ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1219/19 от 23.04.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело А-1219/2019

64RS0043-01-2019-001221-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2019 года город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Голубева И.А.,

при секретаре Палагиной Т.С.,

с участием административного истца Шадчина И.П., его представителя – адвоката Заварзина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шадчина И.П. к отделу полиции №1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову, начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции №1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову Аристовой Наталии Владимировне, заместителю начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову Ходжейса Юлии Сергеевне, заинтересованное лицо - Грендыш Е.А., о признании отказа незаконным, понуждении к совершению действия,

установил:

Шадчин И.П. обратился в суд с административным иском к ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову, заинтересованное лицо Грендыш Е.А., о признании отказа незаконным, понуждении к совершению действия, мотивировав требования следующим.

Письмом от 05.03.2019 исх. №497мс истцу было отказано во временной регистрации по адресу: 410002, <адрес>. Основанием отказа послужило отсутствие согласия собственника — Грендыш Е.А. Однако данный вывод является незаконным и необоснованным, так как в силу мирового соглашения от 20.12.2018, утверждённого определением Волжского районного суда города Саратова от 20.12.2018, Грендыш Е.А. предоставила Шадчну И.П. право временного проживания до 01.05.2019 по адресу: 410002, <адрес>, что даёт Шадчину И.П. право на временную регистрацию по месту проживания до 01.05.2019. Отсутствие временной регистрации нарушает конституционные права Шадчина И.П. как избирателя, право на получение медицинской помощи. В связи с этим просил признать незаконным отказ ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову во временной регистрации Шадчина И.П. по адресу: 410002, <адрес>; обязать ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову произвести временную регистрацию Шадчина И.П. по адресу: 410002, <адрес>, сроком до 01.05.2019.

Определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены УМВД России по городу Саратову, начальник Отдела по вопросам миграции ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову Аристова Н.В., заместителя начальника Отдела по вопросам миграции ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову Ходжейса Ю.С.

В судебном заседании административный истец административное исковое заявление поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям, дополнительно пояснив следующее. Заключение мирового соглашения и утверждение его определением суда означает возникновение у Грендыш Е.А. и Шадчина И.П. определенных взаимных обязательств и обязанностей. Часть из них относится к частноправовым (право на проживание в кв.74, обязанность оплачивать коммунальные платежи), а часть к публично-правовым. К числу последних, в силу наличия императивных положений, установленных действующим законодательством, относится обязанность Грендыш Е.А. как формального собственника кв.74 выполнить публично-правовые требования по осуществлению временной регистрации Шадчина И.П. по месту его временного проживания. Фактически подписание мирового соглашения и утверждение его определением суда является иным основанием, предусмотренным ст.6 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для возникновения ограниченных по времени жилищных прав Шадчина И.П., т.е. согласие Грендыш Е.А. на вселение его в кв.74 в установленном порядке и публично-правовые обязанности Шадчина И.П. обратиться за временной регистрацией по месту временного проживания. Однако, в нарушение установленных законодательством правил и заключенного ей самой мирового соглашения, Грендыш Е.А. категорически возражала против временной регистрации (до 01.05.2019) Шадчина И.П. по данному адресу. С учетом указанных положений Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 нет никакой необходимости в особом упоминании в тексте мирового соглашения отдельного условия о временной регистрации Шадчина И.П. по адресу: 410002, г. Саратов, ул. Комсомольская д.28/30, кв.74. Указанные императивные нормы законодательства действуют прямо и непосредственно, независимо от указания на них сторонами соглашений о возникновении частноправовых прав и обязанностей. Отказом во временной регистрации административного истца по адресу: 410002, г. Саратов, ул. Комсомольская д.28/30, кв.74, нарушены его права и законные интересы на получение медицинской помощи, участие в выборах, заключения и исполнения договоров, созданы препятствия в осуществлении его прав, исполнении обязанностей по заключенным договорам и в реализации иных законных интересов, в частности, свободы выбирать место жительства и места временного пребывания. При этом со стороны административного ответчика в письме от 05.03.2019 исх.497мс не приведены доказательства наличия в отношении административного истца оснований ограничения его права как гражданина РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, установленные ст.8 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1. В отсутствии таковых подлежат применению положёния ст.6 указанного закона, согласно которым гражданин Российской Федерации для регистрации по месту жительства обращается в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме для регистрации по месту жительства и должен предъявить только: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Отказ ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову во временной регистрации административного истца по мотиву необходимости представления им иных документов создает ему препятствия при решении вопроса о нахождении жилья или приобретения его в кредит, с тем, чтобы исполнить в срок мировое соглашение от 20.12.2018, утвержденное определением Волжского районного суда г. Саратова от 20.12.2018, о выселении не позднее 01.05.2019 из указанной выше квартиры. Требование административного ответчика о представлении Шадчиным И.П. ему письменного согласия всех участников долевой собственности, а также свидетельства о государственной регистрации права на указанное жилое помещение, либо выписки из ЕГРН, противоречит действующему законодательству и не основано на правильном толковании и применении законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий в сфере осуществления регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания) граждан. Таким согласием является подписанное представителем формального собственника кв.74 Грендыш Е.А. вышеуказанного мирового соглашения от 20.12.2018, неоднократно представляемое административному ответчику.

