ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1247/2022 от 16.08.2022 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело а-1247/2022 (УИД 41RS0001-01-2021-002814-68)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2022 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре П.В. Пасека, с участием представителя административного истца Малькова А.А. - адвоката Жентерик А.В., действующего на основании ордера и удостоверения, представителя административного ответчика Министерства обороны РФ до доверенности Астафьевой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Малькова Александра Александровича к Федеральному государственному автономному учреждению "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

Мальков А.А. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд <адрес> с иском к 3 отделу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании незаконным решения, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения жилищная субсидия. В обоснование иска указал, что истец проходил военную службу по контракту в войсковой части 99015-2 в должности техника группы управления ракетной боевой части атомной подводной лодки «Святой Георгий Победоносец». Общая продолжительность военной службы по контракту в Минобороны РФ в календарном исчислении составляет более 19 лет, в льготном исчислении более 37 лет. Приказом командующего подводными силами Тихоокеанского флота от 23.11.2017г. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части 36030 от 24.03.2018г. с 13.03.2018г. исключен из списков личного состава воинской части. Поскольку выслуга на военной службе у истца составляет более 10 лет в календарном исчислении (19 лет 3 мес. 27 дней), и он уволен по льготной статье - в связи с проведением ОШМ, то имеет право быть обеспеченным жилым помещением за счет средств Минобороны РФ в форме жилищной субсидии, что прямо предусмотрено абз.12 п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ. В настоящее время проживает в служебном жилом помещении по договору найма служебного жилого помещения от 13.09.2007г., предоставленного на период прохождения военной службы (ЗАТО <адрес> края). По всей территории РФ у истца отсутствует какое-либо жилое помещение на праве собственности (или доля в праве собственности), чем подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДАТА № КУВИ-002/2021-15389371 по территории РФ. Решением 3 отдела ФГКУ Востокрегионжилье Минобороны РФ от ДАТА истцу отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с формой обеспечения - жилищная субсидия. Из текста оспариваемого решения следует, что поскольку Мальков А.А. обратился в 3 отдел ФГКУ Востокрегионжилье Минобороны РФ 14.05.2018г., после его исключения из списков личного состава воинской части (13.03.2018г.), то оснований для вынесения решения о принятии на учет нуждающихся не имеется. Просил удовлетворить его исковое заявление по следующим правовым основаниям, поскольку отказ в принятии истца на учёт нуждающихся нарушает его право быть обеспеченным за счет средств МО РФ жилищной субсидией для приобретения жилого помещения в собственность. На основании п.1 Приказа МО РФ от 30.09.2010г. кадровые органы ВС РФ предоставляют информацию о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи в структурные подразделения уполномоченного органа в десятидневный срок. Однако такие сведения предоставлены из войсковой части 36030 не были. Из справки военного комиссариата <адрес> от 30.03.2020г. следует, что личное дело Малькова А.А. было направлено 15.08.2017г. в ФЭУ Тихоокеанского флота (<адрес>), а поступило в военный комиссариат <адрес> только 12.04.2018г. Таким образом, истец по уважительной причине не смог обратиться до дня своего исключения из списков личного состава воинской части в 3 отдел ФГКУ Востокрегионжилье МО РФ, поскольку с приказом об увольнении его с военной службы истца под роспись никто не ознакомил, а его личное дело находилось в <адрес>, которое было направлено командованием войсковой части 99015-2, где он проходил военную службу, в <адрес> края, в связи с чем как на момент его увольнения с военной службы, так и на момент его исключения из списков личного состава воинской части, в котором находятся правоустанавливающие документы, связанные с прохождением военной службы военнослужащим, личное дело отсутствовало. Более того, согласно отпускного билета войсковой части 99015-2, истец был отправлен в отпуск сроком на 95 суток в период с 4 07.2017г. по 6.10.2017г., а следом в отпуск на 64 суток в период с 16.10.2017г. по 18.12.2017г. Ссылаясь на ст.3, 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, п.25 постановления Пленума ВС РФ указал, что право быть обеспеченным жилищной субсидией за счет средств Минобороны РФ у истца имеется, поскольку такое право возникает при условии увольнения с военной службы в связи с организационно-­штатными мероприятиями и выслугой на военной службе в календарном исчислении более 10 лет, с условием обеспечения служебным жилым помещением на период прохождения военной службы. Ссылка 3 отдела ФГКУ Востокрегионжилье Минобороны РФ на то, что оснований для постановки на учет нуждающихся не имеется по причине поступления документов в 3 отдел ФГКУ Востокрегионжилье Минобороны РФ 16.05.2018г. (заказным ценным письмом), то есть после исключения из списков личного состава воинской части (13.03.2018г.) являются несостоятельными, поскольку с приказом об увольнении с военной службы истца не ознакомили под роспись, а также ввиду отсутствия его личного дела в войсковой части как на момент его увольнения с военной службы, так и на момент его исключения из списков личного состава воинской части, и учитывая непродолжительное время между датой исключения его из списков личного состава воинской части и поступления документов в 3 отдел ФГКУ Востокрегионжилье Минобороны РФ, в связи с чем ответчик не имел права на вынесения оспариваемого решения и нарушения права истца на жилище, гарантированное Конституцией РФ. В связи с чем считал, что имеются правовые основания для реализации его права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с выслугой более 19 лет в календарном исчислении и увольнению по льготному основанию (ОШМ). На основании изложенного, руководствуясь п.1 Приказа Минобороны РФ .09.2010г., абз.12 п.1 ст.15, п.4 ст.3 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, п.25 постановления Пленума ВС РФ от 05.2014г., просил: Признать право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с формой обеспечения - жилищная субсидия при уполномоченном органе Минобороны РФ ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ; Признать незаконным решение 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 12.07.2018г. об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения жилищная субсидия; Обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения жилищная субсидия.

