.
Оценив в совокупности представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО2 требования о признании бездействия незаконным, подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что 13.04.2022 в адрес административного истца направлены проекты договоров купли-продажи земельных участков, правовых оснований для удовлетворения административного иска в части восстановления нарушенных прав, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 218, 219, 226, 227, 360, ч.1 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан, руководителя Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан Алексахиной Анны Юрьевны, исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по предоставлению в собственность ФИО2 земельного участка с кадастровым номером №:483, расположенного под зданием с кадастровым номером №:114 и земельного участка с кадастровым номером №:482, расположенного под зданием с кадастровым номером №:115 по адресу: <адрес>.
В остальной части административного иска отказать.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 25.05.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение27.05.2022