ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1472/2018 от 03.04.2018 Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

а-1472/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«03» апреля 2018 г.

Первомайский районный суд <адрес>

в составе:

судьи ФИО5

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии к Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, заинтересованное лицо Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, о признании незаконным бездействия министерства природных ресурсов и экологии <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в защиту Российской Федерации, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, обратился в суд с административным заявлением, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на первое полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды при функционировании государственной системы мониторинга на территории Ростов­ской области, в ходе которой установлен факт ненадлежащего ведения государ­ственного мониторинга водных объектов министерством природных ресурсов и экологии <адрес>.

Административный истец просит суд вынести решение, которым признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по участию в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов на территории <адрес>. Обязать министерство природных ресурсов и экологии Ростовской обла­сти выполнить общий анализ и подготовку региональных фоновых материалов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водое­мов и антропогенной деятельности в <адрес> (предварительный этап ведения мониторинга) в соответствии с перечнем мероприятий, предусмотренных п. 13 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минпри­роды России от ДД.ММ.ГГГГ; Обязать министерство природных ресурсов и экологии Ростовской обла­сти направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по завершении ведения первого предварительного этапа мониторинга, предусмотренные п. 92 Методических указаний по осуществ­лению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их ча­стей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ; Обязать министерство природных ресурсов и экологии Ростовской обла­сти разработать региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей в соответствии с требованиями п. 12 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга вод­ных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и ре­жимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических осо­бенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ; Обязать министерство природных ресурсов и экологии Ростовской обла­сти направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по окончании второго этапа ведения мониторинга, предусмотренные п. 93 Методических указаний по осуществлению государствен­ного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, бере­гов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ; Обязать министерство природных ресурсов и экологии <адрес> организовать ведение регулярных (ежегодных) натурных наблюдений (морфологических и топографических съемок), выполнения гидрометрических работ и периодического получения и обработки материалов дистанционного зондирования Земли в отношении всех водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес> и находящихся в собственности как <адрес>, так и муниципальных образований.

Представитель административного истца помощник прокурора ФИО3 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующий по доверенности, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме на основании отзыва на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как указано в ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на первое полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды при функционировании государственной системы мониторинга на территории Ростов­ской области, в ходе которой установлен факт ненадлежащего ведения государ­ственного мониторинга водных объектов министерством природных ресурсов и экологии <адрес>.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ государствен­ный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы госу­дарственного экологического мониторинга, в том числе органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, посредством создания и обеспече­ния функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторин­га.

В соответствии со ст. 63.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ еди­ная система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окру­жающей среды.

Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются, в частности, регу­лярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды.

Единая система государственного экологического мониторинга включает в себя подсистему государственного мониторинга водных объектов.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации в области водных отношений относится участие в организации и осу­ществлении государственного мониторинга водных объектов (п. 9 ст. 25 Водного кодекса РФ).

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ, министерство участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 30 Водного кодекса РФ, государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза из­менений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

В силу ч. 3 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффектив­ности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информацион­ного обеспечения управления в области использования и охраны водных объек­тов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса РФ порядок осуществления государ­ственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Рос­сийской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Поло­жение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее - Положение).

Государственный мониторинг водных объектов включает в себя регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования во­доохранных зон, зон затопления, подтопления; сбор, обработку и хранение сведе­ний, полученных в результате наблюдений (п. 4 Положения).

В соответствии с п. 8 Положения организация и осуществление мониторин­га проводятся Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 14 Положения органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга, органи­зуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и из­менениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических со­оружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муни­ципальных образований; осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и во­доохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной соб­ственности, зон затопления, подтопления, и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, представляют их в территориальные органы Федерально­го агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и по­рядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушени­ях режима использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, полученные в результате осуществления регионального государ­ственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

Согласно п. 8 Положения методические указания и инструктивные материа­лы по вопросам осуществления мониторинга утверждаются Министерством при­родных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Так, приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Мето­дические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенно­стей водных объектов или их частей (далее - Методические указания).

