Дело №а-133/18
Р Е Ш Е Н И Е
( в окончательной формулировке)
Именем Российской Федерации
15 марта 2018 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.
с участием представителей ФИО1 и ФИО2
при секретаре судебного заседания Омаровой Г.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации городского округа «<адрес>» о признании и отмене постановления Администрации городского округа «<адрес>» от 23.11.2017г. № об отмене постановления Администрации ГО «<адрес>» от 02.02.2015г. № «об изменении вида разрешенного использования земельного участка»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным и отмене постановления Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. № об отмене постановления Администрации ГО «<адрес>» от 02.02.2015г. № «об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
Свои требования административный истец ФИО3 обосновал тем, что ему постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от 13.08.2014г. был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок пл.700кв.м., из категории земель-земли населенных пунктов, с кадастровым номером 05:48:000061:2711, расположенный по адресу: <адрес>, в районе Механического техникума, под благоустройство.
Управлению имущественных отношений администрации ГО «<адрес>» было поручено заключить договор аренды земельного участка.
На основании договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. ему предоставлен указанный земельный участок для использования в целях благоустройства с организацией досуга взрослого населения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГг. указанный договор зарегистрирован Росреестре РД.
Согласно акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. административный ответчик передал, а он принял вышеуказанный земельный участок.
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от 02.02.2015г. в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.39 Градостроительного кодекса РФ и Правилами землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденными решением Собрания депутатов ГО «<адрес>» от 01.10.2013г. № изменён вид разрешенного использования земельного участка пл.700кв.м., с кадастровым номером 05:48:000061:2711, принадлежащего ему на праве аренды, расположенного по адресу: <адрес>, в районе Механического техникума с благоустройства с организацией досуга взрослого населения на строительство торгово-офисного здания.
ДД.ММ.ГГГГг. он получил кадастровую выписку о земельном участке с изменённым видом разрешенного использования под строительство торгово-офисного здания.
Постановлением администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГг. утверждён градостроительный план его земельного участка, разработанный начальником Отдела строительства и архитектуры администрации городского округа «<адрес>» ФИО4 №RU 05305000 - 51 от 06.06.2016г., с разрешенным видом использования - в целях строительства торгово-офисного здания.
Таким образом Постановление Администрации ГО «<адрес>» № от 02.02.2015г. об изменении вида разрешенного использования было полностью исполнено, земельный участок поставлен на кадастровый учет и утвержден градостроительный план земельного участка.
Однако несмотря на вышеуказанные имеющиеся документы и проделанные действия административный ответчик вынес постановление № от ДД.ММ.ГГГГг. об отмене Постановления Администрации ГО «<адрес>» № от 02.02.2015г. «об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
С указанным постановлением Администрации ГО «<адрес>» он не согласен полностью, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ:
1.Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Согласно ч.8 и 9 ст.39 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно ст. 6 Правил землепользования и застройки ГО «<адрес>» карта градостроительного зонирования (приложение 1) выполнена на основании Генерального плана городского округа «<адрес>» на всю территорию муниципального образования городского округа «<адрес>». На Карте градостроительного зонирования показаны территориальные зоны.
В соответствии со ст. 10 Правил землепользования и застройки ГО «<адрес>»
1. Основные (Р) и условно разрешенные (У) виды использования земельных участков и объектов капитального строительства приведены в таблице 1 (приложение 3).
2. При соблюдении действующих нормативов допускается размещение двух и более основных и условно разрешенных видов использования в пределах одного земельного участка.
Так, согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Таким образом, администрация <адрес> не вправе была вынести оспариваемое постановление об отмене собственного постановления, не установив его незаконность.
Оспариваемое постановление подготовило управление по строительству и архитектуре, при этом согласовано с начальником юридического отдела, управлением имущественных отношений, зам.главой администрации <адрес>, управ. делами и подписано самим главой администрации ГО «<адрес>», т.е. указанное постановление прошло через все соответствующие управления и отделы администрации <адрес>, которые проверили его законность и подписали, а оспариваемое постановление согласовано лишь с нач. юридического отдела.
