ДЕЛО №а-1340/21г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2021г г.Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области под председательством судьи Сытник И.Ю., при секретаре Шехурдиной Е.А., с участием представителя административного истца П.В.НА., представителя административного ответчика Администрации г. Каменска-Шахтинского - ФИО1, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Администрации Каменского района Ростовскойц области - ФИО2, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица- ГУП РО «УРСВ» -ФИО3, действующего на основании доверенности, представителя третьего лица ООО «Исток» -ФИО4, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Каменске-Шахтинском, г.Донецке, г.Гуково, г.Зверево, г.Красный ФИО5, ФИО6 и Каменском районах к Администрации г. Каменска-Шахтинского о признании незаконным бездействия по обеспечению охраны окружающей среды в сфере водоотведения,
У С Т А Н О В И Л :
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Каменске-Шахтинском, г.Донецке, г.Гуково, г.Зверево, г.Красный ФИО5, ФИО6 и Каменском районах обратился в суд с иском к Администрации г. Каменска-Шахтинского, указав в заявлении, что крайне неудовлетворительно складывается ситуация по обеспечению охраны окружающей среды в сфере водоотведения города Каменска-Шахтинского, отмечается негативное воздействие на среду, выразившееся в нарушении обязательных требований к охране водных объектов от загрязнений сточной водой ввиду того, что из распределительной канализационной системы города Каменска-Шахтинского, в результате аварийных ситуаций на системе канализации города, осуществляется не законный сброс сточных вод в водные объекты, нарушается законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в
нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Возможной причиной сброса сточных вод, является не удовлетворительное санитарно-техническое состояние, высокий износ систем канализации города Каменсмка-Шахтинский и микрорайона Заводской города Каменска-Шахтинского. У ресурсоснабжеющей организации ГУПРО «УРСВ» отсутствует решение Министерства ресурсов и экологии Ростовской области о предоставлении водного объекта в пользование сброса сточных вод в водный объект; у ресурсоснабжеющей организации ГУПРО «УРСВ» отсутствуют утвержденные нормативы сбросов веществ ( за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водный объект бассейновым водным Управлением, что не отвечает гигиеническим нормативам п.6.11 п.6.11.1 1 1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», п. 97 СанПиН 2.1.3684- санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которыми предусмотрено, что для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Работа по дегельминтизации сточных вод на очистных сооружениях канализации Каменского района и МКР Заводкого г. Каменска-Шахтинский не осуществляется. Не проводится производственный лабораторный контроль за эффективностью обеззараживания, дезинвазии и дегельминтизации сточных вод и иловых осадков на очистных сооружениях канализации(очистных сооружений канализации <...> в районе станции Погорелово Каменский район), о чем свидетельствует представленные пояснения ГУПРО «УРСВ» ( исх. № от 10.03.21г.) на запрос ТО Управления Роспотребнадзора по РО (за № от 15.02.2021г.)
На основании п.10.1 ст. 5 Федерального закона № 416-ФЗ от 23.11.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере водоснабжения и водоотведения относится : осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоотведения, в том числе показателей физического износа объектов водоотведения. До настоящего времени Администрацией г. Каменска-Шахтинского в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 23.11.2011г. «О водоснабжении и _ водоотведении» и раздела II п.6 Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" не разработано и не утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы для ресурсоснабжающих организаций ОАО «Исток» г. Каменска - Шахтинского, в которое должны быть внесены конкретные мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов очистными сооружениями канализации сточных вод ОАО «Исток». Администрацией города Каменска-Шахтинского не приняты меры по побуждению ресурсоснабжающих организаций к проведению технического обследования централизованных систем водоотведения. До настоящего времени Администрацией <адрес> в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона № 416-ФЗ от 23.11.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» не утверждены схемы водоотведения. На основании ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 23.11.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом, в том числе, результатов технического обследования централизованных систем водоотведения и с учетом схем водоотведения.
Администрацией города Каменска-Шахтинский до настоящего времени не согласована инвестиционная программа в части учета мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и организмов п.5 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 23.11.2011г. «О водоснабжении и водоотведении», Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 r.N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с требованиями п. 2 т. 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 23.11.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоотведения не допускается.
