ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1267/2021 от 15.03.2021 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело а-1267/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2021 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Алехиной О.Г.,

при секретаре Коноваловой К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным, обязании осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с иском о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-11140958/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости, обязании административного ответчика осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объект недвижимости на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

Требования мотивированы тем, что на основании Свидетельства о праве на наследство по закону р. от ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил право собственности на жилой дом по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, <адрес>. Определением Солнечногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по гражданскому делу по иску ФИО4 к ФИО1 о разделе земельного участка и расположенного на нем жилого дома, утверждено мировое соглашение на следующих условиях:

- произвести реальный раздел земельного участка с кадастровым номером и расположенный на нем жилой <адрес> в <адрес> Солнечногорского района;

- выделить в собственность ФИО4 часть жилого дома в составе помещений площадью 12,6 кв.м в строении Лит.А.2, помещение площадью 9,5 кв.м в строении Лит а2, комнату а площадью 7,5 кв.м в строении Лит.А часть забора, уборную, жилой площадью 20,1 кв.м, соответствующей 0,33 доли, по варианту заключения эксперта ФИО5 (на плане окрашена в зеленый цвет), а также часть земельного участка при доме площадью 422 кв.м в границах, отраженных в т.т. 10 приложения варианта заключения эксперта ФИО6 (на плане окрашена в желтый цвет);

- выделить в собственность ФИО1 часть жилого дома в составе комнаты площадью 16,6 кв.м в строении Лит.А, строений Лит.А1,А3,а,а1, АГВ, сарай Лит.Г, часть забора, жилой площадью 40,1 кв.м, соответствующей 0,66 доли, по варианту заключения эксперта ФИО5 (на плане окрашена в красный цвет), а также часть земельного участка при доме площадью 843 кв.м в границах, отраженных в т.т. -1 приложения варианта заключения эксперта ФИО6 (на плане окрашен в зеленый цвет).

Согласно данным Публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером: 50:09:0110101:199 снят с учета ДД.ММ.ГГГГ, а часть жилого дома, выделенная в собственность ФИО4, зарегистрирована под кадастровым номером 50:09:0110104:4738, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, с адресным ориентиром Московская область, район Солнечногорский, <адрес>, а земельный участок при <адрес>, выделенный в собственность ФИО7 зарегистрирован под кадастровым номером: 50:09:0110101:1296.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 842 кв.м, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский район, <адрес>, участок при <адрес>, кадастровый о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением № MFC-0555/2020-441839-1 о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с созданием (образованием объекта недвижимости), расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, <адрес>. К заявлению также был приложен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено решение № КУВД-001/2020-11140958/1 о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права.

В целях осуществления административным ответчиком государственного кадастрового учёта недвижимого имущества административным истцом был направлено обновленный технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено уведомление № КУВД-001/2020-11140958/2 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено решение № КУВД-001/2020-11140958/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Административный истец считает Решение от ДД.ММ.ГГГГ N КУВД-001/2020-11140958/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 ГК РФ, ст.ст. 14, 26, 27 Закона «О государственной регистрации недвижимости» и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку на основании вступившего в законную силу решения суда жилой дом был разделен на 2 обособленные части, иных изменений внесено не было. Более того, факт кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, осуществленные по заявлению ФИО4, прямо свидетельствуют о незаконности требования административного ответчика, так как обстоятельства, которые подлежали исследованию и у ФИО4, и административного истца, тождественны, при этом административный ответчик препятствий в осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении части дома, принадлежавшей ФИО8, не установил.

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что административный истец неоднократно обращалась к административному ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет части жилого дома, но административный ответчик неоднократно безосновательно в постановке на кадастровый учет отказывал. Неясность замечаний Административного ответчика не дает возможность устранить их.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыва на исковые требования не представил.

Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, в числе которых (п. 7 ч.1 ст. 26 закона) - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

При этом для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие следующих условий: несоответствие их нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц, создание препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконное возложение каких-либо обязанностей.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Как усматривается из материалов дела, определением Солнечногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по гражданскому делу по иску ФИО4 к ФИО1 о разделе земельного участка и жилого дома, утверждено мировое соглашение на следующих условиях:

- произведен реальный раздел земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем жилого <адрес> в <адрес> Солнечногорского района;

- выделена в собственность ФИО4 часть жилого дома в составе помещений площадью 12,6 кв.м в строении Лит.А.2, помещение площадью 9,5 кв.м в строении Лит а2, комната а площадью 7,5 кв.м в строении Лит.А, часть забора, уборную, жилой площадью 20,1 кв.м, соответствующей 0,33 доли, по варианту заключения эксперта ФИО5 (на плане окрашена в зеленый цвет), а также часть земельного участка при доме площадью 422 кв.м в границах, отраженных в т.т. 10 приложения варианта заключения эксперта ФИО6 (на плане окрашена в желтый цвет);

- выделена в собственность ФИО1 часть жилого дома в составе комнаты площадью 16.6 кв.м в строении Лит.А, строений Лит.А1,А3,а,а1, АГВ, сарай Лит.Г, часть забора, жилой площадью 40,1 кв.м, соответствующей 0,66 доли, по варианту заключения эксперта ФИО5 (на плане окрашена в красный цвет), а также часть земельного участка при доме площадью 843 кв.м в границах, отраженных в т.т. -1 приложения варианта заключения эксперта ФИО6 (на плане окрашена в зеленый цвет).

Согласно данным Публичной кадастровой карты России земельный участок с кадастровым номером: 50:09:0110101:199 снят с учета ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что после вступления определения суда в законную силу часть жилого дома, выделенная в собственность ФИО4, зарегистрирована под кадастровым номером 50:09:0110104:4738, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, с адресным ориентиром Московская область, район Солнечногорский, <адрес>, а земельный участок при <адрес>, выделенный в собственность ФИО7, зарегистрирован под кадастровым номером: 50:09:0110101:1296.

Земельный участок при <адрес>, выделенный в собственность ФИО1, зарегистрирован под кадастровым номером 50:09:0110101:1297, согласно Свидетельства о государственной регистрации права -AAN AAN 61441, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено решение № МО-19/РКФ-377086 о приостановлении осуществления кадастрового учета. В качестве оснований для вынесения решения о приостановлении административным ответчиком было указано:

- В соответствии с ч. 7 ст. 41 Закона о регистрации Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении не допускается.

- Выявлены противоречия в форме электронного ХМL и представленных для государственного кадастрового учета документов образуемого объекта недвижимости.

- У объекта отсутствует способ образования.

- В нарушение п. 17 Требований при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (Объектов недвижимости), в том числе в случае образования машино-мест, либо в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса технический план оформляется в виде одного документа. При этом количество разделов «Описание местоположения объекта недвижимости», «Характеристики объекта недвижимости», «Заключение кадастрового инженера» (при необходимости), «Схема геодезических построений», «Схема», «Чертеж», «План этажа (этажей). План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения» (в отношении технического плана помещения, машино-места с учетом пункта 7 Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости. Названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.

- в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:09:0110104:4738.

- в нарушение подпункта 7 пункта 43 Требований некорректно внесены сведения об адресе в раздел «Характеристики объекта недвижимости»

В качестве действий по доработке представленных административным истцом документов административным ответчиком каких-либо рекомендаций не представлялось.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено решение № МО-19/РКФ-493639 об отказе в осуществлении кадастрового учета. В качестве оснований для вынесения решения об отказе административным ответчиком было указано на истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец вновь обратилась к административному ответчику с заявлением № MFC-0555/2020-90497-1 о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении здания с кадастровым номером 50:09:0110104:4738, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, <адрес>. К заявлению также был приложен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено решение № КУВД-001/2020-7477129/1 о приостановлении осуществления кадастрового учета. В качестве оснований для вынесения решения о приостановлении административным ответчиком было указано:

- Уточняемый объект капитального строительства 50:09:0110104:4738: ОКС не полностью входит в КК 50:09:0110104 – 65.78 кв.м. Точность проведения проверки: 0,10;

- Полное вхождение ОКС в земельный участок;

- Уточняемый объект капитального строительства 50:09:0110104:4738: ОКС не полностью входит в границы ЗУ – 0,03 кв.м. Точность проведения проверки: 0.30;

- Уточняемый Объект капитального строительства 50:09:0110104:4738: ОКС расположен в границах ЗУ 50:09:0110101:1296, который не указан в ТП.

