ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1416/2022 от 15.08.2022 Изобильненского районного суда (Ставропольский край)

а-1416/2022

УИД 26RS0-72

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

15 августа 2022 года

Изобильненский районный судв составе:

председательствующего судьи Дерябиной Т.В.

при секретаре судебного заседания ФИО5,

с участием помощника прокурора ФИО9,

административного истца ФИО3,

представителей административного ответчика территориальной избирательной комиссии ФИО7, ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО3 к административному ответчику территориальной избирательной комиссии об оспаривании постановления, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику - территориальной избирательной комиссии о признании незаконным пункта 7) Постановления территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО3, выдвинутой избирательным объединением «ное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в, в регистрации кандидатом в депутаты Думы Изобильненского городского округавторого созыва по одномандатному избирательному округу , возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

В административном исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею в территориальную избирательную комиссию , помимо прочих документов, представлены копии свидетельства о рождении на имя ФИО2 и свидетельство о расторжении брака с ФИО6 и сохранении после расторжения брака фамилии ФИО11. Рабочей группой проведена проверка соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям избирательного законодательства и представленных документов, в ходе которой выявлены недостатки: отсутствие документа, подтверждающего факт изменения фамилии кандидата, о чем кандидату направлено извещение. Обратила внимание, что в извещении не указано какие именно из представленных документов оформлены с нарушением требований закона. Указала, что в установленный срок, до ДД.ММ.ГГГГ, выявленные недостатки устранены, документы приведены в соответствие с требованиями законодательства, но неопределенный административным ответчиком документ, подтверждающий смену фамилии, не представлен. Считает, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку ею представлены документы, предусмотренные п. 2.2 ст. 33 указанного закона. Полагала, что представление иных дополнительных документов в подтверждение смены фамилии не требуется, поскольку смена фамилии в связи с заключением брака может быть подтверждена только свидетельством о заключении брака либо, при расторжении брака, свидетельством о расторжении брака. Указала, что действия избирательной комиссии поставили ее в неравные условия с другими кандидатами, нарушили ее избирательное право. Просила признать пункт 7) Постановления территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО3, выдвинутой избирательным объединением «ное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в, в регистрации кандидатом в депутаты Думы Изобильненского городского округавторого созыва по одномандатному избирательному округу незаконным, обязать территориальную избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

В судебном заседании административный истец ФИО3 административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить. Суду пояснила, что ею в избирательную комиссию представлены свидетельство о ее рождении, где указана ее фамилия как «ФИО2» и свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что после расторжении брака ей присвоена фамилия «ФИО11». Иных документов, по ее мнению, не требовалось, в законе они не указаны. При устном обращении в органы ЗАГСа для получения справки о заключении брака ей пояснили, что в связи с тем, что брак заключался в Киргизской ССР, для получения справки о регистрации брака, из которой бы следовало, что она вступала в брак именно под фамилией «ФИО2» потребуется около 5 месяцев. Обратила внимание, что сотрудники органов ЗАГСа пояснили, что для подтверждения смены фамилии достаточно свидетельства о расторжении брака.

Представитель административного ответчика - председатель территориальной избирательной комиссии ФИО7 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, полагая, что решение избирательной комиссии принято в соответствии с требованиями закона.

Представитель административного ответчика - представитель территориальной избирательной комиссии ФИО8, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения с приложением личного дела кандидата, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию административным истцом ФИО3, выдвинутой избирательным объединением «ное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» вв качестве кандидата в депутаты Думы Изобильненского городского округавторого созыва по одномандатному избирательному округу представлены документы, необходимые для ее регистрации.

Соответствие порядка выдвижения, а также проверка документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты, осуществлены рабочей группой по проверке соблюдения порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов, сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведении об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведении об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Думы Изобильненского городского округавторого созыва ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, созданной в соответствии с частями 1, 7 статьи от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований.

В ходе проверки документов, рабочей группой выявлены - неполнота сведений, указанных в заявлении (замечание устранено), несоблюдение требований закона к оформлению Первого финансового отчета и несоответствие содержащихся в нем сведений прилагаемой банковской справке (замечание устранено), а также отсутствие требуемой в соответствии с подпунктом «в» пункта 2.2. статьи 33 Федерального закона, подпунктом 3 части 2 статьи копии соответствующего документа об изменении фамилии.