Администрацией Каменска-Шахтинского до настоящего времени не направлено техническое задание в организации, осуществляющие водоотведение в городе Каменске-Шахтинском и микрорайоне Заводском г. Каменска-Шахтинского -ГУПРО «УРСВ» и ОАО «Исток», на разработку инвестиционной программы (п. 7,п.8 раздел II Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения". До настоящего времени меры по обеспечению охраны окружающей среды в сфере водоотведения Администрацией города Каменска-Шахтинского не приняты, о чем свидетельствует ответ, направленный в ТО Управление Роспотребнадзора по РО за № от 05.2021г. На основании вышеизложенного, просит суд признать бездействие администрации г. Каменска-Шахтинского незаконным. Обязать Администрацию г. Каменска-Шахтинского Ростовской области в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ от 23.11.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы для ресурсоснабжающих организаций осуществляющих деятельность по водоотведению в г. Каменске- Шахтинском по реконструкции объектов водоотведения, в том числе предусмотрев мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов очистными сооружениями канализации сточных вод для включения мероприятий по снижению сбросов в водоем в соответствии с установленными требованиями в состав инвестиционной программы с учетом технического обследования централизованных систем водоотведения и, с учетом утвержденных органам местного самоуправления схем водоотведения в соответствии с требованиями, которые должны содержать в том числе плановые значения показателей развития централизованных систем водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоотведения в соответствии с требованиями законодательства некой Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим : зальным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды (ст 23,ст.24, ст. 40,ст. 37, ст.38 Федерального закона № 416-ФЗ от 23.11.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» и раздел п.6, п.7 Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения".
Обязать Администрацию г. Каменска-Шахтинского РО, направить разработанное и утвержденное в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ г 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих вольность в сфере водоснабжения и водоотведения" техническое задание с указанием конкретных мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в организации, осуществляющие водоотведение г. Каменска-Шахтинского и его микрорайонов для разработки инвестиционной программы.
Определением Каменского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного соответчика по делу привлечена Администрация Каменского района Ростовской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика- ООО «Исток» и ГУП РО «УРСВ».
Представитель истца по доверенности ФИО7 в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, приведённые в заявлении.
ФИО1, представляющий административного ответчика-Администрацию г. Каменска-Шахтинского, в судебном заседании заявил о непризнании иска, представив письменные возражения на иск в которых указал, что Канализационные сети г. Каменск - Шахтинского вместе с комплексом очистных сооружений принадлежат по праву собственности ОАО «ИСТОК» на основании Договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Водоканал» арендует у ОАО «ИСТОК» канализационное хозяйство необходимое для осуществления функций гарантирующей организации в области водоотведения. Канализационные сети мкр. Заводского г. Каменск - Шахтинского, находящиеся на праве хозяйственного ведения МУП «ВИРА» переданы ГУП РО «УРСВ» на правах аренды на основании договора аренды муниципального имущества принадлежащего муниципальным унитарным предприятиям г. Каменск - Шахтинского Ростовской области на праве хозяйственного ведения №-А от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.1 договора). Согласно справки Комитета по управлению имуществом г. Каменска -Шахтинского от ДД.ММ.ГГГГ№.06/2675 очистные сооружения, принимающие канализационные стоки из сетей мкр. Заводского г. Каменск – Шахтинского расположены на территории Каменского района Ростовской области и муниципальному образованию «Город Каменск-Шахтинский» не принадлежат, в реестре муниципальной собственности не числятся. Об этом же свидетельствует сам истец, по тексту искового заявления ссылаясь на пояснения ГУП РО «УРСВ» (исх. №.2021).
