Дело №а-1277/2021 УИД 61RS0№-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2021 года г. Батайск
Батайский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Орельской О.В.,
при секретаре Рузавиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Капикян М. М. к Администрации г. Батайска о признании ненормативного правового акта недействительным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Капикян М.М. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании постановления Администрации г. Батайска от 19.10.2017 года №1795 «О подготовке проекта о внесении изменения в проект планировки и межевания», по заявлению собственников земельных участков ООО «ПАМ «Олива» разработан проект планировки и проект межевания территории земельного участка по <адрес> Земельный участок, с кадастровым №, по <адрес>, предоставлен в аренду для строительства базы отдыха, дома охотников и рыболовов (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно техническому заданию в указанном ППМ предусмотрено размещение объектов капитального строительства в границах земельных участков по адресу по адресу: <адрес><адрес>, образованных на основании проекта межевания территории с кадастровым №. Постановлением Администрации г. Батайска от 08.10.2019 года №1725 утвержден проект внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории земельного участка по <адрес>. Указанное постановление и проект внесения изменений в проект планировки и проект межевания размещены на официальном сайте Администрации города Батайска. Однако, в размещенном проекте в Томе 3 на листе 4 в разделе «Эксплуатации земельных участков» в пунктах 83 и 84 Управлением по архитектуре и градостроительству города Батайска ошибочно установлен вид разрешенного использования «Лагеря и базы отдыха; открытые спортивно-физкультурные сооружения; крытые спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения», вместо вида разрешенного использования «Дома охотников и рыболовов», что противоречит цели разработки проекта, определенной заказчиком в целом и предоставленном на рассмотрение Комиссии по землепользованию и застройке г. Батайска. Таким образом, утвержденный и размещенный проект в части определения вида разрешенного использования земельных участков, обозначенных под номерами 83, 84, не соответствует целям проекта, согласованному заказчиком, и разработанному ООО «ПАМ «Олива». К тому же в данной части не соответствует представленному и обсуждаемому на публичных слушаниях проекту. Данное обстоятельство является ошибкой, допущенной УАиГ г. Батайска. После регистрации Проекта планировки и межевания, с произошедшей графической ошибкой в зоне планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, правообладателям стало известно о невозможности использования предоставленных по договору аренды земельных участков по назначению. Оспариваемое постановление противоречит обосновывающим материалам проекта планировки с проектом межевания территории, представленных на рассмотрение Комиссии по землепользованию и застройки г. Батайска. Фактически данный проект планировки с проектом межевания территории разрабатывался в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых предполагается расположение объектов капитального строительства - домов охотников и рыболовов, определение границ земельных участков, предназначенных для строительства. В связи с наличием в проекте иных, верно отраженных элементов планировочной структуры, именно в отношении отраженных в разделе «Эксплуатации земельных участков» в пункте 83 и 84 листа 4 Тома 3 земельных участков истец усматривает нарушения своих прав. На основании изложенного, истец просит суд признать недействующим утвержденный постановлением Администрации г. Батайска от 08.10.2019 года №1725 проект внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории земельного участка по <адрес> в части установления вида разрешенного использования земельных участков «Лагеря и базы отдыха; открытые спортивно-физкультурные сооружения; крытые спортивные и физкультурно- оздоровительные сооружения» в отношении земельных участков, указанных в пунктах 83 и 84 раздела «Эксплуатации земельных участков» на листе 4 Том 3, а также обязать Администрацию г. Батайска внести изменения в постановление Администрации г. Батайска от 08.10.2019 года № 1725 «Об утверждении проекта внесении изменения в проект планировки и проект межевания территории земельного участка по <адрес>», в части установлении вида разрешенного использования «дома охотников и рыболовов» в отношении земельных участков, указанных в пунктах 83 и 84 раздела «Эксплуатации земельных участков» на листе 4 Том 3.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 33.1 ГПК РФ, суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного производства.
Административный истец Капикян М.М. и представитель административного ответчика - Администрации г. Батайска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств в адрес суда не направляли.
Представитель административного истца - адвокат Андреев А.П., действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам искового заявления.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика по правилам ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа.
По вопросам, отнесенным в соответствии со ст. 16 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (ч. 1.1 ст. 17 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления).
В силу части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
В силу ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Исходя из системного толкования приведенных норм, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.
