ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-122/2020УИД от 14.05.2020 Селемджинского районного суда (Амурская область)

Дело а-122/2020 УИД: 28RS0-36

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2020 года пгт. Экимчан

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Булат А.П.,

при секретаре Прокопенко Н.А.,

с участием прокурора Селемджинского района Астахова П.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селемджинского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования Стойбинский сельсовет Селемджинского района Амурской области, к Стойбинскому сельскому Совету народных депутатов о признании незаконным бездействия по непринятию мер к досрочному прекращению полномочий депутата Нестерчук Жанны Леонидовны в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по результатам рассмотрения представления прокуратуры Селемджинского района об устранении нарушений федерального законодательства противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии полномочий с депутата Нестерчук Ж.Л.», обязании принять на внеочередном заседании решение о досрочном прекращении полномочий депутата Нестерчук Жанны Леонидовны по основанию, предусмотренному частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обращении решения суда к немедленному исполнению,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Селемджинского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования администрации Стойбинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, обратился в суд с указанным административным иском, с учётом уточнений административных исковых требований, к Стойбинскому сельскому Совету народных депутатов, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Селемджинского района проведена проверка соблюдения депутатами Стойбинского сельского Совета народных депутатов требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что Нестерчук Ж.Л., избранная депутатом Стойбинского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва решением избирательной комиссии муниципального образования Стойбинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в течение четырёх месяцев со дня избрания депутатом не предоставила сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В связи с чем, прокурором Селемджинского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Стойбинского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва внесено представление об устранении нарушений федерального антикоррупционного законодательства. Решением Стойбинского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований прокурора отказано. Согласно сведений, предоставленных Управлением государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ депутаты Стойбинского сельского Совета народных депутатов сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, - не представили. При этом, Стойбинский сельский Совет народных депутатов располагает полным объёмом информации о нарушениях законодательства, допущенных депутатом седьмого созыва. После обращения в суд с настоящим административным иском, решением Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ полномочия депутата Нестерчук Ж.Л. прекращены досрочно на основании её заявления об отставке по собственному желанию, что противоречит действующему антикоррупционному законодательству. Учитывая вышеизложенное, а также положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», статьи 4.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в <адрес>», ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит суд:

- признать незаконным бездействие представительного органа – Стойбинского сельского Совета народных депутатов в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Нестерчук Жанны Леонидовны в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- признать незаконным решение Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по результатам рассмотрения представления прокуратуры Селемджинского района об устранении нарушений федерального законодательства противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ;

- признать незаконным решение Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии полномочий с депутата Нестерчук Ж.Л.», вынесенное по результатам рассмотрения заявления Нестерчук Ж.Л.;

- возложить на представительный орган - Стойбинский сельский Совет народных депутатов обязанность принять на внеочередном заседании Стойбинского сельского Совета народных депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутата Нестерчук Жанны Леонидовны по основанию, предусмотренному частью 7.1 статьи 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- решение суда обратить к немедленному исполнению.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований с учётом их уточнений настаивал по доводам, изложенным в административном иске. Полагал, что довод административного ответчика о прекращении настоящего административного дела в связи с принятием решения о прекращении полномочий 5 депутатов на основании их заявлений об отставки по собственному желанию, и отсутствием у административного ответчика возможности осуществлять свои процессуальные права и обязанности, - необоснован, поскольку решения Стойбинского сельского Совета народных депутатов о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО7, ФИО7, Нестречук Ж.Л., ФИО7 в связи с их отставкой по собственному желанию оспариваются административным истцом в судебном порядке. Кроме того, установленный законодательством срок предоставления сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера депутата Нестерчук Ж.Л. истёк ДД.ММ.ГГГГ. Вопрос о досрочном прекращении полномочий Нестерчук Ж.Л. должен был быть решён Стойбинским сельским Советом народных депутатов не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако представительным органом решение о досрочном прекращении полномочий депутата, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, в указанный выше срок, а также после внесения в адрес Стойбинского сельского Совета народных депутатов представления прокурора, - принято не было. В связи с чем, учитывая, что муниципальная должность носит публичный характер, нарушения, допущенные депутатом в связи с прохождением муниципальной службы затрагивают интересы неограниченного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации, просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку дальнейшее промедление по принятию указанного решения может привести к значительному ущербу публичным интересам.