Согласно пунктам 4,5 Перечня требований истца: Администрацией города не согласована инвестиционная программа в части мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения; Администрацией города не принимаются меры по побуждению ресурсно-снабжающих предприятий к разработке проекта инвестиционной программы. Согласно пункту 2 раздела 1 Постановления № - Проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации илиуполномоченным органом местного самоуправления поселения(городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы… Сведений о наличии закона Ростовской области о передаче полномочий по утверждению инвестиционной программы регулируемой организации муниципальному образованию город Каменск-Шахтинский в материалах дела не имеется и ссылка на имеющийся документ административным истцом не предоставлена. Таким образом, следует, что доводы административного истца в данной части не основаны на законе и не могут быть положены судом в текст решения и обоснование правовой позиции суда. Администрация города, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, осуществляет свою деятельность в рамках Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также иных законов в части не противоречащей вышеуказанному закону. Руководствуясь тем, что действующее законодательство не возлагает на Администрацию города права осуществления функций надзора в отношении ресурсных организаций связанных с осуществлением принуждения (понуждением) соблюдать действующее законодательство, вменение факта бездействия по данному обстоятельства противоречит закону. Одним из аргументов указывающих на бездействие Администрации города мнению истца является тезис пункта 6 Перечня требований истца: Администрацией города не утверждена схема водоотведения г. Каменск- Шахтинского. Указанный довод противоречит фактическим обстоятельствам, а именно Решением Каменск - Шахтинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения города Каменск-Шахтинский на 2013-2025 годы» такая схема утверждена, решение опубликовано в общественно политической газете «Вести Власти» № (203) от 04.12.2013г. Таким образом, требование Закона № Администрацией города исполнено еще в 2013 году. Следующий довод административного истца заключается в том, что: Администрацией города не приняты меры по побуждению эксплуатирующих организаций к проведению технического обследования централизованных систем водоотведения. Указанный довод противоречит фактическим обстоятельствам, а именно: согласно части 3 статьи 37 Закона № - Техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления. Согласно части 6 этой же статьи обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствия с установленными требованиями.... То есть требование проводить техническое обследование возложено на гарантирующие организации осуществляющие водоотведение ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ. Несмотря на это, Администрацией города направлено письмо гарантирующим организациям исх. №.08/340 от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по техническому обследованию централизованных систем водоотведения. На которое ответа ни от ОАО «ИСТОК» ни от ООО «Водоканал» не получено. По тому же вопросу Администрацией города было направлено повторное письмо исх. №.08/627 от ДД.ММ.ГГГГ с установленным сроком до ДД.ММ.ГГГГ, на которое были получены ответы, в частности от ООО «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ№ в котором указано, что до установления Региональной службой по тарифам Ростовской области длительного периода регулирования, техническое обследование ООО «Водоканал» проводить не будет. ОАО «ИСТОК» письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что проведение технического обследования назначено на 2024 год. ГУП РО УРСВ сопроводительным письмом исх. 645 № ДД.ММ.ГГГГ был представлен имеющийся Акт технического обследования системы водоснабжения и водоотведения мкр. Заводской г. Каменск-Шахтинский проведенного ГУП РО «УРСВ» в 2019 году. В отношении технического обследования канализационных сетей мкр. Заводского и утверждения технического задания, отметил следующее. Очистные сооружения куда осуществляется водоотведение мкр. Заводского находятся и принадлежат другому муниципальному образованию - Каменскому району. Согласно азбацам 2,3,4, пункта 6 раздела 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» в случае если объекты централизованных систем водоснабжения и (или)водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и (или)у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем, находятся в границах нескольких поселений (городских округов), техническое задание разрабатывается по согласованию с органами местного самоуправления поселений (городских округов), в границах территорий которых находятся указанные объекты. Таким образом, на Администрацию города обязанность по разработке технического задания для ГУП РО УРСВ по водоотведению сточных вод мкр. Заводского, Законом не возложена, Администрация города обязана лишь согласовать представленное ей техническое задание в своей части. Кроме прочего административный истец в качестве основного обоснования поданного иска (стр. 2 абз. 2,3) утверждает, что нарушения федерального законодательства в области охраны окружающей среды стали возможными из - за аварийных ситуаций на распределительной системе канализации города. При этом в качестве основания аварийных ситуаций указано предположение «Возможной причиной сброса сточных вод, является неудовлетворительное санитарно-техническое состояние, высокий износ систем канализации города Каменск-Шахтинскый и микрорайона Заводского г. Каменска - Шахтинский». Кроме предположений, иных доводов административный истец не представляет. При этом доказательства аварийных ситуаций о которых указывает в заявлении истец, доказательства сброса сточных вод в материалы дела истцом не представлены. Как указано выше канализационные сети г. Каменск - Шахтинского вместе с комплексом очистных сооружений принадлежат по праву собственности ОАО «ИСТОК» с 2005 года. Следовательно ОАО «ИСТОК», как собственник, в силу статей 209,210,213 несет полную ответственность за содержание принадлежащего ему имущества.