Судом установлено, что постановлением Администрации г. Батайска № от ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения ООО «Лидер Дона», Капикян М.М., Костенко А.В., Степановой В.В., Рябушко И.И., Рябушко Е.В., Костенко Д.А., Упорниковой Е.М., Тороса В.Е., разрешена разработка проекта о внесении изменения в проект планировки и проект межевания территории, в том числе, земельного участка по адресу: <адрес>, образованного на основании проекта межевания территории с кадастровым № (л.д. 26).
Постановлением Администрации г. Батайска № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена основная часть выполнения проекта о внесении изменения в проект планировки и проект межевания территории земельного участка по адресу: <адрес>, в составе: том 1 - проект планировки территории, основная часть, согласно приложению 1; том 3 - проект межевания территории согласно приложению 2 (л.д. 27).
Проект по внесению изменений в проект планировки и межевания территории земельного участка по адресу: <адрес> разработан ООО «ПАМ «Олива» на основании технического задания на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 9.1.1 на участке по <адрес> предусмотрены участок для размещения конно-тренировочной базы, участок для размещения базы отдыха, территория общего пользования для размещения пешеходных и велосипедных дорожек, сквера, аллей, малых архитектурных форм (л.д.30-32).
ДД.ММ.ГГГГКапикян М.М. обратилась в УАиГ г. Батайска с заявлением, содержащим просьбу внести изменения в лист 4 тома 3 проекта о внесении изменения в проект планировки и проект межевания территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> со ссылкой на то факт, что в пункты 83 и 84 ошибочно включен вид разрешенного использования «открытые спортивно-физкультурные сооружения; крытые спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения» (л.д. 33).
К заявлению Капикян М.М. приложено письмо ООО «ПАМ «Олива», согласно которому при разработке проекта произошла графическая ошибка (опечатка), а именно: на листе ППМ-4 в «экспликации земельных участков», в пункты 83 и 84 ошибочно включен вид разрешенного использования «открытые спортивно-физкультурные сооружения; крытые спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения» (л.д. 34).
Ответом УАиГ г. Батайска от ДД.ММ.ГГГГ№Капикян М.М. сообщено, что для внесения изменений в планировочную документацию, заинтересованные лица осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в ч. 10 ст. 45 ГрК РФ, и направляют ее для утверждения в Администрацию г. Батайска. Планировочная документация, до ее утверждения, должна быть рассмотрена на общественных обсуждениях (л.д. 35).
В соответствии со ст. 46 ГрК РФ, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В случае внесения изменений в указанные в части 5 настоящей статьи проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся применительно к таким утверждаемым частям.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Таким образом, указанными положениями кодекса установлена специальная процедура внесения изменений в проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
С целью внесения изменений в уже утвержденный проект, заинтересованному лицу следует соблюсти предусмотренную ГрК РФ последовательность действий, в том числе представить утверждаемый проект изменений в соответствующей части к публичным слушаниям, чего в рассматриваемом случае административным истцом Капикян М.М. сделано не было.
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Непосредственно оспариваемое постановление Администрации г. Батайска от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утвержден проект внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории земельного участка по <адрес>, вынесено по результатам прохождения соответствующего проекта через процедурную часть, регламентируемую вышеуказанными положениями ГрК РФ, с учетом его разработки ООО «ПАМ «Олива» на основании технического задания.
Таким образом, каких-либо недостатков указанный ненормативный правовой акт не содержит, поскольку принят на основании действующих НПА в установленном порядке, лицом, имеющим соответствующие полномочия, а его положения не нарушают прав и законных интересов Капикян М.М., которая не лишена возможности обратиться с заявлением о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории в порядке, предусмотренном ГрК РФ, который не может подменяться решением суда.
Кроме того, в силу ч. 1ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Материалы дела не содержат сведений о дате публикации постановления Администрации г. Батайска № от ДД.ММ.ГГГГ, однако, как следует из заявления Капикян М.М. в УАиГ г. Батайска (л.д. 33), на ДД.ММ.ГГГГ административному истцу уже было известно о содержании оспариваемого ненормативного правового акта.
С настоящим административным иском Капикян М.М. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что следует из почтового штемпеля на конверте (л.д. 68), то есть за пределами трехмесячного срока обжалования, установленного ст. 219 КАС РФ.
Исходя из положений ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Капикян М.М. не заявлено ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока и доводов в обоснование такого ходатайства не представлено, в связи с чем, пропуск административным истцом срока на обращение с настоящим административным иском в суд, помимо вышеизложенных оснований для отклонения исковых требований, является самостоятельным препятствием для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Капикян М. М. к Администрации г. Батайска о признании ненормативного правового акта недействительным, обязании совершить определенные действия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23июня 2021 года.
Cудья О.В. Орельская