ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1388/2021 от 24.03.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело а-1388/2021 (2а-5084/2020;)

УИД: 47RS0005-01-2020-007574-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2021 года город Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при секретаре Зенкиной В. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Стрельникова Игоря Евгеньевича к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 03-23/48 от 26.10.2020 об отказе в постановке Стрельникова И.Е. и членов его семьи на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239, об обязании административного ответчика поставить Стрельникова И.Е. и членов его семьи на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с уточненным административным иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 03-23/48 от 26.10.2020 об отказе в постановке Стрельникова И.Е. и членов его семьи на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239, об обязании административного ответчика поставить Стрельникова И.Е. и членов его семьи на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он обратился к административному ответчику с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239.

В заявлении указал, что является ветераном боевых действий с июня 1996 г., проживает в закрытом, на основании Постановления Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России», военном городке Каменка, в служебном жилом помещении, полученном по ордеру от 23.03.2001 .

Административный ответчик в своем Решении от 26.10.2020 отказал принять Административного истца и его семью на учет, граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка Каменка.

В обосновании своего решения, Административный ответчик со ссылкой статьи 108 ЖК РСФСР и 103 ЖК РФ, сделал вывод о том, что Административный истец не относится к категориям граждан, определенных данными статьями, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения.

Стрельников И.Е. считает, что данная правовая позиция не может быть принята судом по следующим основаниям:

1. Из приложенных к материалам дела документов (копия Послужного списка лист 9) следует, что Административный истец в период с 07.06.1996 по 28.03.1999 выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в <адрес>, а в период с 23.09.1999 по 23.05.2000 проходил военную службу в составе объединенной группировки войск (сил) на территории <адрес>, при этом в течении 230 дней фактически участвовал в боевых действиях.

Таким образом, Административный истец в силу закона (ч. 1 ст. 3 федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» далее – закона о ветеранах) с 07.09.1996 относится к ветеранам боевых действий. В соответствии с действующей на данный момент редакции закона о ветеранах (подпункт 4 п. 1 ст. 6) ему была предоставлена льгота - «недопустимость выселения ветеранов боевых действий из занимаемых служебных жилых помещений без предоставления безвозмездно другого жилого помещения».

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закон РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» «жилая площадь должна быть предоставлена по прибытии из указанных государств в первоочередном порядке». Но данной льготой Административный истец до настоящего времени не воспользовался и проживает в служебном жилье.

Подп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, предусматривавший безвозмездное предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, утратил силу с 01.01.2005, после выдачи Стрельникову И.Е. удостоверения ветерана боевых действий.

Однако те льготы и меры социальной защиты, которые имел ветеран боевых действий до изменения правового регулирования спорных правоотношений, не могут быть уменьшены и ограничены для него в связи с принятием и введением в действие новой редакции Закона. Лица, приобретшие статус ветерана боевых действий до введения в действие нового правового регулирования жилищных правоотношений, имеют право состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилой площади в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ в ныне действующей редакции, в случае если их право на жилище, гарантированное государством, не реализовано.

Таким образом, Административный истец имеет право состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилой площади; его право на жилище, гарантированное государством, не реализовано. В связи с этим он не может быть выселен из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения.

Кроме того, в соответствии с подпунктами г) и ж) п.7. «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках и ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади». Как указано в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.06.2018 № 73-КГ18-3 факт проживания на служебной жилой площади является в силу подпункта "ж" пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений.

Стрельников И.Е. полагает, что является нуждающимся в получении жилого помещения и ему должно быть предоставлено жилое помещение вне закрытого военного городка.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 23.05.2019 № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков», вступившего в законную силу 01.09.2019, установлено, что «действие настоящего Указа распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее – федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка (далее – граждане), а также на членов их семей».