В соответствии с п. 6 Методических указаний объектами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфо­метрических особенностей водных объектов или их частей являются процессы руслоформирования или изменения морфологического строения дна и берегов водных объектов, происходящие в водных объектах на участках активного взаи­модействия (взаимного воздействия) русловых процессов (в речных системах) или береговых процессов (в озерах и водохранилищах) и инженерных сооруже­ний или мероприятий.

Согласно п. 11 Методических указаний основой ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфо­метрических особенностей водных объектов или их частей являются региональ­ные программы его ведения, которые учитывают региональные физико- географические условия, особенности водного режима рек, озер и водохранилищ, процессов руслоформирования в речных системах или деформаций ложа водое­мов и региональные особенности антропогенной деятельности в пределах водных объектов, на их поймах и водосборах.

В силу п. 12 Методических указаний региональные программы ведения гос­ударственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и измене­ниями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, также виды работ, предусмотренные пунктом 13 Методических указаний, разрабатыва­ются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными ими органами и определяют: цели и задачи ведения данного вида мониторинга в пределах подведом­ственной территории; участки водных объектов, в пределах которых проводятся мониторинговые наблюдения; наблюдаемые или контролируемые параметры и характеристики; методы и технические средства ведения мониторинга; периодичность проведения наблюдений.

В нарушение ст. ст. 25, 30 Водного кодекса РФ, ст. ст. 63, 63.1 Федерально­го закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, п. п. 11, 12 Методических указаний по осуществ­лению государственного мониторинга водных объектов министерством природ­ных ресурсов и экологии <адрес> не разработана региональная про­грамма ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблю­дений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водо­охранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.

Вместе с тем, разработка региональной программы ведения государственно­го мониторинга водных объектов является лишь одним из этапов процесса орга­низации и ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объ­ектов или их частей.

Так, согласно п. 13 Методических указаний разработке региональной про­граммы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблю­дений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водо­охранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей предшествуют: общий анализ особенностей водного режима; общий анализ особенностей русловых процессов на реках и процессов де­формаций ложа водоемов на подведомственной территории, их классификация и типизация; общий анализ морфологического строения водоохранных зон водных объ­ектов их морфологическая типизация; общий анализ морфологического строения пойменных массивов современ­ной поймы и их морфологическая типизация; анализ особенностей антропогенной деятельности в водоемах, в речных руслах, на их поймах и водосборах и классификация видов антропогенной дея­тельности по видам и формам воздействия на процессы руслоформирования или процессы деформаций ложа водоемов; выявление участков активного взаимодействия (взаимного воздействия) процессов руслоформирования или деформаций ложа водоемов и инженерных сооружений или мероприятий; подготовка основы сводного проекта «Мониторинг состояния дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон», выбор его картографической основы и подготовка программного обеспечения на основе геоинформационной системы.

Указанные мероприятия согласно п. 15 Методических указаний отнесены к предварительному этапу ведения мониторинга.

Так, в соответствии с п. 15 Методических указаний процесс организации и ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их ча­стей состоит из пяти этапов: этап общего анализа и подготовки региональных фоновых материалов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водое­мов и антропогенной деятельности в регионе (предварительный этап ведения мо­ниторинга); этап разработки региональной программы ведения государственного мони­торинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоя­нием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометри­ческих особенностей водных объектов или их частей, включающий в себя прове­дение рекогносцировочного маршрутного обследования водных объектов; этап ведения регулярных (ежегодных) натурных наблюдений (морфологи­ческих и топографических съемок), выполнения гидрометрических работ и пери­одического получения и обработки материалов дистанционного зондирования Земли; этап анализа материалов мониторинга, включающий в себя расчеты расхода и стока донных наносов, а также углубленный анализ и прогноз переформирова­ний ложа водоемов, речных русел и пойм на участках опасного взаимодействия.

