ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-125/2022 от 14.04.2022 Сампурского районного суда (Тамбовская область)

Дело а-125/2022

УИД 68RS0-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2022 г.

Сампурский районный суд в составе:

председательствующего судьи Байрак А.В.,

при секретаре Бобрак М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административное исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Серединовского сельсовета и возложении обязанности разработать и принять муниципального программу по противодействию обороту наркотиков и распространению наркомании на территории сельсовета,

УСТАНОВИЛ:

в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации Серединовского сельсовета и возложении обязанности разработать и принять муниципального программу по противодействию обороту наркотиков и распространению наркомании на территории сельсовета.

Административное исковое заявление мотивировано следующим.

в ходе надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия наркомании со стороны администрации Серединовского сельсовета выявлены нарушения требований указанного законодательства.

В ходе проверки установлено, что администрацией Серединовского сельсовета , вопреки требованиям законодательства, муниципальная программа в сфере противодействия обороту наркотиков и распространению наркомании на территории сельсовета разработана и принята не была, что свидетельствовало о ненадлежащем исполнении возложенных законом обязанностей, в том числе в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, в силу особенностей возрастного и психологического развития наиболее подверженных опасности употребления наркотиков и иных психоактивных веществ, преступлений и правонарушений иных лиц, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

По данному факту прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Серединовского сельсовета было внесено представление на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с требованием принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере противодействия наркомании.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из поступившего ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ – письмо за подписью главы Серединовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в ближайшее время планируется разработка и принятие муниципальной программы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и наркотических средств. Однако при проведении прокуратурой контрольной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что муниципальная программа по противодействию обороту наркотиков и распространению наркомании на территории сельсовета администрацией Серединовского сельсовета разработана и принята не была.

Таким образом, администрацией Серединовского сельсовета исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, указанных в представлении прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, приняты не были, что свидетельствует о бездействии в части исполнения возложенных законодательством обязанностей в сфере противодействия наркомании, препятствующем реализации гарантированной законом защиты прав и интересов населения муниципального образования, в том числе несовершеннолетних.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор просит:

Признать незаконным бездействие администрации Серединовского сельсовета в части не принятия мер по разработке и принятию муниципальной программы по противодействию обороту наркотиков и распространению наркомании на территории сельсовета.

2. Обязать администрацию Серединовского сельсовета в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную программу по противодействию обороту наркотиков и распространению наркомании на территории сельсовета.

В судебное заседание прокурор не явился, согласно письменному заявлению – заявленные требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Администрации Серединовского сельсовета в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению главы сельсовета Зубарева П.А. – административные исковые требования прокурора считает обоснованными, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах, среди которых: координация деятельности органов местного самоуправления, приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

В силу ч.2 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны организовывать исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Согласно ч. 2 ст. 53.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ органы местного самоуправления имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, в том числе проводимых в установленном порядке органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Стратегии ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????


????????????????????????????????????

Исходя из положений п.п. «а» п. 4 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, антинаркотической деятельностью является, в том числе деятельность органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотроп-ных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, направленная на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, на постепенное уменьшение числа больных наркоманией, сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Названная Стратегия государственной антинаркотической политики реализуется органами местного самоуправления в пределах установленной компетенции (п. 18 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года). Реализация Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года на уровне муниципальных образований подлежит осуществлению на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований. Мероприятия по реализации названной Стратегии подлежат включению в соответствующие муниципальные программы (п. 24 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года).

В силу ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Наряду с этим, согласно п.5 ч.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы местного самоуправления отнесены к субъектам профилактики правонарушений.

Как определено ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 182-ФЗ, профилактика правонарушений осуществляется, в том числе по направлениям предупреждения правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Реализация основных направлений профилактики правонарушений должна осуществляться, в том числе посредством разработки муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений; совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений; выявления и устранения причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений; применения иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №182-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Серединовского сельсовета вопреки вышеизложенным требованиям законодательства не разработана и не принята муниципальная программа в сфере противодействия обороту наркотиков и распространению наркомании, что свидетельствовует о ненадлежащем исполнении возложенных законом обязанностей, в том числе в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, в силу особенностей возрастного и психологического развития наиболее подверженных опасности употребления наркотиков и иных психоактивных веществ, преступлений и правонарушений иных лиц, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

По данному факту прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Серединовского сельсовета было внесено представление на основании ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с требованием принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере противодействия наркомании.

Как следует из поступившего ответа на представление – письмо за подписью главы Серединовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в ближайшее время планируется разработка и принятие муниципальной программы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и наркотических средств.

Однако, при проведении прокуратурой контрольной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что муниципальная программа по противодействию обороту наркотиков и распространению наркомании на территории сельсовета администрацией Серединовского сельсовета не разработана и не принята.

Таким образом, администрацией Серединовского сельсовета исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, указанных в представлении прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, приняты не были, что свидетельствует о бездействии в части исполнения возложенных законодательством обязанностей в сфере противодействия наркомании, препятствующем реализации гарантированной законом защиты прав и интересов населения муниципального образования, в том числе несовершеннолетних.

Указанные выше факты ответчиком не оспариваются.

Принимая во внимание, что глава сельсовета Зубарев П.А. признал административные исковые требования прокурора обоснованными, что не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, суд принимает признание иска ответчиком и приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Серединовского сельсовета в части не принятия мер по разработке и принятию муниципальной программы по противодействию обороту наркотиков и распространению наркомании на территории сельсовета.

Обязать администрацию Серединовского сельсовета в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную программу по противодействию обороту наркотиков и распространению наркомании на территории сельсовета.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через суд, принявший решение.

Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись А.В. Байрак