ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-140/20 от 09.01.2020 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело а-140/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Просолова В.В.,

при секретаре Анякиной А.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> города Севастополя Колотова В.В.,

представителя административного ответчика Фарышева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> города Севастополя к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

<адрес> города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города, в котором после уточнения исковых требований в порядке ст.46 КАС РФ просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32, п. 1 ч. 2 ст. 57, п.п. 1, 1.1 ст. 85, 86 87 Жилищного кодекса РФ, неисполнении п.2 распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП «О признании многоквартирных домов, расположенных в городе Севастополе, аварийными и подлежащими сносу» в отношении квартир а,3,4,5,7,7а,8,9,10,13,15,19,20,21,22,24 <адрес> балка в городе Севастополе, а также обязать Департамент капитального строительства города Севастополя исполнить обязанность по расселению квартир а,3,4,5,7,7а,8,9,10,13,15,19,20,21,22,24 <адрес> балка в городе Севастополе, не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований истец ссылается на невыполнение административным ответчиком региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2017-2022 годы на территории города федерального значения Севастополь в отношении жильцов квартир а,3,4,5,7,7а,8,9,10,13,15,19,20,21,22,24 <адрес> балка в городе Севастополе.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Колотов В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя Фарышев В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ответчиком проводится работа по реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Так, в настоящее время в суд направлено исковое заявление о принудительном изъятии <адрес>. Остальные квартиры предоставлены нанимателям и в настоящее время проводится работа по заключении с ними договоров социального найма.

Представитель заинтересованного лица Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, его явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора <адрес> города Севастополя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> города Севастополя в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства выявлен факт бездействия Департамента капитального строительства города Севастополя при расселении граждан из аварийного жилья.

На основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП «О признании многоквартирных домов, расположенных в городе Севастополе, аварийными и подлежащими сносу», с учетом заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Севастополе, многоквартирный жилой по адресу: г. Севастополь, <адрес> балка, 4, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2017-2022 годы на территории города федерального значения Севастополь (далее - Программа).

Ответственным исполнителем Программы является Департамент капитального строительства города Севастополя.

Задачами Программы является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов.

Ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таком фонде, осуществляется путем реализации Подпрограммы 4 государственной программы города Севастополя «Жилище».

В соответствии с приложением к Подпрограмме 4, названный многоквартирный жилой дом включен в Программу, дом подлежал расселению в 2018 году, однако Программа в данной части до настоящего времени не выполнена.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище», установлен срок реализации Программы: 2018 – 2019 годы, без выделения этапов. Согласно паспорту Подпрограммы 4 с учетом изменений, срок переселения граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийного жилого фонда определен: август 2018 года – декабрь 2019 года.

В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В силу пункту 10 указанной нормы признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (пункт 8 статьи 32 ЖК РФ).

Следовательно, собственник жилого помещения имеет право выбора способа обеспечения его жилищных прав.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Из установленных обстоятельств по делу, анализа указанных норм права и разъяснений, следует, что на Департамент капитального строительства возложена обязанность осуществить переселение граждан из аварийного жилья.

В нарушение указанных положений действующего законодательства Департаментом капитального строительства города Севастополя на протяжении длительного времени не принято достаточных мер для расселения граждан из аварийного <адрес> балка в г. Севастополе.

То обстоятельство, что Департаментом предпринимаются меры по переселению жильцов квартир <адрес> балка в г.Севастополе, а также направлено в суд исковое заявление о принудительном изъятии <адрес>, не свидетельствует о выполнении Программы.

Доводы административного ответчика, о том, что постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище» продлены сроки программы, не могут быть приняты во внимание, поскольку на протяжении длительного времени Департамент капитального строительства города Севастополя реальных действий по переселению жильцов из указанного дома не предпринимал, а как следует из Подпрограммы срок реализации Программы в части переселения граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийного жилого фонда установлен с августа 2018 года по декабрь 2019 года. Следовательно, переселение жильцов из аварийного дома необходимо было осуществлять с августа 2018 года, продление сроков выполнения Программы, не свидетельствует о том, что переселение жильцов должно быть осуществлено в конце 2019 года, а начиная с августа 2018 года ответчиком не должны предприниматься реальные действия для реализации задач Программы.

В данном случае при переселении жильцов квартир <адрес> балка в г. Севастополе, который признан аварийным и подлежащим сносу в 2016 году, административным ответчиком принимаются во внимание сроки исполнения Программы без выяснения реального состояния дома и возможности дальнейшего проживания граждан в нем. Несвоевременная реализация Программы в отношении конкретного дома, влечет нарушение жилищных прав граждан-собственников жилых помещений и членов их семей, в том числе несовершеннолетних и малолетних детей, нанимателей и членов их семей, создает угрозу их жизни и здоровью.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

На основании установленных обстоятельств по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие принятия достаточных мер по выполнению Программы в части переселения жильцов квартир а,3,4,5,7,7а,8,9,10,13,15,19,20,21,22,24 <адрес> балка в городе Севастополе, о чем свидетельствует отсутствие заключенных договоров социального найма с преимущественным количеством лиц, являющихся собственниками или нанимателями квартир в аварийном доме.

Получение от лиц, являющихся собственниками или нанимателями квартир в аварийном доме, согласия на переселение в 2017 – 2019 годах не свидетельствует о достаточности мер, принятых для реализации Программы.

При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Также учитывая требования административного истца и в соответствии с положением пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ суд устанавливает трехмесячный срок для устранения допущенных нарушений, полагая его достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования <адрес> города Севастополя удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента капитального строительства города Севастополя, выразившееся в непринятии мер по расселению квартир а,3,4,5,7,7а,8,9,10,13,15,19,20,21,22,24 <адрес> балка в городе Севастополе.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя исполнить обязанность по расселению квартир а,3,4,5,7,7а,8,9,10,13, 15,19,20,21,22,24 <адрес> балка в городе Севастополе не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В.Просолов