Пунктом 92 Методических указаний предусмотрено, что материалы, направляемые органами исполнительной власти субъекта Федерации в регио­нальное Бассейновое водное управление по завершении ведения первого предва­рительного этапа мониторинга, включают в себя: региональную карту типов руслового процесса; карту морфологически классифицированных водоохранных зон и поймен­ных массивов; карту гидротехнических сооружений и инженерных объектов и мероприя­тий различных категорий, оказывающих влияние на процессы руслоформирова­ния; результаты совмещения планового положения речных русел, полученные по современным и ретроспективным топографическим съемкам, картам, лоциям, аэро- и космоснимкам; общую схему участков взаимодействия процессов руслоформирования и инженерных объектов.

Согласно п. 93 Методических указаний материалы, направляемые в регио­нальное Бассейновое водное управление по окончании второго этапа ведения данного вида мониторинга, включают в себя: детальную региональную программу ведения мониторинга дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон; уточненную общую схему участков наблюдений с выделенными наиболее опасными участками; уточненную карту типов руслового процесса; уточненную карту морфологически классифицированных водоохранных зон и пойменных массивов; полные морфологические описания речных русел и берегов водных объек­тов на участках наблюдений с фотоматериалами; полные морфологические, экологические и эстетические описания водо­охранных зон с фотоматериалами, составленные по материалом аэровизуального обследования; карту негативных естественных процессов (водно-эрозионных, заболачива­ния и подтопления, обезвоживания (осушения)) в пределах водоохранных зон; карту выявленных нарушений условий использования водоохранных зон и пойменных массивов; общую схему участков наблюдений с выделенными наиболее опасными участками; русловые съемки (планы) участков наблюдений с нанесенными закреплен­ными на местности створами последующих оперативных наблюдений за динами­ческими характеристиками морфологии речного русла (створами максимальных деформаций: размыва или аккумуляции); измеренные в натурных условиях поперечные сечения русел рек в установ­ленных створах; характеристику гранулометрического состава донных наносов на участках наблюдений; каталог инородных предметов в речных руслах и в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон; программы ведения собственниками водных объектов и водопользователя­ми локального мониторинга состояния дна и берегов водных объектов с учетом их региональной специфики.

Согласно п. 89 Методических указаний мониторинговые наблюдения за со­стоянием дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон проводятся еже­годно в период летне-осенней межени после прохождения весеннего половодья.

Вместе с тем, Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> в нарушение ст. ст. 25, 30 Водного кодекса РФ, ст. ст. 63, 63.1 Федераль­ного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, Положения об осуществлении государственно­го мониторинга водных объектов, п. п. 13, 15, 92, 93 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов не организован государственный мониторинг в отношении всех водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ро­стовской области, за исключением водных объектов, мониторинг которых осу­ществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес> и находящихся в собственно­сти как <адрес>, так и муниципальных образований.

Так, в отсутствие результатов предварительного этапа ведения мониторин­га, разработанной региональной программы ведения государственного монито­ринга водных объектов министерством в 2017 году заключен государственный контракт -р от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по мониторингу водных объ­ектов только 5 бассейнов - Кундрючья, Калитва, Кумшак, Северский Донец, Темерник. При этом, согласно подпрограмме «Развитие водохозяйственного ком­плекса <адрес>» государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержден­ной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в границах <адрес> водные объекты представлены 26 бассейнами ма­лых и средних рек, а также частями русел рек Дон и Северский Донец. Таким об­разом, в отношении большей части водных объектов на территории области ми­нистерством не проводится мониторинг.

В 2015-2016 г.<адрес> природных ресурсов и экологии <адрес> мониторинг водных объектов водных объектов в соответствии с возло­женными полномочиями не осуществлялся вовсе, что подтверждается информа­цией Донского бассейнового водного управления Росводресурсов от ДД.ММ.ГГГГ.

Также указанной информацией подтверждается, что министерством при­родных ресурсов и экологии <адрес> не направлялись в Донское бас­сейновое водное управление Росводресурсов материалы по завершении ведения первого предварительного этапа мониторинга и материалы по окончании второго этапа ведения мониторинга согласно п. п. 92, 93 Методических указаний.

