ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1462/2021 от 12.10.2021 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело а-1462/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года г.Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Просолова В.В.,

при секретаре Анякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Птюшкина О. В., Давыденко Е. В. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным бездействия,

установил:

Птюшкин О.А. и Давыденко Е.В. обратились в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, в котором просили признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в ненарпавлении предложений по разработке правил землепользования и застройки города Севастополя в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:037001:579, 91:01:037001:563, 91:01:037001:639, 91:01:037001:546 в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя, а также возложить на административного ответчика в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу направить предложения Птюшкина О. В., Давыденко Е. В. в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.

В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что они являются собственниками земельных участков с видом разрешенного использования «для жилищного строительства». В целях реализации своего права на изменение вида разрешенного использования земельных участков истцы направили административного ответчику заявление о внесении сведений в Правила землепользования и застройки, предложив изменить вид разрешенного использования принадлежащих им земельных участков на магазины (код 4.4), общественное питание (код 4.6), гостиничное обслуживание (код 4.7). В ответе на данное заявление административный ответчик указал, что оно будет рассмотрено после проведения публичных слушаний. Ненаправление административным ответчиком в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя предложений административных истцов послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском о признании бездействия незаконным.

В судебном заседании административный истец Птюшкин О.В. и его представитель Каткова Ю.А. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить их в полном объеме.

В судебное заседание административный истец Давыденко Е.В., административный ответчик Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованные лица Правительство Севастополя и Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административный истец, административный ответчик, заинтересованные лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что Птюшкин О.В. и Давыденко Е.В. являются собственниками по 1\2 доле каждый земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:037001:579, 91:01:037001:563, 91:01:037001:639, 91:01:037001:546, расположенных по адресу: г.Севастополь, <адрес>Б, 2-Б, 3-Аи 4-Б соответственно.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, вышеуказанные земельные участки имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).

Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).

Согласно частям 2 и 3 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).

С учетом вышеизложенных норм права подготовка проекта правил и землепользования и застройки осуществляется, в том числе с учетом предложений заинтересованных лиц, к числу которых относятся административные истцы, являющиеся собственниками земельных участков, расположенных в пределах территории, в отношении которой ведется подготовка проекта правил землепользования и застройки территории города Севастополя.

С целью реализации своего права, предусмотренного вышеуказанными нормами права, административный истец обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с предложением по подготовке разрабатываемого проекта Правил землепользования и застройки города Севастополя.

По результатам рассмотрения заявления административного истца Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Птюшкину О.В. сообщено, что его предложение будет рассмотрено комиссией по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя в рамках проведения процедуры публичных слушаний.

Несогласие с бездействием административного ответчика по ненаправлению предложений истца по подготовке проекта ПЗЗ послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 1317-ПП (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее Положение), а также Порядок и сроки проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее Порядок).

Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее Комиссия) - постоянно действующий совещательный орган, образуемый в целях обеспечения исполнения задач градостроительного зонирования, подготовки правил землепользования и застройки города Севастополя (далее - ПЗЗ), принятия исполнительными органами государственной власти решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Организационное обеспечение деятельности Комиссии возлагается на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Уполномоченный орган) (пункт 1.1 и 1.2 Положения).

К основным задачам Комиссии относятся подготовка проекта ПЗЗ, рассмотрение предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта ПЗЗ, проведение публичных слушаний по проекту ПЗЗ, внесение изменений в ПЗЗ по результатам публичных слушаний по проекту ПЗЗ, рассмотрение заявлений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 4.1 Положения дата очередного заседания Комиссии определяется председателем Комиссии по мере поступления от Уполномоченного органа документов и материалов, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии.

Таким образом, государственным органом, в чьи полномочия входит организационное обеспечение деятельности Комиссии и направление в Комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта ПЗЗ является в силу изложенных положений Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.

Положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя не устанавливает определенных сроков направления Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя поступивших предложений заинтересованных лиц для рассмотрения в Комиссию.

Между тем, отсутствие нормы, регулирующей сроки выполнения государственным органом возложенных на них полномочий, не может умалять права административного истца на рассмотрение его предложений в сроки, отвечающие требованиям разумности.

В ответе, направленном административному истцу, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя ссылается на рассмотрение предложения в рамках проведения процедуры публичных слушаний.

Утвержденный постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N1317-ПП Порядок определил сроки проведения публичных слушаний при подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела сроки проведения публичных слушаний, установленный вышеуказанным Постановлением Правительства, истекли, однако административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств направления предложений административного истца по подготовке проекта ПЗЗ в Комиссию.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Доказательств того, что административным ответчиком в разумные сроки направлено предложение административного истца в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя не представлено, несмотря на то, что в соответствии с положениями ст.62 КАС РФ именно на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя возложена обязанность доказывания законности его действий (бездействий).

На основании установленных обстоятельств по делу в их совокупности, принимая во внимание отсутствие доказательств выполнения административным ответчиком возложенной на него Постановлением Правительства обязанности по направлению предложений по подготовке проекта ПЗЗ, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании бездействия незаконным являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, признав незаконным бездействие административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложить на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обязанность в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу направить предложения Птюшкина О. В., Давыденко Е. В. в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Птюшкина О. В., Давыденко Е. В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, выразившееся в ненарпавлении предложений по разработке правил землепользования и застройки города Севастополя в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:037001:579, 91:01:037001:563, 91:01:037001:639, 91:01:037001:546 в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.

Возложить на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу направить предложения Птюшкина О. В., Давыденко Е. В. в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В.Просолов