В целях осуществления административным ответчиком государственного кадастрового учёта недвижимого имущества административным истцом был направлено обновленный технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено решение № КУВД-001/2020-7477129/2 об отказе государственного кадастрового учета, при этом в качестве оснований для вынесения решения об отказе административным ответчиком было указано на истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец вновь обратилась к административному ответчику с заявлением № MFC-0555/2020-441839-1 о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с созданием (образованием объекта недвижимости), расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, <адрес>, в которому также был приложен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено решение № КУВД-001/2020-11140958/1 о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права.

В качестве оснований для вынесения решения о приостановлении административным ответчиком было указано:

- п. 7 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ: Полное вхождение ОКС в земельный участок;

Образующийся Объект капитального строительства: ОКС не полностью входит в границы ЗУ – 0,03 кв.м. Точность проведения проверки: 0,30;

- Образующий Объект капитального строительства: ОКС расположен в границах ЗУ 50:09:0110101:1296, который не указан в ТП;

- В представленных документах отсутствует информация о том, что образуемый объект недвижимости соответствует требованиям СНиП 30-02-97.

В качестве действий по доработке представленных административным истцом документов административным ответчиком каких-либо рекомендаций не представлялось.

В целях осуществления административным ответчиком государственного кадастрового учёта недвижимого имущества административным истцом был направлен обновленный технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено уведомление № КУВД-001/2020-11140958/2 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи со следующим:

- Полное вхождение ОКС в земельный участок;

- Образующийся Объект капитального строительства: ОКС не полностью входит в границы ЗУ – 0,03 кв.м. Точность проведения проверки: 0,30.

- Образующийся Объект капитального строительства: ОКС расположен в границах ЗУ 50:09:0110101:1296, который не указан в ТП – согласно СНиП 30-02-97;

- В представленных документах отсутствует информация о том, что образуемый объект недвижимости соответствует требованиям СНиП 30-02-97.

В качестве действий по доработке представленных административным истцом документов административным ответчиком каких-либо рекомендаций не представлялось.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено решение № КУВД-001/2020-11140958/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В качестве оснований для вынесения решения об отказе административным ответчиком указано на истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ). В техническом плане указываются в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Таким образом, перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, исчерпывающим не является, основополагающим для этих объектов является прочная связь с землей и невозможность их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.

Гражданский кодекс РФ не определяет понятие «жилое помещение», вместе с тем понятие «жилое помещение» определено в ст. 16 ЖК РФ, это жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Согласно ч. 2 ст. 247 ГК РФ участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле.

Согласно ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Согласно ч. 6, 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Таким образом, жилое помещение, определенное действующим законодательством как часть жилого дома, относится к недвижимому имуществу, право собственности на которое подлежит государственной регистрации, поскольку данное имущество обладает следующим признаком: прочно связано с землей, то есть является объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначения невозможно, именно в связи с данным признаком права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в ЕГРП, в связи с чем указание в решении о приостановлении ГКУ и ГРП на то, что часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, а потому право на такой объект не подлежит государственной регистрации, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Из системного толкования ст. ст. 15, 16, 18 ЖК РФ, ст. ст. 131, 252, 558 ГК РФ, а также разъяснений, данных в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом" и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом", следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Согласно п. 4 ч. 8 ст. 41 вышеуказанного Федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

Таким образом, требования действующего законодательства прямо предусматривают возможность реального раздела жилого помещения в виде жилого дома, с выделением в собственность каждого из собственников изолированной части жома, и не устанавливают запрета в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав таких объектов недвижимости как части индивидуального жилого дома в случае вынесения судом решения о реальном разделе жилого дома, в результате которого прекращается существование общей долевой собственности нескольких собственников на единый объект недвижимости – жилой дом и одновременно в собственность каждого из собственников выделяются части объекта недвижимости в виде жилого дома.

Таким образом, фактически довод государственного регистратора в оспариваемом решении о том, что право на такой объект недвижимости как часть жилого дома не может быть зарегистрировано, сводится к оспариванию фактов, установленных судебным актом, которым установлено право собственности собственников на отдельные объекты недвижимости, право на которые подлежат государственной регистрации, что не предусмотрено действующим законодательством.

При этом суд учитывает, что в перечне оснований для приостановления государственной регистрации и кадастрового учета содержится самостоятельное основание для такого приостановления, предусмотренное п. 34 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ - помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

Действительно, согласно ч. 7 ст. 41 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются.

Вместе с тем, предметом государственной регистрации и кадастрового учета является определенный объект недвижимого имущества, при обстоятельствах настоящего спора самостоятельным объектом, подлежащим государственной регистрации, в решении суда указан объект - часть жилого дома, помещения, входящие в состав объекта недвижимости как самостоятельные объекты в данном случае не регистрируются.

Вступившим в законную силу определением суда объект индивидуального жилищного строительства был разделен, выделенное истцу жилое помещение представляет собой изолированную часть жилого дома, которая имеет характеристики, позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 41 Федерального закона N 218-ФЗ к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости относятся соглашение о разделе объекта недвижимости - при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц и судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

Учитывая изложенное, образованные в результате раздела жилого дома изолированные части ранее единого домовладения подлежат постановке на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

Из документов, подтверждающих технические характеристики спорного объекта недвижимости (до его раздела в том числе) следует, что данный объект представляет собой индивидуальный жилой дом с надворными постройками (домовладение).

Поскольку основанием для государственной регистрации права собственности является резолютивная часть решения суда, то есть установленное судом право, государственной регистрации и кадастровому учету должно подлежать право собственности на имущество, указанное в резолютивной части решения суда, то есть часть (блок) жилого дома, а не жилого дома блокированной застройки, в связи с чем отсутствует необходимость менять разрешенное использование земельных участков, равно как и проводить реконструкцию дома для того, чтобы разделить в натуре индивидуальный жилой дом на блоки жилого дома блокированной застройки, а также представления заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий в соответствии со Сводом правил N 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», утвержденным Приказом N 789.

В этой связи отклоняются судом и ссылки государственного регистратора на то, что в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.

Согласно ответа на вопрос N 5 указанного Обзора, Верховный суд РФ разъяснил, что часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной, то есть Верховный Суд РФ предусматривает возможность, вопреки мнению ответчика, постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на часть жилого дома.

Статья 16 ЖК РФ к числу жилых помещений относит часть жилого дома.

В ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствуется приведенными правовыми нормами и исходит из того, что данный одноэтажный жилой дом состоит из двух блоков, являющихся самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования.

При таких обстоятельствах части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

При обстоятельствах рассматриваемого дела на то, что спорный жилой дом состоит из двух частей, являющихся самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования, указано в решении суда и дополнительного подтверждения не требует.

О том, что спорный объект обладает признаками обособленности и изолированности, свидетельствует также технический план от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам выполнения кадастровых работ в связи с разделом жилого дома с , расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, гп. Андреевка, <адрес>, представленный ответчику, при этом государственный регистратор, не ссылаясь на несоответствие формы и содержания технического плана требованиям действующего законодательства, указывает, что данный паспорт изготовлен в отношении части дома, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (не наделенной признаками отдельно стоящего здания), что препятствует постановке на кадастровый учет выделенной ФИО1 части дома, тогда как из правового смысла вышеуказанных норм Закона, для того, чтобы объект недвижимости стал обладать признаками изолированности и обособленности, он не обязательно должен являться отдельно стоящим зданием.

Оспариваемое решение создает истцу препятствия в реализации своих прав, связанных с регистрацией права собственности на объект недвижимого имущества.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с тем, что согласно ч. 8 ст. 41 Федерального закона N 218-ФЗ к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости относится судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения, судебным решением, представленным истцом на государственную регистрацию, произведен раздел жилого дома, в результате которого образовались объекты недвижимости с собственными характеристиками, которые могут использоваться независимо друг от друга, что позволяет определить выделенные помещения в качестве индивидуально определенной вещи и совершить в отношении них действия по государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет, перечень необходимых документов был представлен истцом вместе с заявлением об осуществлении ГКУ и ГРП, в целях восстановления нарушенных прав истца необходимо обязать административного ответчика произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности истца на заявленный ею объект недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в виде уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-11140958/3.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить действия по государственному кадастровому учету объекта недвижимости в виде части жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, <адрес>, в составе: комната площадью 16,6 кв.м в строении Лит.А, строений Лит.А1,А3,а,а1,АГВ, сарай Лит.Г, часть забора, жилой площадью 40,1 кв.м, соответствующей 0,66 доли, по варианту заключения эксперта ФИО5, а также действия по государственной регистрации права собственности на имя ФИО1 в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Алехина О.Г.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Алехина О.Г.