Представитель административного ответчика- Администрации Каменского района ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что ничем не доказана балансовая принадлежность сетей, никакого акта разграничения границ не представлено, по этим сетям у них нет никакой информации. Считала что административный истец не доказал своею позицию, основание и предмет иска не доказан.
Представитель заинтересованного лица ГУП РО «УРСВ» просил вынести решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Исток» просил вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренныхнастоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Разрешая административный иск ТО Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Каменске-Шахтинском, г.Донецке, г.Гуково, г.Зверево, г.Красный ФИО5, ФИО6 и Каменском районах к Администрации г. Каменска-Шахтинского, суд учитывает положения ч.ч. 9, 11 ст.226 КАС РФ, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения сроков обращения в суд - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, порядка их принятия, оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.1 ст.59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В обоснование своих требований, изложенных в административном иске административный истец указал, что крайне неудовлетворительно складывается ситуация по обеспечению охраны окружающей среды в сфере водоотведения города Каменска-Шахтинского, отмечается негативное воздействие на среду, выразившееся в нарушении обязательных требований к охране водных объектов от загрязнений сточной водой ввиду того, что из распределительной канализационной системы города Каменска-Шахтинского, в результате аварийных ситуаций на системе канализации города, осуществляется не законный сброс сточных вод в водные объекты, нарушается законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в
нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Возможной причиной сброса сточных вод, является не удовлетворительное санитарно-техническое состояние, высокий износ систем канализации города Каменсмка-Шахтинский и микрорайона Заводской города Каменска-Шахтинского.
В материалах дела содержится Постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красном ФИО5, ФИО6 и Каменском районах № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Исток» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Основанием для привлечения ОАО «Исток» к административной ответственности явилось то, что по адресу: <адрес> ОАО «Исток» организовало нахождение коллектора для перемещения сточных вод, которые в дальнейшем поступают в очистные сооружения. Осмотром коллектора установлено, что канализационный трубопровод находится в аварийном состоянии, из трещины которого на землю вытекают отходы. Данные обстоятельства правонарушения стали возможными по причинам несвоевременного обследования и ремонта коллектора.
Данное обстоятельство является грубым нарушением прав граждан на безопасную экологическую среду.
В соответствии со ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлениями Администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Каменск- Шахтинский» в качестве гарантирующей организации водоотведения определены ООО «Водоканал» и ГУП РО «УРСВ».
Согласно договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ собственником канализационных сетей г. Каменска-Шахтинского с комплексом очистных сооружений является ОАО «Исток».
ГУП РО «УРСВ» является арендатором Канализационных сетей мкр. Заводского г. Каменска-Шахтинского на основании договора аренды муниципального имущества принадлежащего муниципальным унитарным предприятиям г. Каменск - Шахтинского Ростовской области на праве хозяйственного ведения №-А от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МУП»Вира».
Согласно ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом в том числе результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены в ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении», которым относятся, в том числе утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласование инвестиционных программ.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красном ФИО5, ФИО6 и Каменском районах в адрес Администрации г. Каменска-Шахтинского направлено требование о предоставлении в ТО Управления Роспотребнадзора по РО в срок до 25.03.2021 г. копии разработанного и утвержденного технического задания с указанием конкретных мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов очистными сооружениями канализации сточных вод для включения мероприятий по снижению сбросов в водоем в соответствии с установленными требованиями в состав инвестиционной программ и с четом технического обследования централизованных систем водоотведения и, утвержденных органом местного самоуправления, схем водоотведения; копию документа подтверждающего направление разработанного технического задания для разработки инвестиционной программы.
