ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1413/2021 от 04.08.2021 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-1413/2021

УИД 05RS0-74

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес> 04 августа 2021 года

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе

председательствующего – судьи Тикаева И.Г.,

при секретаре судебного заседания Салиховой А.А.,

с участием:

представителя административного истца А.а А.М. по доверенности Сейфудиновой М.Т.,

представителя административного ответчика Администрации ГО «<адрес>» по доверенности Магомедова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1413/2021 по административному иску Абдуллабекова <данные изъяты> к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконными действий административного ответчика по поводу отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания с кадастровым номером: 05:48:000027:416, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Абдуллабеков <данные изъяты> обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконными действий административного ответчика по поводу отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания с кадастровым номером: 05:48:000027:416, расположенного по адресу: <адрес>, ул.<адрес> и обязании устранить допущенные нарушения, указывая, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок. На указанном земельном участке он построил нежилое здание площадью 273,8 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ зданию присвоен кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ за исх. он обратился в администрацию ГО «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания с приложением документов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация ГО «<адрес>» отказала Абдуллабекову А.М. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию со ссылкой на ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса.

Просит суд признать незаконным ействия административного ответчика по поводу отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания с кадастровым номером: 05:48:000027:416, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, и обязать уранить допущенные нарушения.

Административный истец Абдуллабеков А.М. извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился, направил в суд своего представителя Сейфудинову М.Т. которая доводы иска поддержала и просила требования удовлетворить по аналогичным основаниям, что изложены в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации ГО «<адрес>» М. Р.А. иск не признал и просил в его удовлетворении отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регламентирован статьей 55 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В части 3 статьи 55 ГрК РФ установлен перечень документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 статьи 55 ГрК РФ иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (часть 4 статьи 55 ГрК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 55 ГрК РФ орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

В соответствии с частью 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;

несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии, с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.

В силу части 8 статьи 55 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела истцу Абдуллабекову А.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:48:000027:72, площадью 600 кв.м., распложенный по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, предназначенный для оптовой торговли продуктами питания населению и строительства подсобных помещений.

Также судом установлено и подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, что на указанном земельном участке истцом возведено нежилое здание площадью 273,8 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зданию присвоен кадастровый .

Из представленного в материалы дела экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ составленного экспертами ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» следует, что возведенный объект капитального строительства, двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее Абдуллабекову А.М. соответствует требованиям градостроительных, строительных, санитарных и противопожарных норм. Здание находится в пределах земельного участка, выделенного для строительства нежилого дома. Нежилой дом построен качественно и безопасен для нахождения в нем граждан и окружающих. Строительно-монтажные работы на данном объекте проведены качественно. Выполненные строительно-монтажные работы соответствуют строительным нормам и правилам, техническим регламентом и государственным стандартам, а также соответствует требованиям СНиП 11-7-81 «Строительство в сейсмических районах». При строительстве применены строительные материалы надлежащего качества. Строение не создает угрозу жизни, здоровью граждан и законным интересам других лиц.

Также административным истцом в материалы дела представлен проект газификации нежилого дома по ул. <адрес> в <адрес>, договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ, технические условия на электроснабжения на нежилое здание, договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

При обращении его обращении в Администрацию ГО «<адрес>» о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Административным ответчиком письмом было принято решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. .

Как следует из обжалуемого решения содержащегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, послужил факт не предоставления документов в соответствии с ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

Такие полномочия органа местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство также установлены ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Перечень документов необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлен ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Следовательно, орган местного самоуправления, принимая решение об отказе в выдаче акта ввода в эксплуатацию жилого дома должен был конкретизировать какие именно документы не представлены заявителем предусмотренные нормой закона для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Данных о том, что заявление административного истца не содержало каких – либо документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обжалуемый отказ не содержит, при этом суд учитывает, что в силу закона, административный ответчик должен был представить в суд доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого административным истцом решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ не может быть признан судом законным, поскольку дан он без учета обстоятельств в том числе установленных в ходе рассмотрения дела по существу.

При этом суд учитывает, что представленный для ввода в эксплуатацию объект соответствует объекту, заявленному в документации представленной в материалы дела.

В части требований о возложении обязанности на административного ответчика выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию суд находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение о признании оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

В то же время, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

В этой связи, суд не уполномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из его исключительной компетенции, подменяя органы исполнительной власти.

Обратное явилось бы неправомерным вмешательством в деятельность административного ответчика, в связи с чем, требования административного истца суд находит подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Абдуллабекова <данные изъяты> к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконными действий административного ответчика по поводу отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания с кадастровым номером: 05:48:000027:416, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, и обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа «<адрес>» выраженный в письме от 17 М. 2021 года об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление Абдуллабекова <данные изъяты> о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>

В удовлетворении остальной части административного иска Абдуллабекова <данные изъяты>, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.

(Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ)

Председательствующий: И.<адрес>