Представитель административного истца – адвокат Заварзин Е.В. в судебном заседании исковое заявление поддержал по основаниям, указанным выше.

Заинтересованное лицо - Грендыш Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставила письменный отзыв, в котором просила в иске отказать по следующим основаниям. По адресу: 410002, <адрес>, истец никогда зарегистрирован не был, это квартира Грендыш Е.А., членом семьи которой истец также не является. Поскольку проживание административного истца в квартире, принадлежащей заинтересованному лицу, представляло собой обременение жилого помещения, которым истец не может пользоваться, в силу ст.304 ГК РФ в ноябре 2018 года Грендыш Е.А. обратилась в Волжский районный суд г. Саратова с иском к Шадчину И.П. о восстановлении нарушенного права пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности, и выселении. Шадчин И.П., признавая право собственности на кв.74 за Грендыш Е.А., просил предоставить ему временную регистрацию в кв.74 и срок для выселения до 01.07.2019. Грендыш Е.А. была категорически против регистрации Шадчина И.П. в своей квартире, в связи с чем сторонами по делу 20.12.2018 было заключено Мировое соглашение, в соответствии с которым Шадчину И.П. было предоставлено право проживания в кв.74 в зимний период до 01.05.2019 с обязательством уплаты за весь период проживания коммунальных услуг и без регистрации в кв.74. Определением Волжского районного суда г.Саратова от 20.12.2018 по делу №2-5034/2018 Мировое соглашение утверждено и вступило в законную силу 10.01.2019. Считала отказ ОП №1 в составе УМВД РФ по г. Саратову во временной регистрации Шадчина И.П в квартире №74, принадлежащей на праве собственности заинтересованному лицу, законным и обоснованным, так как заявление о временной регистрации в квартире собственника Грендыш Е.А. подано Шадчиным И.П. за ее спиной в связи с отсутствием ее согласия как собственника, а мировым соглашением от 20.12.2019 право регистрации в кв.74 Шадчину И.П. не предоставлено.

Начальник отдела по вопросам миграции ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову Аристова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении не просила, предоставила письменные пояснения, согласно которым оснований для временной регистрации истца не имелось.

Иные участники дела, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, причины неявки неизвестны.

Учитывая положения ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу определением Волжского районного суда г. Саратова от 20.12.2018 утверждено мировое соглашение по гражданскому делу по иску Грендыш Е.А. к Шадчину И.П. о выселении, согласно которому Шадчин И.П. обязуется выселиться из жилого помещения, расположенного по адресу: 410002, <адрес>, в срок не позднее 01.05.2019, а также оплачивать коммунальные услуги в данный период; расходы сторон, связанные прямо или косвенно с настоящим делом по вышеуказанному иску, сторонами друг другу не возмещаются; производство по указанному делу было прекращено.

