ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1308/16 от 24.08.2016 Шалинского городского суда (Чеченская Республика)

Дело а-1308/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шали 24 августа 2016 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе судьи Зайнетдиновой М.Б.,

с участием помощника прокурора Курчалоевского района Товмирзаева А.В.,

при секретаре Басхановой Ж.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Курчалоевского района Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,

установил:

Прокурор Курчалоевского района ЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики (далее – Администрация), в рамках которой выявлены нарушения, требующие принятие мер прокурорского реагирования.

Так, в силу требований ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) правовую основу противодействия коррупции помимо прочего составляют муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие
коррупции в Российской Федерации, в том числе, основывается на принципах
комплексного использования политических, организационных,

информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.

Статьей 5 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии со статьей 5 Закона Чеченской Республики от 21.05.2009 № 36-РЗ «О противодействии коррупции в Чеченской Республике» (далее - Закон ЧР № 36-РЗ) к основным направлениям деятельности органов местного самоуправления Чеченской Республики по повышению эффективности противодействия коррупции отнесены участие в реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, принятие законодательных мер, направленных на привлечение муниципальных служащих в Чеченской Республике, а также физических лиц к более активному участию в противодействии коррупции с целью формирования в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.

Органы местного самоуправления Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции.

Частью 3 статьи 6 Закона ЧР № 36-РЗ определено, что муниципальные антикоррупционные программы разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации об органах местного самоуправления.

Согласно ст. 14 Закона ЧР № 36-РЗ органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики, принимают правовые акты по противодействию коррупции и участвуют в реализации программ, планов противодействия коррупции.

Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 № 330 утверждена государственная программа Чеченской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики», одним из подразделов которой является подпрограмма «Противодействие коррупции в Чеченской Республике».

К задачам подпрограммы отнесены формирование антикоррупционного
общественного сознания, характеризующегося нетерпимостью

государственных гражданских и муниципальных служащих, граждан и организаций к коррупционным действиям; обеспечение неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основной целью подпрограммы является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от проявления коррупции путем устранения причин и условий, порождающих коррупцию, и совершенствования системы противодействия коррупции в органах исполнительной власти и местного самоуправления Чеченской Республики.

Реализация подпрограммы осуществляется в числе прочего в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что Администрацией вопреки вышеназванным требованиям закона муниципальная программа противодействия коррупции на территории Курчалойского сельского поселения не разработана и не утверждена.

Непринятие Администрацией надлежащих мер в данном случае является препятствием совершенствованию нормативной правовой базы

противодействия коррупции, созданию эффективной системы мер профилактики в сфере борьбы с коррупционными правонарушениями на муниципальной службе, повышении престижа муниципальной службы, развитию и укреплению институтов гражданского общества.

Необходимо отметить, что названные нарушения ранее выявлялись прокуратурой района и послужили основанием для внесения 20.01.2016 в адрес главы Администрации представления об устранении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих.

Вместе с тем, как видно из результатов проверки, вышеназванные нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, решение данного вопроса не иначе, как в судебном порядке, не представляется возможным.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики Абдусаламов А.С. требования прокурора признал полностью. Последствия признания иска, предусмотренные ст.194 Кодекса административного судопроизводства РФ, ему известны и понятны. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд находит заявление прокурора Курчалоевского района ЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела по существу в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд считает, что признание администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики требований прокурора, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем требования прокурора Курчалоевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Курчалойского сельского поселения Курчалоевского муниципального района Чеченской Республики незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать бездействие администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы противодействия коррупции на территории <адрес> сельского поселения, незаконным.

Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу противодействия коррупции на территории Курчалойского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение месяца со дня вынесения.

Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова

Копия верна

Судья М.Б. Зайнетдинова