Министру природных ресурсов и экологии <адрес> Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой неоднократно вносились представ­ления об устранении нарушений законов (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), вы­разившихся в ненадлежащем ведении государственного мониторинга водных объектов, вместе с тем, принятые министерством меры не способствовали органи­зации и ведению государственного мониторинга водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства, что с учетом длительного пери­ода времени, в течении которого мониторинг должным образом не организован, свидетельствует о бездействии.

В целях надлежащей организации и ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей министерству природных ресурсов и экологии <адрес> необходимо: выполнить общий анализ и подготовку региональных фоновых материа­лов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водоемов и антропогенной деятельности в <адрес> (предварительный этап ведения мониторинга) в соответствии с перечнем мероприятий, предусмот­ренных п. 13 Методических указаний; направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по завершении ведения первого предвари­тельного этапа мониторинга, предусмотренные п. 92 Методических указаний; разработать региональную программу ведения государственного монито­ринга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоя­нием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометри­ческих особенностей водных объектов или их частей в соответствии с требовани­ями п. 12 Методических указаний; направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по окончании второго этапа ведения мони­торинга, предусмотренные п. 93 Методических указаний; организовать ведение регулярных (ежегодных) натурных наблюдений (морфологических и топографических съемок), выполнения гидрометрических работ и периодического получения и обработки материалов дистанционного зон­дирования Земли в отношении всех водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ростовской обла­сти, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется фе­деральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохо­зяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес> и находящихся в собственности как Ростов­ской области, так и муниципальных образований.

Неисполнение Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> обязанностей по организации, ведению государственного мониторинга водных объектов, предоставлению данных о его проведении в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов влечет не достижение целей мо­ниторинга - своевременного выявления и прогнозирования негативного воздей­ствия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние; своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон; оценки эф­фективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объек­тов, тем самым нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, и интересы Российской Федерации как собственника водных объектов.

В судебном заседании представитель административного ответчика сослалась на то, что они в полном объеме выполняют требования по мониторингу водных объектов, вместе с тем, материалы дела свидетельствуют, что мониторинг ведется не в отношении всех водных объектов, расположенных в <адрес>.

Доводы ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, является несостоятельным, поскольку началом исчисления сроков исковой давности является проведенный прокуратурой 25.12.2017г. анализ состояния законности при ведении государственного мониторинга водных объектов, в ходе которого прокуратурой установлено, что принятые по результатам внесения представлений министерством меры не способствовали организации и ведению государственного мониторинга водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства, что с учетом длительного периода времени, в течении которого мониторинг должным образом не организован, свидетельствует о бездействии министерства и продолжении длящегося правонарушения. Начало исчисления сроков исковой давности не связано с моментом внесения прокурором представлений об устранении нарушений законов и получения ответов на них, поскольку из результатов рассмотрения представлений следовало намерение Министерства устранить нарушения законов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по участию в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов на территории <адрес>.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской обла­сти выполнить общий анализ и подготовку региональных фоновых материалов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водое­мов и антропогенной деятельности в <адрес> (предварительный этап ведения мониторинга) в соответствии с перечнем мероприятий, предусмотренных п. 13 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минпри­роды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской обла­сти направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по завершении ведения первого предварительного этапа мониторинга, предусмотренные п. 92 Методических указаний по осуществ­лению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их ча­стей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской обла­сти разработать региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей в соответствии с требованиями п. 12 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга вод­ных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и ре­жимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических осо­бенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской обла­сти направить в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов материалы по окончании второго этапа ведения мониторинга, предусмотренные п. 93 Методических указаний по осуществлению государствен­ного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, бере­гов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> организовать ведение регулярных (ежегодных) натурных наблюдений (морфологических и топографических съемок), выполнения гидрометрических работ и периодического получения и обработки материалов дистанционного зондирования Земли в отношении всех водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес> и находящихся в собственности как <адрес>, так и муниципальных образований.

Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Первомайский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

С У Д Ь Я-

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