ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1356/2022 от 03.08.2022 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

Дело а-1356/2022

УИД 23RS0020-01-2022-001950-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ус О.А.,

при секретаре Трикозовой Е.Г.,

с участием представителя административного истца Крыцула А.Д. – Пашковой Е.Г.

представителя ответчика Управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Кореновский район –Грицаева Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крыцула Алексея Дмитриевича к Управлению земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Кореновский район о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Крыцула А.Д. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Управлению земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Кореновский район о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.

В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ в порядке пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ как гражданин- владелец личного подсобного хозяйства по адресу . обратился с заявлением к ответчику о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 83982 кв.м., расположенный по адресу:, восточная окраина.

Данная статья предусматривает предоставление земельного участка гражданину в льготном порядке, без проведения торгов. В случае наличия у него в личном подсобного хозяйстве животных. В личном подсобном хозяйстве, как указывает истец, имеются более 200 овец, для целей содержания которых ему необходим земельный участок для сенокошения.

25 мая 2022 г. Крыцулой А.Д. получено письмо исх. в котором выражен отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером . В качестве причин для отказа ответчик ссылается на тот факт, что Крыцула А.Д. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства и соответственно не является субъектом правоотношений регулируемых пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Ранее истцом уже использовался данный земельный участок на праве аренды на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для предоставления земельного участка по указанному договору так же являлся пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Таким образом, ответчик полагает, что истец не имеет право на предоставление земельного участка без торгов, так как одновременно обладаю статусом главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Истец считает, что отказ в предоставлении земельного участка по основаниям указанным в пп. 3 п. 5 ст. 39.17, пп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса, является незаконным, полагает, что имеет право на предоставление земельного участка без торгов, в связи с чем обратился в суд.

Представитель по доверенности Крыцула А.Д. – Пашкова Е.Г. доводы, приведенные в административном исковом заявлении, поддержала по изложенным основаниям, также приобщила дополнительные обоснования иска, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Кореновский район – Грицаев Д.Н. против удовлетворения административного искового заявления возражал, в обоснование указал, что максимальный размер общей площади участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство составляет 1,5 га, так же указал, что спорный участок может быть предоставлен гражданину для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью или ведением КФХ.

Выслушав объяснения представителя административного истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Крыцула А.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к Управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Кореновский район о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 83982 кв.м., расположенного по адресу:, восточная окраина.

С указанным заявлением истец обратился в порядке пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ как гражданин - владелец личного подсобного хозяйства по адресу . Данная статья предусматривает предоставление земельного участка гражданину в льготном порядке, без проведения торгов. В случае наличия у него в личном подсобном хозяйстве животных. В личном подсобном хозяйстве Крыцула А.Д. имеются более 200 овец, для целей содержания которых необходим земельный участок для сенокошения.

Наличие в личном подсобном хозяйстве овец подтверждается похозяйственной книгой , исследованной судом.

ДД.ММ.ГГГГ Крыцулой А.Д. получено письмо исх. в котором выражен отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером . В качестве причин для отказа ответчик ссылается на тот факт, что истец является главой крестьянского (фермерского) хозяйства и соответственно не является субъектом правоотношений регулируемых пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Судом было установлено, что ранее Крыцула А.Д. уже использовал данный земельный участок на праве аренды на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для предоставления земельного участка по указанному договору являлся пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Также было установлено, что истец действительно является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, основным видом деятельности которого является растениеводство. В фермерском хозяйстве отсутствуют животные. При этом наличие одновременно нескольких статусов у физического лица (владелец ЛПХ, глава фермерского хозяйства, учредитель ООО и т.д.) не лишают его права на получение земельного участка по пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Факт наличия у истца животных в личном подсобном хозяйстве подтвержден документально справкой о наличии личного подсобного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ

Статья 12.1 Закона 532-КЗ ограничивает общую максимальную площадь земельных участков, но только приусадебных и полевых.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В соответствии со ст. 4 указанного закона, для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Таким образом законодатель разделил понятия, и установил, что приусадебный земельный участок- это участок в границах населенного пункта на котором возможно так же возведение жилых и хозяйственных построек, а полевой –за границами населенного пункта. Кроме того, максимальным размером ограничивается только совокупность участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Нормы о максимальном размере земельного участка к истцу неприменимы по следующим основаниям.

Пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ в качестве оснований для предоставления земельного участка гражданину без торгов устанавливает, что такой земельный участок может быть предоставлен гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества ИЛИ земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Истцом было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка без торгов по основанию, предусмотренному пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ - для целей сенокошения, а не для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" под ко.16 установлен вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках»- производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства», под ко.19 установлен вид разрешенного использования «сенокошение»- кошение трав, сбор и заготовка сена.

Таким образом законодатель не отождествляет эти два понятия, а наоборот устанавливает их различия и соответственно различные правовые основания предоставления земельных участков с указанными видами разрешенного использования.

В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", единственным документом, необходимым для предоставления земельного участка является выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), которая запрашивается органом местного самоуправления после поступления заявления. Выписка о наличии личного подсобного хозяйства была предоставлена истцом дополнительно, для подтверждения того факта, что ему необходим земельный участок для сенокошения и он не испрашивает его в произвольном порядке.

Судом было установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером не является полевым, так как расположен в границах населенного пункта, не является приусадебным так не предусматривает возведение жилых домов, хозяйственных построек и ведение личного подсобного хозяйства, земельный участок с кадастровым номером не испрашивался истцом для ведения личного подсобного хозяйства, а испрашивался для целей сенокошения, следовательно на данный случай не распространяются правила о максимальной площади земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 части 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд должен выяснить нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена на административного истца.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные в административном исковом заявлении требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования административного истца Крыцула Алексея Дмитриевича к Управлению земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Кореновский район о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования от 25.05.2022г. в предоставлении Крыцула А.Д. земельного участка с кадастровым номером площадью 83982 кв.м., расположенного по адресу:, восточная окраина.

Обязать Управление земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования предоставить Крыцула А.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу:, в аренду сроком на 3 (три) года без торгов, земельный участок с кадастровым номером площадью 83982 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, огороды, луга, пастбища), расположенный по адресу:, восточная окраина.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение одного месяца.

Судья

Кореновского районного суда: О.А.Ус