ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1334/2021 от 09.06.2021 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело а-1334/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2021 года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан к Зеленодольскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, судебному приставу-исполнителю Зеленодольского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Крупновой Елене Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене требования судебного пристава-исполнителя,

Заинтересованное лицо: Казанская межрайонная природоохранная прокуратура Республики Татарстан,

установил:

исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А., Зеленодольскому РОСП УФССП по РТ об отмене требования судебного пристава-исполнителя Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Елены Александровны от 14.03.2021 в отношении исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района.

В обоснование требований указано, что 03.03.2021 судебным приставом-исполнителем Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района. 14.03.2021 судебным приставом-исполнителем Крупновой Е.А. в адрес исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района было направлено требование об исполнении в срок до 19.03.2021 решения Зеленодольского городского суда РТ по делу от 29.10.2019, согласно которому на исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района возложена обязанность ликвидировать свалку отходов на земельном участке в кадастровом квартале :012106 по адресу: Республика <адрес>. 11.03.2021 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района в Зеленодольский городской суд РТ и сторонам по гражданскому делу , в том числе судебному приставу-исполнителю Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А., заказным письмом было направлено заявление об отсрочке исполнения решения суда, что подтверждается почтовым реестром от 11.03.2021. В настоящее время исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района проводятся действия по исполнению решения Зеленодольского городского суда РТ по делу от 29.10.2019. На основании изложенного административный истец обратился с административным иском в суд.

Протокольным определением суда от 19.04.2021 в соответствии с ч.5 ст.41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (л.д.40-41).

Определением Зеленодольского городского суда РТ от 19.05.2021 к производству Зеленодольского городского суда РТ принято заявление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ, поданное представителем Булгариевой С.Ф., действующей по доверенности, об изменении предмета исковых требований (л.д.49), в котором административный истец просит признать незаконным и отменить требование судебного пристава-исполнителя Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А. от 14.03.2021 в отношении исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района (л.д.50-53).

Представитель административного истца Булгариева С.Ф. в судебном заседании настаивала на уточненных требованиях, мотивируя тем, что судебный пристав до вынесения оспариваемого требования знал о принятии исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района мер по исполнению решения суда, а также об обращении в Зеленодольский городской суд РТ с заявлением об отсрочке исполнения решения, в связи с чем, должен был приостановить исполнительное производство. Зеленодольским городским судом РТ вынесено определение об отсрочке исполнения решения суда от 29.10.2019 по делу до 01.07.2021.

Административный ответчик и представитель административного ответчика Зеленодольское РОСП УФССП по РТ судебный пристав-исполнитель Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупнова Е.А. в судебном заседании требования не признала, пояснив, что 03.03.2021 в отношении исполнительного комитета ЗМР РТ ею было возбуждено исполнительное производство, 04.03.2021 постановление о возбуждении исполнительного производства вручено должнику. 11.03.2021 на личном приеме у судебного пристава представитель исполнительного комитета представил заявление с указанными предпринятыми мерами по исполнению решения суда и заявление об отсрочке исполнения решения суда, в котором не было отметки о принятии к производству Зеленодолького городского суда РТ. Поскольку решение суда исполнено не было, 14.03.2021 вынесено оспариваемое требование, которое 15.03.2021 получено исполнительным комитетом ЗМР РТ. За неисполнение решения суда в установленный срок, учитывая, что исполнительное производство возбуждено по требованиям неимущественного характера, 24.03.2021 в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ. После вынесения Зеленодольским городским судом РТ определения об отсрочке исполнения решения суда до 01.07.2021, дело об административном правонарушении было прекращено, на сегодняшний день исполнительное производство приостановлено, какие-либо меры принудительного исполнения решения суда в отношении исполнительного комитета ЗМР РТ не производятся.

Представитель административного ответчика УФССП по РТ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.77).

Представитель заинтересованного лица Казанская межрайонная природоохранная прокуратура РТ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.78).

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, а также принимая во внимание положения ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя административного ответчика Управление ФССП по РТ, представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика Зеленодольское РОСП УФССП по РТ и административного ответчика судебного пристава-исполнителя Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), осуществляется в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Часть 1 ст.218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании из материалов дела и пояснений сторон установлено следующее.

03.03.2021 на основании исполнительного документа от 31.12.2020, выданного Зеленодольским городским судом РТ по делу , вступившему в законную силу 30.01.2020, судебным приставом-исполнителем Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП об обязании исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект рекультивации земельного участка в кадастровом квартале :012106 по адресу: Республика <адрес> и в соответствии с подготовленным проектом провести рекультивацию данного земельного участка (л.д.8).

В пункте 2 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 03.03.2021 поступило в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ 04.03.2021 вх. (л.д.8).

Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 11.03.2021 (л.д.12-13), исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ в адрес Зеленодольского городского суда РТ направлено заявление об отсрочке исполнения решения суда, в котором заявитель просит отсрочить до 01 октября 2021 года исполнение решения Зеленодольского городского суда РТ по делу от 29.10.2019 в части ликвидации свалки отходов на земельном участке в кадастровом квартале :012106 в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан и в части рекультивации данного земельного участка (л.д.10).

В этот же день, 11.03.2021 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ направлено сообщение , подготовленное в электронной форме в системе «Электронное правительство», начальнику отдела Зеленодольского РОСП УФССП по РТ, в котором в ответ на предупреждение судебного пристава-исполнителя Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А. о необходимости исполнить решение суда по делу , сообщается о предпринятых исполкомом ЗМР РТ мерах по ликвидации свалки: произведены работы по ограждению территории свалки; установлены аншлаги, запрещающие свалку мусора. 22.09.2020 заключен контракт на оказание услуг по утилизации строительных и инертных материалов. Решение Зеленодольского городского суда РТ частично исполнено, ликвидация свалки составляет около 40%, работы продолжаются. В целях подтверждения произведенных работ необходим совместный выезд для составления акта. Кроме того, по постановлению о возбуждении исполнительного производства от 03.03.2021 сообщается, что в Зеленодольский городской суд РТ подано заявление об отсрочке исполнения решения суда (л.д.55).