Пунктом 5 настоящего Указа определено, что «Федеральные органы исполнительной власти вправе использовать для переселения граждан жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности и закрепленные на праве оперативного управления за этими федеральными органами исполнительной власти либо за подведомственными им учреждениями (организациями) или казенными предприятиями, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, расположенные в населенных пунктах, в которых находятся закрытые военные городки, либо в других населенных пунктах, расположенных на территории Российской Федерации. Указанные жилые помещения предоставляются при согласии граждан на переселение в эти жилые помещения».

На основании изложенного выше административный истец просит суд признать незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 26.10.2020, об отказе в постановке Стрельникова Игоря Евгеньевича и его сына СРИ на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239; обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поставить Стрельникова Игоря Евгеньевича и его сына СРИ на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239.

В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом, не явился, направил своего представителя по доверенности Батищева В.К., который поддержал требования административного иска в полном объеме по доводам, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Западный», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не представил, направил возражения, в которых полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, ходатайств об отложении не представило, представителя не направило.

В соответствии с ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в имеющемся составе участвующих в деле лиц и их представителей при неявки остальных участников, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени судебного разбирательства.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, олценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Стрельников И.Е. обратился к административному ответчику с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239.

В заявлении указал, что является ветераном боевых действий с июня 1996 г., проживает в закрытом, на основании Постановления Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России», военном городке Каменка, в служебном жилом помещении, полученном по ордеру от 23.03.2001 .

Административный ответчик в своем Решении от 26.10.2020 отказал принять Административного истца и его семью на учет, граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка Каменка.

В обосновании решения Административный ответчик сделал вывод о том, что Стрельников И.Е. не относится к категориям граждан, определенных данными статьями, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения.

Оценивая доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд полагает следующее.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.2019 г. №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» (далее Указ), его действие распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее – федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка (далее - граждане), а также на членов их семей.

Согласно документам, представленным Стрельниковым И.Е., в 2001 г. ему как проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, на состав семьи 3 чел. (он сам, супруга и сын) было предоставлено по служебному ордеру ( от 28.03.2001 выдан <данные изъяты> ЛенВО МО РФ) жилое помещение по адресу: <адрес>.

В сведениях базы данных АИС «Учет», сформированной и переданной ФГКУ «Западрегионжилье» Минобороны России из квартирно-эксплуатационных органов Министерства обороны Российской Федерации, имеется информация об обеспечении Стрельникова И.Е,, состоящего на учет нуждающихся в жилых помещениях в статусе «бесквартирный (служ.)» указанным служебным жилым помещением.

В 2003 году Стрельников И.Е. уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, с 04.03.2004 исключен из списков личного состава войсковой части.

Согласно ст. 107 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 (далее – ЖК РСФСР) действовавшему на дату увольнения Стрельникова И.Е. с военной службы, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Согласно ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могли быть выселены: 4) семьи военнослужащих.

Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Таким образом, после 04.03.2004 г. Стрельников И.Е. утратил статус военнослужащего, следовательно, пункт 4 статьи 108 ЖК РСФСР на Стрельникова И.Е. не распространялся.

Согласно ч. 2 ст. 103 действующего в настоящее время Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (далее – ЖК РФ) не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Пенсионером по старости Стрельников И.Е. не является, его возраст в настоящее время составляет полных 48 лет, он не относится ни к одной из категорий граждан, указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

Вышеизложенное свидетельствует, что Стрельников И.Е. не относится ни к одной из категории граждан, на которых распространяется действие Указа, в связи, с чем ему и членам его семьи отказано в принятии на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.

Сведений о том, что в период прохождения военной службы Стрельников Е.И. обращался к административному ответчику (правопредшественнику) или заинтересованному лицу в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемое решение должностного лица является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При таких обстоятельствах суд полагает заявленные административным истцом исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Стрельникова Игоря Евгеньевича к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 03-23/48 от 26.10.2020 об отказе в постановке Стрельникова Игоря Евгеньевича и его сына СРИ на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239, об обязании административного ответчика поставить Стрельникова Игоря Евгеньевича и его сына СРИ на учет граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.2019 № 239 отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 29 марта 2021 года.