По данному факту ФИО3 представлены копия свидетельства о рождении, выданного ДД.ММ.ГГГГ, которым подтверждается факт рождения определенного гражданина и получения при рождении фамилии «ФИО2» и копия свидетельства о расторжении брака, выданного ДД.ММ.ГГГГ I-ГС , которое свидетельствует о факте расторжения брака определенных лиц и о сохранении обоими после расторжения брака фамилии, полученной в браке «ФИО11», «ФИО11».

Поскольку избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии в способах установления полноты представленных документов, в том числе касающихся смены фамилии путем сопоставления и анализа представленных документов установлено, что указанные документы не позволяют с достоверностью установить факт изменения фамилии «ФИО2» на фамилию «ФИО11» в результате заключения именного этого брака и не свидетельствуют об отсутствии в указанном промежутке времени иных юридически значимых актов гражданского состояния, результатом которых могло быть изменение фамилии.

Полагала, что административному истцу для реализации своего избирательного права необходимо было принять исчерпывающие меры по выполнению возложенных на нее законом обязанностей и заблаговременно обратиться в компетентный орган для получения сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Тем более, что брак был заключен на территории иностранного государства (Киргизия), что потребовало бы более длительного времени для получения ответа компетентного органа.

Указала, что законодательно возможность подтвердить сведения об актах гражданского состояния установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об актах гражданского состояния», согласно которому в случае отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган загса выдает иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния на основании соответствующей записи, содержащейся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, по просьбе лиц, расторгнувших брак, им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации заключения брака, поскольку согласно части 3 статьи 9 -Ф3 «Об актах гражданского состояния» повторное свидетельство о заключении брака лицам, расторгнувшим брак, не выдается.

О результатах проверки рабочей группой представленных документов и выявленных в них недостатках административный истец надлежащим образом в установленный законом срок (не позднее чем за 3 дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, дата указанного заседания ДД.ММ.ГГГГ) уведомлена на заседании ДД.ММ.ГГГГ с вручением лично под роспись извещения о выявленных недостатках. На указанном заседании извещение озвучено в присутствии административного истца, уполномоченного представителя выдвинувшего его избирательного объединения, при этом, ими не было высказано непонимание о каком «неопределенном» документе идет речь. Кроме того, в извещении понятия используются в точном соответствии с Федеральным законом и законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об актах гражданского состояния» - "отсутствует документ, подтверждающий факт изменения фамилии", без указания его наименования, поскольку это может быть "иной документ" (справка, выписка).

Административному истцу разъяснено о его праве в соответствии с частью 4 статьи , вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также дополнительно представлять копии документов, указанные в пунктах 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона, части 2 статьи , не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ (в установленный срок) от административного истца поступили сведения о внесении изменений в ранее представленные документы, содержащие доводы «об излишнем истребовании документов», и без приложения копии соответствующего документа об изменении фамилии.

Кроме того, в ходе проведения рабочей группой проверки соблюдения порядка выдвижения административного истца установлено, что на момент ее выдвижения избирательным объединением «ное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в. Истец являлась членом иной партии - Либерально-демократической партии России. Согласно письму регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (от ДД.ММ.ГГГГ) «ФИО3 является членом Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России и состоит на учете с 20.04.2013». Вместе с тем, согласно части 3.1. статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты на выборах в органы местного самоуправления, в том числе в составе списков кандидатов, граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий, что также учтено при принятии решения об отказе в регистрации, поскольку в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона не относилось к недостаткам в документах, которые могут быть устранены кандидатом до его регистрации, таким как неполнота сведений в документах, отсутствие каких-либо документов. Просила в удовлетворении иска отказать.

Помощник прокурора ФИО9 в заключении полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель Избирательной комиссии, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил письменное заявление о рассмотрении административного дела без участия представителя, поддержав позицию территориальной избирательной комиссии .

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, обозрев представленные материалы, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Статьей 46 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, других общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума и их уполномоченных представителей, иных групп участников референдума и их уполномоченных представителей оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных казанным Федеральным законом, иным законом.

Основаниями отказа в регистрации кандидата при проведении выборов являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с требованиями законодательства для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 указанного выше федерального закона, иным законом (подпункты "в", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно части 1 статьи от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований» на выборах депутатов представительного органа муниципального образования регистрация кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, представляемых в соответствии Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистраций кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 24 настоящего Закона), списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 35 Федерального акона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона.

Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закон об основных гарантиях избирательных прав).

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи Закона к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов);

в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Из приведенных выше норм права следует, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться на выборах определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех сведениях о кандидате, сообщение которых в силу закона является обязательным.