Представитель административного ответчика Стойбинского сельского Совета народных депутатов в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Из письменных возражений на административный иск, предоставленных представителем административного ответчика следует, что Стойбинский сельский Совет народных депутатов с требованиями административного иска не согласен, считает, что требования административного истца не мотивированы, не достаточно подтверждены доказательствами. Требование об обязании представительного органа местного самоуправления принять конкретное решение по конкретному вопросу незаконно. Требование административного истца об обращении решения суда к немедленному исполнению также немотивированно, в связи с чем, административный ответчик лишён возможности в полной мере определить свою позицию по указанному вопросу. Полагает, что при принятии административного иска и уточнённых административных требований административного истца к производству суда, произошло не уточнение исковых требований, а их дополнение, были изменены предмет и основания административного иска, что противоречит требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Также была произведена замена административного ответчика, решение в части требования о досрочном прекращении полномочий депутата не принято. На момент обращения административного истца в суд с настоящим административным иском, Стойбинский сельский Совет народных депутатов обладал полной процессуальной правоспособностью и дееспособностью. Согласно Уставу муниципального образования, численность Стойбинского сельского Совета народных депутатов составляет 8 человек, избрано и приступило к выполнению обязанностей 8 депутатов. Все решения в соответствии с Уставом и Регламентом Стойбинского сельского Совета народных депутатов принимаются коллегиально (часть большинством голосов от числа избранных депутатов, часть квалифицированным большинством), соответственно, свои полномочия представительный орган может осуществлять при наличии двух третей депутатов от установленного их числа. Однако в ходе рассмотрения дела полномочия четырёх депутатов прекращены, полномочия одного депутата были прекращены ещё до обращения административного истца в суд с указанным иском. Таким образом, в Стойбинском сельском Совете народных депутатов осталось 3 действующих депутата, в связи с чем, административный ответчик не имеет возможности осуществлять свои процессуальные права, нести процессуальные обязанности, и не имеет возможности исполнить любое решение суда, принятое по данному административному делу. При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства, просит прекратить производство по делу в связи с утратой представительным органом местного самоуправления процессуальных правоспособности и дееспособности.

Заинтересованное лицо Нестерчук Ж.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представители заинтересованных лиц муниципального образования администрации Стойбинского сельсовета, избирательной комиссии муниципального образования Стойбинского сельсовета, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не представили.

При указанных обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение сторон, а также то, что явка сторон с учётом характера административного иска не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Учитывая изложенное, предмет заявленных административных исковых требований, суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд с данным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования Стойбинского сельсовета.

В силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее Федерального закона №230-ФЗ) невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона №230-ФЗ, обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона №230-ФЗ, является правонарушением.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №230-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное частью 1 рассматриваемой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 24 октября 2019 года N 2952-О).

Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Части 4 и 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в течение четырёх месяцев со дня избрания депутатом.

Аналогичные нормы закреплены в ст.4.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в <адрес>».

Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 16 статьи 28 Устава Стойбинского сельсовета депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Нестерчук Ж.Л. избрана депутатом Стойбинского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва, что подтверждается решением избирательной комиссии муниципального образования Стойбинского сельсовета Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой Селемджинского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что депутатом Стойбинского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва Нестерчук Ж.Л. в четырёх месячный срок со дня избрания в депутаты не были представлены сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении супруга, несовершеннолетних детей.

Из ответа Управления государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на ДД.ММ.ГГГГ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Стойбинского сельского Совета народных депутатов не поступали.

Доказательств предоставления сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей депутатом Стойбинского сельского Совета народных депутатов Нестерчук Ж.Л. в установленные законом сроки материалы дела не содержат, не представлено таких доказательств административным ответчиком и заинтересованным лицом Нестерчук Ж.Л. и в судебное заседание.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что депутатом Стойбинского сельского Совета народных депутатов седьмого созыва Нестерчук Ж.Л. были нарушены ограничения, не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, что является грубым нарушением требований федерального законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления.