В ходе судебного разбирательства по делу ответчиком 3 ТО "Камчатский" филиала "Восточный" представлены возражения на иск, где указано, что ФГКУ "Востокрегионжилье" реорганизовано в форме присоединения к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ на основании приказа Министра обороны РФ от ДАТА "О реорганизации ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений". Приказом Министра обороны РФ от ДАТА ФГАУ «Росжилкомплекс» определён специализированной организацией МО РФ, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством РФ в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. 15.03.2021г. внесена запись о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. ТО «Камчатский» филиала «Восточный» (ранее 3 отдел Петропавловск-Камчатский) ФГКУ «Востокрегионжилье») филиалом, представительством не является, признаками юридического лица не обладает. В соответствии с приказом ФГАУ «Росжилкомплекс» от 29.01.2021г., для осуществления деятельности Учреждения, за филиалом «Восточный» закреплены территории, в том числе, <адрес>. Исходя из чего, ФГКУ «Востокрегионжилье» является ненадлежащим ответчиком по данному спору, в связи, е чем имеются основания для замены ответчика на ФГАУ «Росжилкомплекс». ФГАУ «Росжилкомплекс» возражает против удовлетворения иска. Согласно учетного дела истца, Мальков А.А. уволен с военной службы 13.03.2018г. С момента увольнения Мальков А.А. утратил статус военнослужащего. Документы для признания Малькова А.А. нуждающимся в получении жилого помещения поступили в 3 Отдел (<адрес>) 16.05.2018г. К этому моменту истец статус военнослужащего утратил. Таким образом, правовых оснований признать за Мальковым А.А. право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не имеется. На момент увольнения истца с военной службы и исключения из списков состава войсковой части порядок учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался в том числе Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДАТА (далее Правила). Согласно п.9 Правил, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лег в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении. дельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы но состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства основаниям, указанным в п.6 настоящих правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. Таким образом, из анализа указанных норм права, следует что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы. При этом указанные военнослужащие нс лишены права обратиться с заявлением о признании их нуждающимися в органы местного самоуправления. На момент увольнения с военной службы Мальков А.А. как, военнослужащий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, признан не был. Учитывая изложенные выше обстоятельства, утрату Мальковым А.А. статуса военнослужащего, отсутствия данных о постановке его на соответствующий учет в установленном законом порядке до даты увольнения с военной службы, момент обращения истца в 2018г. с заявлением о принятии его на учет у ФГКУ «Восгокрегионжилье» отсутствовали основания для признания его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства после его увольнения с военной службы. Руководствуясь действующим законодательством, просили заменить ответчика с ФГКУ «Восгокрегионжилье» на ФГАУ "Росжилкомплекс", в удовлетворении требований Малькову А.А. отказать в полном объеме.

В ходе судебного разбирательства по делу истец представил заявление об уточнении иска, где просил: Признать незаконным решение ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ (ФГАУ "Росжилкомплекс") от 12.07.2018г., являющегося правопреемником ФГКУ "Восторегионжилье" МО РФ об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения жилищная субсидия; Возложить на ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ (ФГАУ "Росжилкомплекс") обязанность в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть его документы о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения жилищная субсидия.