Федеральным законом для всех кандидатов установлен единый перечень документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации; все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (статья 39 Федерального закона, статья );

Законодательно возможность подтвердить сведения об актах гражданского состояния установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об актах гражданского состояния», согласно которому в случае отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган загса выдает иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния на основании соответствующей записи, содержащейся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (статья 9).

Кроме того, по просьбе лиц, расторгнувших брак, им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации заключения брака, поскольку согласно части 3 статьи 9 -Ф3 «Об актах гражданского состояния» повторное свидетельство о заключении брака лицам, расторгнувшим брак, не выдается.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела и не оспаривается сторонами, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка , зарегистрирована по адресу:, имеет дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию ФИО3, выдвинутой избирательным объединением «ное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» вв качестве кандидата в депутаты Думы Изобильненского городского округавторого созыва по одномандатному избирательному округу представлены документы, необходимые для ее регистрации.

В ходе проверки документов, рабочей группой выявлено, помимо прочего, отсутствие требуемой копии соответствующего документа об изменении фамилии.

О результатах проверки рабочей группой представленных документов и выявленных в них недостатках ФИО3 надлежащим образом в установленный законом срок уведомлена на заседании ДД.ММ.ГГГГ с вручением лично под роспись Извещения о выявленных недостатках.

В Извещении указано на отсутствие документа, подтверждающего факт изменения фамилии, без указания наименования такого документа, что согласуется с Федеральным законом и законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об актах гражданского состояния».

Административному истцу разъяснено, что в соответствии с частью 4 статьи «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований» она вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о ней, а также дополнительно представлять копии документов, указанные в пунктах 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона, части 2 статьи , не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации.

В установленный срок ДД.ММ.ГГГГ от ФИО3 поступили сведения о внесении изменений в ранее представленные документы, содержащие доводы «об излишнем истребовании документов», и без приложения копии соответствующего документа об изменении фамилии, а именно: представлены копия свидетельства о рождении, выданного ДД.ММ.ГГГГ, которым подтверждается факт рождения определенного гражданина и получения при рождении фамилии «ФИО2» и копия свидетельства о расторжении брака, выданного ДД.ММ.ГГГГ I-ГС , которое свидетельствует о факте расторжения брака определенных лиц и о сохранении обоими после расторжения брака фамилии, полученной в браке «ФИО11», «ФИО11».

Между тем, представленные ФИО3 документы не позволили с достоверностью установить факт изменения фамилии «ФИО2» на фамилию «ФИО11» и не свидетельствуют об отсутствии в указанном промежутке времени иных актов гражданского состояния, результатом которых могло быть изменение фамилии. То есть кандидатом не представлен документ, свидетельствующий о том, что в брак с ФИО11 вступала именно ФИО2.

Довод административного истца о том, что непредставление непоименованного документа не влияет на полноту сведений о кандидате, является несостоятельным, поскольку в силу прямого указания федерального законодателя, содержащегося в подпункте "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидат обязан представлять копии соответствующего документа в связи с изменением фамилии, при этом в силу императивного положения подпункта "в" пункта 24 статьи 38 названного закона отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с этим законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Как пояснила в судебном заседании административный истец ФИО3 при обращении в органы ЗАГСа для получения справки о заключении брака ей сообщили, что в связи с тем, что брак заключался в Киргизской ССР, для получения справки, из которой бы следовало, что она вступала в брак именно под фамилией «ФИО2» потребуется около 5 месяцев, то есть при подаче документов в избирательную комиссию ФИО3 понимала о каком документа шла речь.

Вместе с тем, заблаговременно, учитывая, что брак был заключен на территории иностранного государства (Киргизия), что потребовало бы более длительного времени для получения ответа, в компетентный орган для получения сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния ФИО3 не обратилась.

Поскольку из представленных ФИО3 свидетельства о рождении и свидетельства о расторжении брака не представляется возможным с достоверностью установить, что в брак с ФИО11 вступала именно ФИО2, поскольку справка о заключении брака не представлена, постольку у избирательной комиссии имелись основания для отказа кандидату в регистрации.

Следовательно, исчерпывающих мер по выполнению возложенных на нее законом обязанностей административный истец не приняла.

Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 218, 219, 226-228, 239-241 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления административного истца ФИО3 к административному ответчику - территориальной избирательной комиссии о признании незаконным пункта 7) Постановления территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО3, выдвинутой избирательным объединением «ное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в, в регистрации кандидатом в депутаты Думы Изобильненского городского округавторого созыва по одномандатному избирательному округу , возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию повторного рассмотрения вопроса и принятия решения по существу отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Изобильненский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.В. Дерябина