15.03.2021 судебным приставом-исполнителем Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А. исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ вручено требование от 14.03.2021 о необходимости до 19.03.2021 исполнить решение суда по делу , вступившее в законную силу 30.01.2020. В требовании разъяснено, что в соответствии со ст.6 ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 22.03.2021 в 09 часов случае неисполнения настоящего требования, судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ будет составлен административный протокол. Неявка к судебному приставу-исполнителю и непредставление сведений не препятствует составлению протокола об административном правонарушении (л.д.9).

В ответ на данное требование исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ в письме от 19.03.2021, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан (), начальнику отдела Зеленодольского РОСП УФССП по РТ сообщается, что по ликвидации свалки приняты следующие меры: произведены работы по ограждению территории свалки; установлены аншлаги, запрещающие свалку мусора; 22.09.2020 заключен контракт на оказание услуг по утилизации строительных и инертных материалов. Решение Зеленодольского городского суда РТ частично исполнено, ликвидация свалки произведена на 50%, работы продолжаются. В целях подтверждения произведенных работ необходим совместный выезд для составления акта. Кроме того, по постановлению ССП от 12.03.2021 о взыскании исполнительского сбора сообщается, что в Зеленодольский городской суд РТ подано заявление об отсрочке исполнения решения суда (л.д.37).

Согласно реестру отправляемой корреспонденции по исполкому ЗМР и Совету ЗМР, письмо от 19.03.2021, в этот же день направлено почтовой связью начальнику отдела Зеленодольского РОСП УФССП по РТ (л.д.39).

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

При этом ч. 2 ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», что в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Определением Зеленодольского городского суда РТ от 23.03.2021 по делу заявление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворено частично. Судом постановлено: Отсрочить исполнение решения Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29.10.2019 по гражданскому делу по заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов и рекультивации земельного участка до 01 июля 2021 года. В удовлетворении остальной части заявления отказать (л.д.27-32).

Из содержания ст. 227 КАС РФ, ч.1 ст.121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий, если они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав возложена процессуальным законом на административного истца.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 КАС РФ, вступившие в силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Положения статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» (далее – Федерального закона «Об органах принудительного исполнения») обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения» установлено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения», невыполнение законных требований сотрудника органов принудительного исполнения, в том числе непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей сотрудником органов принудительного исполнения, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

В силу ст. 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24.03.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А. составлен протокол -АП об административном правонарушении в отношении исполнительного комитета ЗМР РТ, совершившего правонарушение: 15.03.2021 в канцелярию исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ доставлено требование (исх. от 14.03.2021) об исполнении решения суда по делу до 19.03.2021. В назначенный срок должник требования по исполнительному документу не исполнил, что подтверждается актом совершения исполнительных действий от 24.03.2021 (л.д.89), тем самым не выполнил законные требования судебного пристава-исполнителя, ответственность за которое предусмотрена ч. ст.17.15 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие правонарушителя (л.д.90).

Протокол -АП об административном правонарушении (исх. от 25.03.2021) с указанием даты его рассмотрения – 05.04.2021 в 09 часов, направлен судебным приставом-исполнителем в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ, принят 25.03.2021 (л.д.91).

29.03.2021 Вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Гафиятуллиным А.А. по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 24.03.2021 -АП, принимая во внимание, что определением Зеленодольского городского суда РТ от 23.03.2021 по делу должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.07.2021, вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.88).

Из пояснений судебного пристава-исполнителя Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А. установлено, что в настоящее время никакие меры принудительного исполнения решения суда в отношении исполнительного комитета ЗМР РТ не производятся, поскольку 19.04.2021 в Зеленодольский РОСП УФССП по РТ поступило определение суда от 23.03.2021, вступившее в законную силу 14.04.2021, о предоставлении отсрочки исполнения решения Зеленодольского городского суда РТ от 29.10.2019 по делу до 01.07.2021.

Из материалов дела усматривается, что заявление об отсрочке исполнения решения суда поступило в суд и принято к рассмотрению определением судьи от 15.03.2021 (л.д.96,97), то есть после вынесения оспариваемого требования.

Таким образом, доводы административного истца о том, что требованием судебного пристава-исполнителя на него незаконно возложены обязанности по исполнению решения суда в период предоставления отсрочки, не согласуются с установленными по делу обстоятельствами.

При этом административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым требованием административного ответчика, несмотря на то, что такая обязанность в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена на него.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что с учетом отсутствия доказательств надлежащего и полного исполнения исполнительного документа, у судебного пристава-исполнителя Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Крупновой Е.А. по представленным материалам имелись законные основания для вынесения требования об исполнении решения суда с установлением срока его исполнения. Данное требование нормам закона не противоречит, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку было направлено на своевременное исполнение судебного акта и обусловлено в данном случае необходимостью применения мер принудительного исполнения. В возбуждении дела об административном правонарушении отказано, следовательно, никаких последствий для административного истца связанных с неисполнением требования в установленный судебным приставом-исполнителем срок, не возникло.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 218, 226, 227, 360, ч.1 ст. 298 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан к Зеленодольскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, судебному приставу-исполнителю Зеленодольского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Крупновой Елене Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене требования судебного пристава-исполнителя от 14.03.2021 об исполнении исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ в срок до 19.03.2021 вступившее в законную силу 30.01.2020 решение суда по делу , отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 23.06.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись