№а-1472/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«03» апреля 2018 г.
Первомайский районный суд <адрес>
в составе:
судьи ФИО5
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии к Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, заинтересованное лицо Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, о признании незаконным бездействия министерства природных ресурсов и экологии <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в защиту Российской Федерации, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, обратился в суд с административным заявлением, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на первое полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды при функционировании государственной системы мониторинга на территории Ростовской области, в ходе которой установлен факт ненадлежащего ведения государственного мониторинга водных объектов министерством природных ресурсов и экологии <адрес>.
Административный истец просит суд вынести решение, которым признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по участию в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов на территории <адрес>. Обязать министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области выполнить общий анализ и подготовку региональных фоновых материалов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водоемов и антропогенной деятельности в <адрес> (предварительный этап ведения мониторинга) в соответствии с перечнем мероприятий, предусмотренных п. 13 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№; Обязать министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по завершении ведения первого предварительного этапа мониторинга, предусмотренные п. 92 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№; Обязать министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области разработать региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей в соответствии с требованиями п. 12 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№; Обязать министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по окончании второго этапа ведения мониторинга, предусмотренные п. 93 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№; Обязать министерство природных ресурсов и экологии <адрес> организовать ведение регулярных (ежегодных) натурных наблюдений (морфологических и топографических съемок), выполнения гидрометрических работ и периодического получения и обработки материалов дистанционного зондирования Земли в отношении всех водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес> и находящихся в собственности как <адрес>, так и муниципальных образований.
Представитель административного истца помощник прокурора ФИО3 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующий по доверенности, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме на основании отзыва на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как указано в ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на первое полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды при функционировании государственной системы мониторинга на территории Ростовской области, в ходе которой установлен факт ненадлежащего ведения государственного мониторинга водных объектов министерством природных ресурсов и экологии <адрес>.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга.
В соответствии со ст. 63.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются, в частности, регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды.
Единая система государственного экологического мониторинга включает в себя подсистему государственного мониторинга водных объектов.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов (п. 9 ст. 25 Водного кодекса РФ).
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ№, министерство участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 30 Водного кодекса РФ, государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.
В силу ч. 3 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса РФ порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее - Положение).
Государственный мониторинг водных объектов включает в себя регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления; сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений (п. 4 Положения).
В соответствии с п. 8 Положения организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 14 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга, организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований; осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, зон затопления, подтопления, и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, полученные в результате осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
Согласно п. 8 Положения методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления мониторинга утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Так, приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей (далее - Методические указания).
В соответствии с п. 6 Методических указаний объектами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются процессы руслоформирования или изменения морфологического строения дна и берегов водных объектов, происходящие в водных объектах на участках активного взаимодействия (взаимного воздействия) русловых процессов (в речных системах) или береговых процессов (в озерах и водохранилищах) и инженерных сооружений или мероприятий.
Согласно п. 11 Методических указаний основой ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются региональные программы его ведения, которые учитывают региональные физико- географические условия, особенности водного режима рек, озер и водохранилищ, процессов руслоформирования в речных системах или деформаций ложа водоемов и региональные особенности антропогенной деятельности в пределах водных объектов, на их поймах и водосборах.
В силу п. 12 Методических указаний региональные программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, также виды работ, предусмотренные пунктом 13 Методических указаний, разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными ими органами и определяют: цели и задачи ведения данного вида мониторинга в пределах подведомственной территории; участки водных объектов, в пределах которых проводятся мониторинговые наблюдения; наблюдаемые или контролируемые параметры и характеристики; методы и технические средства ведения мониторинга; периодичность проведения наблюдений.
В нарушение ст. ст. 25, 30 Водного кодекса РФ, ст. ст. 63, 63.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, п. п. 11, 12 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов министерством природных ресурсов и экологии <адрес> не разработана региональная программа ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.
Вместе с тем, разработка региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов является лишь одним из этапов процесса организации и ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.
Так, согласно п. 13 Методических указаний разработке региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей предшествуют: общий анализ особенностей водного режима; общий анализ особенностей русловых процессов на реках и процессов деформаций ложа водоемов на подведомственной территории, их классификация и типизация; общий анализ морфологического строения водоохранных зон водных объектов их морфологическая типизация; общий анализ морфологического строения пойменных массивов современной поймы и их морфологическая типизация; анализ особенностей антропогенной деятельности в водоемах, в речных руслах, на их поймах и водосборах и классификация видов антропогенной деятельности по видам и формам воздействия на процессы руслоформирования или процессы деформаций ложа водоемов; выявление участков активного взаимодействия (взаимного воздействия) процессов руслоформирования или деформаций ложа водоемов и инженерных сооружений или мероприятий; подготовка основы сводного проекта «Мониторинг состояния дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон», выбор его картографической основы и подготовка программного обеспечения на основе геоинформационной системы.
Указанные мероприятия согласно п. 15 Методических указаний отнесены к предварительному этапу ведения мониторинга.
Так, в соответствии с п. 15 Методических указаний процесс организации и ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей состоит из пяти этапов: этап общего анализа и подготовки региональных фоновых материалов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водоемов и антропогенной деятельности в регионе (предварительный этап ведения мониторинга); этап разработки региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, включающий в себя проведение рекогносцировочного маршрутного обследования водных объектов; этап ведения регулярных (ежегодных) натурных наблюдений (морфологических и топографических съемок), выполнения гидрометрических работ и периодического получения и обработки материалов дистанционного зондирования Земли; этап анализа материалов мониторинга, включающий в себя расчеты расхода и стока донных наносов, а также углубленный анализ и прогноз переформирований ложа водоемов, речных русел и пойм на участках опасного взаимодействия.
Пунктом 92 Методических указаний предусмотрено, что материалы, направляемые органами исполнительной власти субъекта Федерации в региональное Бассейновое водное управление по завершении ведения первого предварительного этапа мониторинга, включают в себя: региональную карту типов руслового процесса; карту морфологически классифицированных водоохранных зон и пойменных массивов; карту гидротехнических сооружений и инженерных объектов и мероприятий различных категорий, оказывающих влияние на процессы руслоформирования; результаты совмещения планового положения речных русел, полученные по современным и ретроспективным топографическим съемкам, картам, лоциям, аэро- и космоснимкам; общую схему участков взаимодействия процессов руслоформирования и инженерных объектов.
Согласно п. 93 Методических указаний материалы, направляемые в региональное Бассейновое водное управление по окончании второго этапа ведения данного вида мониторинга, включают в себя: детальную региональную программу ведения мониторинга дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон; уточненную общую схему участков наблюдений с выделенными наиболее опасными участками; уточненную карту типов руслового процесса; уточненную карту морфологически классифицированных водоохранных зон и пойменных массивов; полные морфологические описания речных русел и берегов водных объектов на участках наблюдений с фотоматериалами; полные морфологические, экологические и эстетические описания водоохранных зон с фотоматериалами, составленные по материалом аэровизуального обследования; карту негативных естественных процессов (водно-эрозионных, заболачивания и подтопления, обезвоживания (осушения)) в пределах водоохранных зон; карту выявленных нарушений условий использования водоохранных зон и пойменных массивов; общую схему участков наблюдений с выделенными наиболее опасными участками; русловые съемки (планы) участков наблюдений с нанесенными закрепленными на местности створами последующих оперативных наблюдений за динамическими характеристиками морфологии речного русла (створами максимальных деформаций: размыва или аккумуляции); измеренные в натурных условиях поперечные сечения русел рек в установленных створах; характеристику гранулометрического состава донных наносов на участках наблюдений; каталог инородных предметов в речных руслах и в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон; программы ведения собственниками водных объектов и водопользователями локального мониторинга состояния дна и берегов водных объектов с учетом их региональной специфики.
Согласно п. 89 Методических указаний мониторинговые наблюдения за состоянием дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон проводятся ежегодно в период летне-осенней межени после прохождения весеннего половодья.
Вместе с тем, Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> в нарушение ст. ст. 25, 30 Водного кодекса РФ, ст. ст. 63, 63.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, п. п. 13, 15, 92, 93 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов не организован государственный мониторинг в отношении всех водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ростовской области, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес> и находящихся в собственности как <адрес>, так и муниципальных образований.
Так, в отсутствие результатов предварительного этапа ведения мониторинга, разработанной региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов министерством в 2017 году заключен государственный контракт №-р от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по мониторингу водных объектов только 5 бассейнов - Кундрючья, Калитва, Кумшак, Северский Донец, Темерник. При этом, согласно подпрограмме «Развитие водохозяйственного комплекса <адрес>» государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в границах <адрес> водные объекты представлены 26 бассейнами малых и средних рек, а также частями русел рек Дон и Северский Донец. Таким образом, в отношении большей части водных объектов на территории области министерством не проводится мониторинг.
В 2015-2016 г.<адрес> природных ресурсов и экологии <адрес> мониторинг водных объектов водных объектов в соответствии с возложенными полномочиями не осуществлялся вовсе, что подтверждается информацией Донского бассейнового водного управления Росводресурсов от ДД.ММ.ГГГГ.
Также указанной информацией подтверждается, что министерством природных ресурсов и экологии <адрес> не направлялись в Донское бассейновое водное управление Росводресурсов материалы по завершении ведения первого предварительного этапа мониторинга и материалы по окончании второго этапа ведения мониторинга согласно п. п. 92, 93 Методических указаний.
Министру природных ресурсов и экологии <адрес> Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой неоднократно вносились представления об устранении нарушений законов (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), выразившихся в ненадлежащем ведении государственного мониторинга водных объектов, вместе с тем, принятые министерством меры не способствовали организации и ведению государственного мониторинга водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства, что с учетом длительного периода времени, в течении которого мониторинг должным образом не организован, свидетельствует о бездействии.
В целях надлежащей организации и ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей министерству природных ресурсов и экологии <адрес> необходимо: выполнить общий анализ и подготовку региональных фоновых материалов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водоемов и антропогенной деятельности в <адрес> (предварительный этап ведения мониторинга) в соответствии с перечнем мероприятий, предусмотренных п. 13 Методических указаний; направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по завершении ведения первого предварительного этапа мониторинга, предусмотренные п. 92 Методических указаний; разработать региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей в соответствии с требованиями п. 12 Методических указаний; направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по окончании второго этапа ведения мониторинга, предусмотренные п. 93 Методических указаний; организовать ведение регулярных (ежегодных) натурных наблюдений (морфологических и топографических съемок), выполнения гидрометрических работ и периодического получения и обработки материалов дистанционного зондирования Земли в отношении всех водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ростовской области, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес> и находящихся в собственности как Ростовской области, так и муниципальных образований.
Неисполнение Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> обязанностей по организации, ведению государственного мониторинга водных объектов, предоставлению данных о его проведении в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов влечет не достижение целей мониторинга - своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние; своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон; оценки эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов, тем самым нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, и интересы Российской Федерации как собственника водных объектов.
В судебном заседании представитель административного ответчика сослалась на то, что они в полном объеме выполняют требования по мониторингу водных объектов, вместе с тем, материалы дела свидетельствуют, что мониторинг ведется не в отношении всех водных объектов, расположенных в <адрес>.
Доводы ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, является несостоятельным, поскольку началом исчисления сроков исковой давности является проведенный прокуратурой 25.12.2017г. анализ состояния законности при ведении государственного мониторинга водных объектов, в ходе которого прокуратурой установлено, что принятые по результатам внесения представлений министерством меры не способствовали организации и ведению государственного мониторинга водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства, что с учетом длительного периода времени, в течении которого мониторинг должным образом не организован, свидетельствует о бездействии министерства и продолжении длящегося правонарушения. Начало исчисления сроков исковой давности не связано с моментом внесения прокурором представлений об устранении нарушений законов и получения ответов на них, поскольку из результатов рассмотрения представлений следовало намерение Министерства устранить нарушения законов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по участию в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов на территории <адрес>.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области выполнить общий анализ и подготовку региональных фоновых материалов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водоемов и антропогенной деятельности в <адрес> (предварительный этап ведения мониторинга) в соответствии с перечнем мероприятий, предусмотренных п. 13 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по завершении ведения первого предварительного этапа мониторинга, предусмотренные п. 92 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области разработать региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей в соответствии с требованиями п. 12 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по окончании второго этапа ведения мониторинга, предусмотренные п. 93 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> организовать ведение регулярных (ежегодных) натурных наблюдений (морфологических и топографических съемок), выполнения гидрометрических работ и периодического получения и обработки материалов дистанционного зондирования Земли в отношении всех водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес> и находящихся в собственности как <адрес>, так и муниципальных образований.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Первомайский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
С У Д Ь Я-
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