Дело №а-1329/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2020 года <адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Хашагульгова Х.Ю.,
при секретаре Накостоевой А.Б.,
с участием представителя административного истца Шанхоева Д.К.,
представителя административного ответчика Баркинхоевой Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шакриева А. Т. к Информационному центру МВД по <адрес> о признании записи недействительной и исключении ее из базы данных,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в информационную базу данных были внесены сведения на основании учетной алфавитной карточки формы № об отказе в возбуждении уголовного дела в его отношении по ч.1 ст.89 УК РСФСР Назрановским ГОВД по РИ по ст.10 УПК РСФСР, с направлением материалов на товарищеский суд от ДД.ММ.ГГГГ. Указывая на недостоверность указанных сведений, просит суд признать запись в ИЦ МВД по РИ о наличии(отсутствии) и(или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования в отношении него недействительной и обязать административного ответчика исключить из базы данных сведения.
В судебном заседании представитель административного истца Шанхоев Д.К. поддержал требования административного истца Шакриева А.Т. и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Баркинхоева Л.Х. просила отказать в удовлетворении требований административного истца.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Отношения, связанные с порядком регистрации, учета и хранения информации о преступлениях, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N З-ФЗ "О полиции", приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от ДД.ММ.ГГГГ "О едином учете преступлений" (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов), приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".
Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (часть 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N З-ФЗ "О полиции").
Внесению в банки данных о гражданах подлежит, в частности, информация: о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания (часть 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N З-ФЗ "О полиции").
Исходя из содержания указанной нормы закона внесению в банки данных о гражданах подлежит информация, обо всех лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию.
Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений установлено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения (пункт 40). Основаниями для учета лица, совершившего преступление, являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям) (пункт 41).
Изготовление справок о наличии (отсутствии) судимости осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (пункт 1). В графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации" при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости (пункт 74.3).
Согласно справке №/ш-86 от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ «главный информационно-аналитический центр МВД России», ИЦ МВД по РИ, ИЦ УМ России по <адрес> сведений о судимости Шакриева А.Т. (в том числе снятой и погашенной) на территории Российской Федерации не имеется. Имеются сведения о факте уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования на территории РФ: Отказано в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.89 УК РСФСР Назрановским ГОВД по РИ по ст.10 УПК РСФСР, с направлением материалов на товарищеский суд от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 10 УПК РСФСР в случае совершения лицом деяния, содержащего признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, когда факт его совершения очевиден, а лицо, его совершившее, может быть исправлено мерами общественного воздействия, суд, прокурор, а также следователь и орган дознания, с согласия прокурора, вправе, не возбуждая уголовного дела, передать материалы на рассмотрение товарищеского суда или комиссии по делам несовершеннолетних либо передать лицо на поруки трудовому коллективу или общественной организации для перевоспитания и исправления.
Исходя из содержания указанной статьи в отношении Шакриева А.Т. было осуществлено уголовное преследование без возбуждения уголовного дела.
При этом из письма ИЦ при МВД по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в оперативно-справочной картотеке информационного центра МВД по РИ сведения в отношении Шакриева А.Т. внесены на основании алфавитной карточки формы №, поступившей из Назрановского РОВД Республики Ингушетия(Дата заполнения 27.09.1993г.). Оснований для его исключения из базы данных оперативно-справочной картотеки не имеется.
Таким образом, установлено, что оспариваемые административным истцом сведения были внесены в информационную базу данных на основании учетной алфавитной карточки формы 1, являющейся основным учетным документом, заполненной должностным лицом органа внутренних дел в соответствии с требованиями приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "О формировании и ведении оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно - криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации" на основании имеющихся процессуальных документов.
Наличие в информационных базах данных сведений об осуществлении в отношении административного истца уголовного преследования не может рассматриваться как ущемление прав административного истца, поскольку хранение указанной информации в банках данных МВД России основано на законе. Несогласие Шакриева А.Т. с фактом возбуждения и прекращения уголовного преследования не могут свидетельствовать о незаконности действий административного ответчика по сохранению и обработке информации о привлечении к уголовной ответственности, наличии оснований для исключения информации из базы данных и уничтожения.
При таких обстоятельствах, несогласие административного истца с фактом противоправного деяния, не может свидетельствовать о недостоверности внесения оспариваемых данных в информационный банк, в связи с чем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196, 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Шакриева А. Т. к Информационному центру МВД по <адрес> о признании записи недействительной и исключении ее из базы данных незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательного форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: