ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1384/2021 от 29.10.2021 Хасавюртовского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-1384/2021

УИД05RS0-27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 октября 2021 года <адрес>

Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Хадисовой С.И., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России по РД ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о признании решения МРИ ФНС по РД о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя недействительным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Хасавюртовский городской суд РД с административным иском к МРИ ФНС России по <адрес> о признании решения о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее ЕГРИП)записи от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя недействительным за государственным номером , ссылаясь на то, что в конце июля 2021 г. ему стало известно, что ранее (ДД.ММ.ГГГГ) он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, он никогда не обращался в налоговые органы с заявлением о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и выдаче ему свидетельства о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя. Такое свидетельство он не получал, и предпринимательской деятельностью никогда не занимался. К нему никогда не поступали извещения или требования об уплате задолженности по страховым взносам, подлежащие в соответствии с п.2 ч.1 ст.6 и ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязательной уплате индивидуальными предпринимателями, или иных налогов и пеней, и сам он их никогда не оплачивал. У него не было и нет какой-либо задолженности перед МРИ ФНС России по РД по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Для выяснения данного недоразумения он в ДД.ММ.ГГГГ обратился в МРИ ФНС России по <адрес> с заявлением о предоставлении ему копии регистрационного дела о постановке его на налоговый учет, и снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя. Решением УФНС России по РД по жалобе от ДД.ММ.ГГГГг. @ ему было сообщено, что из обстоятельств дела следует, что заявитель знал о том, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Регистрационное дело в архиве Инспекции обнаружено не было. Считает, что регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя незаконна и произведена по чьей-то халатности, так как он с таким заявлением в налоговые органы никогда не обращался, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд.

Административный истец – ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Административный ответчик – представитель МРИ ФНС России по <адрес>ФИО3 исковые требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с жалобой о незаконной постановке его на учет в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя. Ими была проведена проверка архива на предмет поиска заявления ФИО1 о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя за государственным номером , в результате чего регистрационное дело в архиве Инспекции обнаружено не было.

Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности и дав им правовую оценку, суд считает, административные требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее – регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии со ст.22.1 указанного Федерального закона, при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации); д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица); ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе); и) документ об уплате государственной пошлины.

Представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона расписки.

В силу ч.1 ст.22.3 указанного Федерального закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) документа об уплате государственной пошлины.

Согласно п.2 ч.1 ст.6 и ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и на них возложена обязанность уплачивать суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.25 указанного закона, контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.ч.9 и 11 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (т.е. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и документа, удостоверяющего личность; наименование регистрирующего органа, которым запись внесена в ЕГРИП МРИ ФНС России по <адрес>, в качестве основного вида деятельности указано - прочая розничная торговля в специализированных магазинах (код - 52.48).

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРИП внесена запись за ГРН о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Между тем, как усматривается из выписки из ЕГРИП в нарушение положений ст.22.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ регистрация ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя были произведены только на основании его заявления, при этом документ об уплате государственной пошлины им представлен не был, что свидетельствует о том, что в действительности административный истец с заявлением в налоговый орган о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя в налоговые органы не обращался.

Незаконность постановки ФИО1в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и регистрация его в качестве ИП также подтверждается и заключением по жалобе от ДД.ММ.ГГГГг., адресованном УФНС России по <адрес>,из которого следует, что к Межрайонной ИФНС России по РД проведена проверка архива на предмет поиска заявлений ФИО1 о государственной регистрации за ОГРНИП от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего регистрационное дело в архиве Инспекции не обнаружены. Сведения об уничтожении архива за 2013 год суду не предоставлены.

Статья 62 КАС РФ гласит, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Представителем административного ответчика не представлено доказательств, опровергающих доводы административного истца.

При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что ФИО1 с заявлением о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя в налоговые органы не обращался, сведений о том, что в налоговом органе зарегистрировано его нотариально оформленное заявление и сформировано на него регистрационное дело отсутствуют, отсутствуют также и сведения о предоставлении им информации о доходах в качестве индивидуального предпринимателя, а также исходя из совокупной оценки представленных административным истцом суду доказательств, которых суд считает относимыми и допустимыми, а доказательства обратного в судебное заседание административным ответчиком представлены не были, суд находит административное исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Оснований для применения последствий пропуска срока для обращения в суд с иском об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, суд не усматривает, поскольку согласно доводам административного истца, не опровергнутым в ходе судебного разбирательства, о произведенной государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, ему стало известно в конце июня текущего года, после чего он обратился к административному ответчику с жалобой от ДД.ММ.ГГГГг. о проведении проверки документов, поданных для регистрации его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

И после получения соответствующего ответа от 27.07.2021г., т.е. в пределах срока, установленного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился с административным иском в суд.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать решение Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за государственным номером , о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, незаконным.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Хасавюртовский городской суд РД.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.И.Хадисова