Схема водоснабжения и водоотведения города Каменск-Шахтинский на 2013-2025 годы утверждена Решением Каменск-Шахтинской городской думы № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. №.08/340 Администрацией г. Каменска-Шахтинского в адрес ОАО «Исток», ООО «Водоканал», МУП «Каменсктеплосеть», МУП «Тепло МРЗ» направлено письмо о необходимости проведения мероприятий по техническому обследованию централизованных систем водоотведения, ХВС и ГВС в срок до 26.03.2021г. и направлении информации о проведенных мероприятиях.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. №.08/627 Администрацией г. Каменска-Шахтинского в адрес ОАО «Исток», ООО «Водоканал», МУП «Каменсктеплосеть», МУП «Тепло МРЗ» ГУПРО «УРСВ» повторно направлено письмо о необходимости проведения мероприятий по техническому обследованию централизованных систем водоотведения, ХВС и ГВС в срок до 31.05.2021г. и направлении информации о проведенных мероприятиях.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Каменска-Шахтинского направила письмо в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красном ФИО5, ФИО6 и Каменском районах
о продлении срока предоставления технического задания до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от 07.06.2021г. № в адрес Администрации г. Каменска-Шахтинского ОАО «Исток» сообщило, что проведение технического обследования назначено на 2024 год. В судебном заседании представитель ОАО «Исток» ФИО8 пояснила, что ОАО «Исток» является убыточным предприятием, выполнение работ по техническому обследованию сетей является дорогостоящим, в связи с чем, у предприятия отсутствует возможность выполнить техническое обследование сетей водоснабжения и водоотведения ранее 2024 года.
В своем письме от 02.06.2021г. № ООО «Водоканал» сообщило, что Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26.01.2021г. № для ООО «Водоканал» установлены тарифы на период с 01.0.22021 года по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. долгосрочный период регулирования для предприятия не установлен. Соответственно дата начала и окончания проведения технического обследования систем холодного водоснабжения и водоотведения может быть определена после установления для ООО «Водоканал» региональной службой по тарифам Ростовской области длительного периода регулирования.
23.06.2021г. ГУП РО «УРСВ» направило в адрес Администрации г. Каменска-Шахтинского Акт обследования системы водоснабжения и/или водоотведения мкр. Заводской г. Каменск-Шахтинский после 22.06.20201г. в ответ на запрос Администрации г. Каменск-Шахтинский от 22.06.2021г. №.08./741.
Согласно ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). В случае если объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и (или) у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем, находятся в границах нескольких поселений (городских округов), техническое задание разрабатывается по согласованию с органами местного самоуправления поселений (городских округов), в границах территорий которых находятся указанные объекты.
Согласно справки Комитета по управлению имуществом г. Каменска-Шахтинского от ДД.ММ.ГГГГ№.06/2675 очистные сооружения, принимающие канализационные стоки из сетей мкр. Заводского г. Каменск – Шахтинского расположены на территории Каменского района Ростовской области.
Согласно договора № РВП -85/2018 аренды имущества ГУП РО «УРСВ» арендует очистные сооружения, расположенные на территории Каменского района у ООО «Ростоввагонпром» на срок до ввода в эксплуатацию проектируемого водопровода на территории г. Каменска-Шахтинского.
При этом, доказательств нарушения законодательства в области защиты окружающей при использовании очистных сооружений на территории Каменского района которые принимают сточные воды мкр. Заводского г. Каменска-Шахтинского, административным истцом суду не представлено. Кроме того, в судебном заседании представитель административного истца ФИО7 также подтвердил, что фактов сброса неочищенных сточных вод на очистных сооружениях Каменского района не установлено.
Таким образом, доказательств установления факта нарушения прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился административный истец, путем нарушения законодательства об охране окружающей среды на территории Каменского района суду не представлено.
П. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
П. 9 Постановления правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. При этом, сведений о начале планируемого срока действия инвестиционной программы, в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административными ответчиками - Администрацией г. Каменска-Шахтинского и Администрацией Каменского района незаконного бездействия не допущено.
Все доводы истца, изложенные в административном исковом заявлении, суд признает несостоятельными, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, г.Донецке, г.Гуково, г.Зверево, г.Красный ФИО5, ФИО6 и Каменском районах к Администрации г. Каменска-Шахтинского, Администрации Каменского района Ростовской области о признании незаконным бездействия по обеспечению охраны окружающей среды в сфере водоотведения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.07.2021г.
С У Д Ь Я :________________________