Протокольным определением от 21.04.2021г. Петропавловск-Камчатский городской суд <адрес> произвел замену ненадлежащих ответчиков ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ и 3 отдел ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ на надлежащего ФГАУ "Росжилкомплекс".

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда <адрес> от 11.05.2021г. гражданское дело по иску Малькова Александра Александровича к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ об оспаривании решения и возложении обязанности, передано на рассмотрение по подсудности в Кировский районный суд г.Хабаровска.

Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 22.10.2021г. в удовлетворении иска Малькова Александра Александровича к ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ, Министерству обороны РФ о признании незаконным решения, возложении обязанности, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от 12.01.2022г. решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 22.10.2021г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Малькова А.А. - без удовлетворения.

Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2022г. дело по иску Малькова А.А. к ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ, МО РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма передано в судебную коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2022г. решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 22.10.2021г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от 12.01.2022г., отменены. Административное дело направлено в Кировский районный суд г.Хабаровска на новое рассмотрение в ином составе судей.

Настоящее административное дело поступило в Кировский районный суд г.Хабаровска из Девятого кассационного суда общей юрисдикции 30.05.2022г., определением Кировского районного суда г.Хабаровска от 03.06.2022г. принято к производству суда и назначено судебное разбирательство.

В судебное заседание административный истец Мальков А.А. не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в сое отсутствие не просил.

Представитель административного истца адвокат Жентерик А.В., действующий на основании ордера и удостоверения заявленный административный иск поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Ранее согласно представленным письменным возражениям указали, что право на жилище военнослужащих закреплено статьей 15 ФЗ от ДАТА № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с указанной статьей данного Закона, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации". Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. В целях организации в Вооруженных Силах РФ деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, приказом Министра обороны РФ 2010 года - утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма и Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, служебных жилых помещений. Ссылаясь на ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" указали, что согласно учетного дела истца, Мальков А.А. уволен с военной службы 13.03.2018г. С момента увольнения Мальков А.А. утратил статус военнослужащего. Ссылаясь на ст.2 ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.38 ФЗ от ДАТА № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п.4 ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв.Указом Президента РФ от ДАТА указали, что днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава части. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы. Документы для признания Малькова А.А. нуждающимся в получении жилого помещения поступили в 3 Отдел (<адрес>) 16.05.2018г. К этому моменту истец статус военнослужащего утратил. Таким образом, ответчик оснований признать за Мальковым А.А. право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не усматривал. также полагал, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы. При этом указанные военнослужащие не лишены права обратиться с заявлением о признании их нуждающимися в органы местного самоуправления. На момент увольнения с военной службы Мальков А.А. как, военнослужащий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, признан не был. Учитывая изложенные обстоятельства, утрату Мальковым А.А. статуса военнослужащего, отсутствия данных о постановке его на соответствующий учет в установленном законом порядке до даты увольнения с военной службы, на момент обращения истца в 2018г. с заявлением о принятии его на учет у жилищного органа отсутствовали основания для признания его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства после его увольнения с военной службы. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель административного ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Астафьева Я.А. в судебном заседании возражала против заявленного административного иска, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, где указала, что право на жилище военнослужащих закреплено ст.15 ФЗ от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающей основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. В целях организации в ВС РФ деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, приказом Министра обороны РФ 2010г. - утверждена «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма» и «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту - в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений». Статья 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" установлены категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Так в соответствии с ч.12 п.1 ст.15 указанного закона военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 ЖК РФ предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего ФЗ. Административный истец Мальков А.А. уволен с военной службы 13.03.2018г. С момента увольнения Мальков А.А. утратил статус военнослужащего. В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. В соответствии с п.3 ст.2 ФЗ от ДАТА № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п.6 ч.1 Устава внутренней военной службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от ДАТА граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый законодательством РФ. В соответствии с п.11 ст.38 ФЗ от ДАТА № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п.4 ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от ДАТА днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава части. День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы. Документы для признания Малькова А.А. нуждающимся в получении жилого помещения поступили в территориальный отдел уполномоченного жилищного органа 16.05.2018г. К этому моменту истец статус военнослужащего утратил. Таким образом, правовых оснований признать за Мальковым А.А. право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не имеется. В настоящее время в соответствии с ФЗ от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и приказом Министра ДАТА условиями получения военнослужащими жилья по избранному месту жительства за счет средств выделяемых Министерством обороны РФ производится только для военнослужащих которые при увольнении с военной службы: были признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилых помещениях; увольняемые с военной службы, при условии наличия на момент увольнения календарной продолжительности военной службы 20 лет и более; увольняемых с военной службы, если на момент увольнения военнослужащего с военной службы он имеет общую (календарную) продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии что основаниями для увольнения явились (являются): а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе, б) состояние здоровья, в) организационно-штатные мероприятия. Таким образом, из анализа указанных выше норм права, следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы. При этом указанные военнослужащие не лишены права обратиться с заявлением о признании их нуждающимися в органы местного самоуправления. На момент увольнения с военной службы Мальков А.А. как, военнослужащий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, признан не был. Учитывая изложенные выше обстоятельства, утрату Мальковым А.А. статуса военнослужащего, отсутствия данных о постановке его на соответствующий учет в установленном законом порядке до даты увольнения с военной службы, то правовых оснований для признания решения жилищного органа незаконным не имеется. На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, просили отказать Малькову А.А. в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В силу положений ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вступившего в силу с 15.09.2015г., настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.