Допущенное Нестерчук Ж.Л. нарушение является основанием для досрочного прекращения её полномочий и в отношении указанного депутата подлежала применению процедура досрочного прекращения полномочий в соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий принимает представительный орган муниципального образования согласно ч.11 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Прокурором Селемджинского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Стойбинского сельского Совета народных депутатов было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставлен вопрос об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ Стойбинским сельским Советом народных депутатов представление прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства противодействия коррупции рассмотрено. По результатам рассмотрения указанного представления административным ответчиком принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении председателю Стойбинского сельского Совета народных депутатов ФИО7 дисциплинарного взыскания в виде замечания, и о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Управление государственной гражданской службы и профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, действующим законодательством, чётко определены действия представительного органа, которые он должен совершить при поступлении информации о нарушении депутатом требований антикоррупционного законодательства.

Привлечение председателя сельского Совета народных депутатов к дисциплинарной ответственности в виде замечания и обязание предоставить сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в Управление государственной гражданской службы и профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, - не свидетельствует о том, что представительным органом Стойбинским сельским Советом народных депутатов выполнены положения части 10.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей досрочное прекращение полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что депутатом Нестерчук Ж.Л. допущено грубое нарушение положений антикоррупционного законодательства, по результатам рассмотрения представления прокуратуры решение о досрочном прекращении полномочий депутата не принято, суд приходит к выводу, что решение Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, а также бездействие представительного органа в части непринятия мер по досрочному прекращению полномочий депутата являются незаконными, поскольку последствия в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, являются безальтернативными.

Из материалов дела следует, что после обращения прокурора с настоящим административным иском в суд, депутат Нестерчук Ж.Л. обратилась в представительный орган с заявление о прекращении полномочий депутата досрочно по собственному желанию, решением Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ с Нестерчук Ж.Л. сняты полномочия депутата, при этом указанное решение не содержит указания на основание, по которому досрочно прекращены полномочия депутата. Вместе с тем, из анализа оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ и письменной позиции административного ответчика следует, что административным ответчиком досрочно прекращены полномочия депутата Нестерчук Ж.Л. в связи с её отставкой по собственному желанию.

Однако, решение о досрочном прекращении депутата в связи с отставкой по собственному желанию нарушает установленный п.4 ст.3 Закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" принцип противодействия коррупции в виде неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, препятствует пресечению и предупреждению коррупционных нарушений, которые в соответствии с указанным законом составляют деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции.

При этом суд обращает внимание, что Стойбинский сельский Совет народных депутатов имел законные основания для прекращения полномочий депутата Нестерчук Ж.Л. за совершение коррупционного правонарушения на основании ч.10.1 ст.40 ФЗ от 6 октября 2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку на момент рассмотрения её заявления о прекращении полномочий по собственному желанию в Стойбинском сельском Совете народных депутатов находилось представление прокурора Селемджинского района, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, копия определения Селемджинского районного суда о принятии настоящего административного искового заявления к производству суда, проведении подготовки по делу и назначении дела к судебному разбирательству.

Таким образом, основание прекращения полномочий депутата Нестерчук Ж.Л. не соответствует Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что свидетельствует об обоснованности требования прокурора о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении полномочий депутата Нестерчук Ж.Л.» незаконным.

Кроме того, суд, не подменяя полномочий представительного органа местного самоуправления, полагает необходимым возложить на Стойбинский сельский Совет народных депутатов обязанность принять решение о применении к депутату Стойбинского сельского Совета народных депутатов Нестерчук Жанне Леонидовне меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата Стойбинского сельского Совета народных депутатов по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом, суд учитывает, что Стойбинский сельский Совет народных депутатов не обладает свободой усмотрения в вопросе принудительного прекращения полномочий депутата в силу установления доказательств, свидетельствующих о нарушении им предусмотренной законом императивной обязанности, не исполнение которой влечёт прекращение полномочий. В связи с чем, возложение на представительный орган обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» не влечёт нарушений конституционных принципов самостоятельности органов местного самоуправления.

Рассматривая требование административного истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

В силу ч.11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Учитывая, что установленный законодательством срок предоставления сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера истёк ДД.ММ.ГГГГ, в силу указанных выше правовых норм вопрос о досрочном прекращении полномочий Нестерчук Ж.Л. должен был быть решён Стойбинским сельским Советом народных депутатов не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако представительным органом решение о досрочном прекращении полномочий депутата, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, в указанный выше срок, а также после внесения в адрес Стойбинского сельского Совета народных депутатов представления прокурора, принято не было.

При таких обстоятельствах, учитывая, что муниципальная должность носит публичный характер, нарушения, допущенные депутатом в связи с прохождением муниципальной службы затрагивают интересы неограниченного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации, а также то, что предусмотренный действующим законодательством срок, в течение которого представительным органом должно было быть принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата, допустившего нарушение антикоррупционного законодательства, истёк, суд приходит к выводу, что дальнейшее промедление по принятию указанного решения может привести к значительному ущербу публичным интересам. В связи с чем, требование административного истца об обращении решения к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.

При этом довод административного ответчика о том, что требование административного истца об обращении решения к немедленному исполнению не мотивировано, в связи с чем, административный ответчик лишён возможности согласовать свою правовую позицию по данному вопросу суд находит необоснованным, так как в судебном заседании прокурор указал мотивы, по которым решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.

Довод административного ответчика о том, что требования административного истца не основаны на доказательствах, опровергается исследованными в судебном заседании материалами дела.

Довод административного ответчика о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что после принятия решения о прекращении полномочий 5 депутатов, административный ответчик не имеет возможности осуществлять свои процессуальные права и обязанности в административном судопроизводстве, суд также находит необоснованным, поскольку в судебном заседании решение о досрочном прекращении депутата Нестерчук Ж.Л. в связи с её отставкой по собственному желанию признано незаконным, решения Стойбинского Совета народных депутатов о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО7, ФИО7, ФИО7 в связи с их отставкой по собственному желанию оспариваются в судебном порядке административным истцом. При этом, суд учитывает, что из Устава Стойбинского сельсовета следует, что большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов утверждается законодательная инициатива, решение вопроса о досрочном прекращении депутата на основании ч.10.1 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к законодательной инициативе не относится.

Учитывая, что уточнения административным истцом административных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ касаются одного и того же основания, заявленные административным истцом требования и их уточнения связаны между собой, суд приходит к выводу, что требования статьи 46 КАС РФ не нарушены, довод административного ответчика о том, что административным истцом были изменены предмет и основания административного иска опровергается материалами дела. Замена ненадлежащего ответчика произведена в связи с уточнением административных исковых требований административного истца в соответствии со ст.135 КАС РФ.

Довод административного ответчика о том, что судом не принято решение по ранее заявленному административным истцом требованию о досрочном прекращении полномочий депутата, - суд также находит необоснованным, поскольку в ходе подготовки по настоящему делу судом были приняты уточнения исковых требований в редакции, указанной истцом, которые данного требования не содержали. Отсутствие отдельного определения о прекращении производства по делу в данной части не влечёт отказ в удовлетворении административных исковых требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Селемджинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Стойбинский сельсовет Селемджинского района Амурской области, к Стойбинскому сельскому Совету народных депутатов, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие представительного органа - Стойбинского сельского Совета народных депутатов в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Нестерчук Жанны Леонидовны в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Признать незаконным решение Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по результатам рассмотрения представления прокуратуры Селемджинского района об устранении нарушений федерального законодательства противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии полномочий с депутата Нестерчук Ж.Л.», вынесенное по результатам рассмотрения заявления Нестерчук Ж.Л.

Обязать представительный орган - Стойбинский сельский Совет народных депутатов принять на внеочередном заседании Стойбинского сельского Совета народных депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутата Нестерчук Жанны Леонидовны по основанию, предусмотренному частью 7.1 статьи 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Селемджинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.П. Булат

Решение суда принято в окончательной форме 17 мая 2020 года.