Отменяя своё постановление административный, ответчик не обосновал его (не указал в чём незаконность постановления от № от 02.02.2015г. и какому Закону он противоречит), не указал нормы Закона, по которым он имел право отменить постановление от 02.02.2015г., лишь сослался на общую статью (ст.48 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ) согласно которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
В ст.48 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ указано кто вправе отменить решение органа местного самоуправления (это суд, орган местного самоуправления и должностные лица). В указанной статье не написаны основания для отмены постановления органа местного самоуправления, соответственно оспариваемое постановление не может быть обоснованным и законным.
Изменение вида разрешенного использования его земельного участка не противоречит видам разрешенного использования, устанавливаемым для данного участка Правилами землепользования и застройки ГО «<адрес>».
На основании изложенного ст.ст.124-131 КАС РФ просит суд признать незаконным и отменить Постановление Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. № об отмене Постановления Администрации ГО «<адрес>» от 02.02.2015г. № «об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
В судебном заседании административный истец ФИО3 и его представитель ФИО2 поддержали исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, и просили удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель администрации ГО «<адрес>» ФИО1, действующий на основании доверенности, возражал против исковых требований, считая, что действия Администрации городского округа «<адрес>» правомерны и требования подлежат отклонению, так как в соответствии со ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом городского округа «<адрес>» орган местного самоуправления имел право отменять свое же постановление.
Заслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.8 п.2 Гражданского кодекса Российской Федерации «Гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей».
Согласно ст.12 п.1 пп.7 Гражданского кодекса «Защита гражданский прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления».
В соответствии с ч.7 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании постановления Администрации ГО «<адрес>» № от 13.08.2014г. ФИО3 предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок пл.700кв.м., из категории земель-земли населенных пунктов, с кадастровым номером 05:48:000061:2711, расположенный по адресу: <адрес>, в районе Механического техникума, под благоустройство.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» заключило договор № аренды земельного участка и ФИО3 предоставлен указанный земельный участок для использования в целях благоустройства с организацией досуга взрослого населения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный договор зарегистрирован Росреестре РД ДД.ММ.ГГГГ<адрес> акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» передало, а ФИО3 принял вышеуказанный земельный участок из земель населённых пунктов, находящийся по адресу: РД, <адрес>, в районе Механического техникума, для использования в целях благоустройства с организацией досуга взрослого населения, в границах указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющийся неотъемлемой частью, общей пл.700кв.м.
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от 02.02.2015г. изменён вид разрешенного использования земельного участка пл.700кв.м., с кадастровым номером 05:48:000061:2711, расположенного по адресу: <адрес>, в районе Механического техникума с благоустройства с организацией досуга взрослого населения на строительство торгово-офисного здания.
ДД.ММ.ГГГГг. ФИО3 зарегистрировал указанное право и получил кадастровую выписку о земельном участке уже с изменённым видом разрешенного использования под строительство торгово-офисного здания.
Постановлением администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГг. утверждён градостроительный план земельного участка разработанный начальником отдела строительства и архитектуры администрации городского округа «<адрес>» расположенного по адресу <адрес> техникума с кадастровым номером 05:48:000061:2789 общей площадью 400 кв.м. с с разрешенным видом использования - в целях строительства торгово-офисного здания.
Исходя из изложенного, суд считает, что с момента вынесения постановления Администрацией ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрации и получения кадастрового паспорта на земельный участок с видом разрешенного использования- под строительство торгово-офисного здания у ФИО3 возникло субъективное право на указанный земельный участок.
Между тем, Постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ отменено Постановление Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
Согласно п.1 ст.48 ФЗ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Анализ вышеуказанной нормы свидетельствует о том, что Администрация городского округа «<адрес>» не имела права отменять свое постановление, тем самым грубо нарушила субъективное право административного истца ФИО3.
Вопрос о признании незаконным и отмене Постановления Администрации городского округа «<адрес>» от 23.11.2017г. № об отмене постановления Администрации ГО «<адрес>» от 02.02.2015г. № «об изменении вида разрешенного использования земельного участка» может быть решен только в судебном порядке.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО3 к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным и отмене Постановления Администрации городского округа «<адрес>» от 23.11.2017г. № Об отмене постановления Администрации ГО «<адрес>» от 02.02.2015г. № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации городского округа «<адрес>» от 23.11.2017г. № об отмене постановления Администрации ГО «<адрес>» от 02.02.2015г. № «об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан, путём подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной формулировке вынесено ДД.ММ.ГГГГ.