При этом под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие закону и другим правовым актам.

Незаконными являются действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы либо лица отказываются от выполнения своих обязанностей.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы административного дела, судом установлено следующее.

Согласно выписки из приказа командующего подводными силами Тихоокеанского флота (по личному составу) от ДАТА, старший мичман Мальков А.А. техник группы управления ракетной боевой части атомного подводного крейсера "К-433" - "Святой Георгий Победоносец" во втором экипаже 25 дивизии подводных лодок (стратегического назначения) командования подводных сил, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп."а" п.2 ст.51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Приказом командира войсковой части 36030 (по строевой части) от ДАТА с внесенными в него изменениями приказом того же командира от ДАТА, Мальков А.А. с 24.03.2018г. исключен из списков личного состава воинской части. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 19 лет 03 мес. 27 дн. Контракт о прохождении военной службы в ВС РФ сроком на 5 лет по 08.12.2020г. Нуждающимся в жилых помещениях в установленном порядке не признан.

01.03.2018г. Мальков А.А. обратился на имя командира в/ч 36030 с рапортом, где указал, что в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями и непредставлением ему равнозначной должности просил уволить его в запас из ВС РФ. Также указал, что постоянным жильем не обеспечен. Желает получить постоянное жилье в <адрес>, форма обеспечения - получение жилищной субсидии.

Как следует из представленного в материалы дела типового договора найма служебного жилого помещения от 13.09.2007г. заключенного муниципальным образованием ЗАТО <адрес> в лице Астаниной Г.В., действующей по доверенности от 31.01.2007г. и Мальковым А.А. (наниматель), на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДАТА, нанимателю в связи с прохождением службы, предоставлено жилое помещение, состоящее из 2ух комнат в отдельной квартире общей площадью 54,8 кв.м. по адресу: <адрес>38. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселена жена - Малькова О.А.

Постановлением Администрации Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> от ДАТА, жилое помещение - 2-ухкомнатная квартира общей площадью 54,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, Камчатский кр., <адрес>38 отнесена по виду к служебному жилому помещению. Данное жилое помещение предоставлено военнослужащему войсковой части 36030 - Малькову А.А., где последний с 22.09.2007г. имеет постоянную регистрацию, что подтверждается его паспортом РФ.

Согласно выписке из решения ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 12.07.2018г. старшему мичману Малькову А.А. на состав семьи 2 чел. (супруга Малькова О.А.) отказано в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма. Основание: в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из ответа ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ направленного Малькову А.А. ДАТА, 3 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ рассмотрено заявление Малькова А.А. о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, поступившее 16.05.2018г. вх.. Отдел по представленным истцом документам отказывает ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Как следует из представленных истцом документов, Мальков А.А. исключен из списков личного состава войсковой части 36030 - 13.03.2018г. Документы для признания его нуждающимся в получении жилого помещения поступили в отдел 16.05.2018г., т.е. после увольнения и исключения его из списков личного состава войсковой части. Учитывая изложенное, оснований для признания истца нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ЖК РФ и ФЗ "О статусе военнослужащих", нет. Дополнительно сообщили, что решение его жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном ст.49-51 ЖК РФ, через органы местного самоуправления.

То есть фактическим основанием для принятия ФГКУ "Востокрегионжилье" оспариваемого решения послужило то, что на момент обращения с заявлением Мальков А.А. военнослужащим уже не являлся, в связи с чем, на него не распространялись положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" о признании нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих и лиц, подлежащих увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.