Согласно пояснениям истца, на основании данного определения суда в конце январе 2019 года Шадчин И.П. обратился в отдел по вопросам миграции ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову с заявлением о регистрации его по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Согласно письму начальника Отдела по вопросам миграции ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову Аристовой Н.В. от 13.02.2019 Шадчину И.П. указано на необходимость предоставления письменного согласия собственника жилого помещения (нанимателя) на регистрацию граждан по месту жительства, по месту пребывания.

18.02.2019 Шадчин И.П. вручил начальнику Отдела по вопросам миграции ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову Аристовой Н.В. письмо, в котором указал на то, что его право временного проживания в квартире <адрес> возникло на основании судебного акта - определения Волжского районного суда г. Саратова от 20.12.2018, поэтому просил произвести его временную регистрацию по указанному выше адресу.

Согласно ответу заместителя начальника Отдела по вопросам миграции ОП №1 в составе УМВД России по городу Саратову Ходжейса Ю.С. от 05.03.2019 Шадчину И.П. повторно было отказано в регистрации по месту пребывания, указано на то, что определение Волжского районного суда г. Саратова от 20.12.2018 не является основанием дл его вселения в указанное выше жилое помещение. Истцу повторно предложено предоставить письменное согласие собственника на вселение в жилое помещение.

В соответствии с чч.1,2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, законность вышеуказанных действий должностных лиц подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

Установленный ст.219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила), которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет).

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.2 Правил).

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина (п.3 Правил).

В силу п.9 Правил граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» и Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373, Приказом МВД России от 31.12.2017 №984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно пп.40-41 Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме №1 (приложение №4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные п.41 Административного регламента.

Заявление о регистрации по месту пребывания оформляется в одном экземпляре и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

Бланк заявления о регистрации по месту пребывания заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.

Заявление о регистрации по месту пребывания представляется лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случаев подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, почтового отправления.

Одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель представляет следующие документы:

Паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).

Документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

При предъявлении документа, являющегося основанием для временного проживания в жилом помещении, удостоверенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, или его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не удостоверяется, подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя в нем удостоверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности.

Согласие на временное проживание гражданина в жилом помещении удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

В силу п.58 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:

Нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению.

Отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, обратившись с заявлением о регистрации по месту пребывания, Шадчин И.П. представил заявление о регистрации по месту пребывания, которое не было подписано собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении, а документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности, не предоставил.

Таким образом, Шадчиным И.П. были нарушены положения пп.40-41 Административного регламента, что в силу п.58 Административного регламента явилось основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

При этом несостоятельной является ссылка истца на определение Волжского районного суда г. Саратова от 20.12.2018 об утверждении мирового соглашения по гражданскому делу по иску Грендыш Е.А. к Шадчину И.П., как на основание для регистрации истца по месту пребывания.

Указанным выше определением суда на истца возложена обязанность не позднее определенного срока выселиться из жилого помещения, основанием для регистрации истца по месту пребывания оно не является, согласия собственника жилого помещения на регистрацию Шадчина И.П. по месту пребывания данное определение не содержит.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что применительно к чч.9, 11 ст.226 КАС РФ административным ответчиком при рассмотрении дела было доказано, что отказ в регистрации основан на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные отношения; прав и законных интересов не нарушает; соответствует компетенции органа государственной власти и установленному порядку принятия подобного рода решений.

Поскольку судом не установлено необходимой совокупности, поименованной в ч.2 ст.227 КАС РФ, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований суд не находит, поэтому в иске нужно отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175 - 181, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Шадчина И.П. к отделу полиции №1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову, начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции №1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову Аристовой Наталии Владимировне, заместителю начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №1 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову Ходжейса Юлии Сергеевне, заинтересованное лицо - Грендыш Е.А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2019 года.

Судья И.А. Голубев