Свидетельством о расторжении брака 1-МЛ от 19.11.2019г. подтверждается, что заключенный между Мальковым А.А. 23.08.1980г.р. и Мальковой О.А. 25.04.1987г.р. брак 19.11.2019г. расторгнут, о чем составлена запись акта о расторжении брака .

Согласно уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДАТА № КУВИ-002/2021-15389371, у Малькова А.А. 23.08.1980г.р. отсутствуют права на объекты недвижимости на территории РФ.

Из справки военного комиссариата <адрес> от 30.03.2020г. следует, то личное дело Малькова А.А. было направлено 15.08.2017г. в ФЭУ Тихоокеанского флота (<адрес>), поступило в военный комиссариат <адрес> - 12.04.2018г.

Федеральным законом от ДАТА N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы (пункт 3 статьи 6).

Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту прохождения военной службы (абзац 2 пункта 1 статьи 15).

Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона.

Между тем, пунктом 14 ст.15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (п. 7 Правил).

Согласно подпункту "ж" пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.9).

По делу установлено, что приказом командующего подводными силами Тихоокеанского флота (по личному составу) от ДАТА, Мальков А.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп."а" п.2 ст.51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Приказом командира войсковой части 36030 (по строевой части) от ДАТА с внесенными в него изменениями приказом того же командира от ДАТА, Мальков А.А. с 24.03.2018г. исключен из списков личного состава воинской части. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 19 лет 03 мес. 27 дн. Контракт о прохождении военной службы в ВС РФ сроком на 5 лет по 08.12.2020г. Нуждающимся в жилых помещениях в установленном порядке не признан.

Согласно имеющегося в материалах дела рапорта Малькова А.А. поданного им 01.03.2018г. на имя командира в/ч 36030, указано, что постоянным жильем не обеспечен. Желает получить постоянное жилье в <адрес>, форма обеспечения - получение жилищной субсидии.

13.09.2007г. администрацией Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> с Мальковым А.А. заключен типовой договор найма служебного жилого помещения которому в связи с прохождением службы, предоставлено жилое помещение, состоящее из 2ух комнат в отдельной квартире общей площадью 54,8 кв.м. по адресу: <адрес>38, где Мальков А.А. имеет постоянную регистрацию и проживает по настоящее время. Брак истца с Мальковой О.А. 19.11.2019г. расторгнут.

Письмом ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от ДАТА, до сведения Малькова А.А. доведено, что в настоящее время оснований для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" нет, поскольку, как следует из представленных документов, Мальков А.А. исключен из списков личного состава войсковой части 24.03.2018г., свое право на признание нуждающимся в получении жилого помещения заявил несвоевременно 16.05.2018г. (почтовое отправление 14.05.2018г.), то есть после увольнения и исключения его из списков личного состава войсковой части.

Давая оценку указанным обстоятельствам, учитывая вышеназванные положения закона, а также наличие в материалах дела сведений о том, что в год увольнения заявителя с военной службы, а именно рапорта Малькова А.А. от 01.03.2018г. на имя командира в/ч 36030, с указанием, что постоянным жильем не обеспечен и желает получить постоянное жилье в <адрес>, форма обеспечения - получение жилищной субсидии, а также отсутствии сведений в материалах личного дела административного истца о его ознакомлении с приказами об увольнении, поскольку личное дело было направлено 15.08.2017г. в ФЭУ Тихоокеанского флота (<адрес>) и поступило в военный комиссариат <адрес> только 12.04.2018г., что подтверждается справкой военного комиссариата <адрес> от 30.03.2020г., отсутствии в материалах личного дела листа беседы с административным истцом перед увольнением с военной службы, суд приходит к выводу о незаконности действия ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ по отказу в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, изложенным в оспариваемом решении от 12.07.2018г.

Следовательно, поскольку Малькову А.А. было распределено служебное жилое помещение, предоставляемое только на время прохождения военной службы, вопрос о том, приобрел ли Мальков А.А. право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, не может являться предметом обсуждения в рамках данного административного дела, а само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», оспариваемый административным истцом отказ в постановке его на жилищный учет только по основанию утраты статуса военнослужащего не может быть признан законным.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Малькова Александра Александровича к Федеральному государственному автономному учреждению "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать незаконным решение Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ (ФГАУ "Росжилкомплекс") от ДАТА, являющегося правопреемником ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны РФ об отказе в принятии Малькова Александра Александровича на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения жилищная субсидия.

Возложить на Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ (ФГАУ "Росжилкомплекс") обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Малькова Александра Александровича на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения жилищная субсидия, в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Административному ответчику сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме вынесено 30.08.2022 года.

Судья Т.В. Брязгунова