ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1479/2022 от 08.07.2022 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело а-1479/2022

УИД 26RS0-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2022 года город-курорт Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Мавряшиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Годовых А.А.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора г. Кисловодска Литвиненко Е.А.,

представителя административного ответчика Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска Айбазовой Ф.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя административного ответчика администрации города-курорта Кисловодска, Клюковой И.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя заинтересованного лица Управления городского хозяйства администрации г. Кисловодска Комовой О.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудиопротоколирования административное дело по административному иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Кисловодска, комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению ремонта помещений и инженерных систем объекта недвижимого имущества, относящегося к муниципальной собственности, защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: ; обязании администрацию города-курорта Кисловодска, комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на проведение ремонта лестничных пролетов, аварийных шахтных выходов, защитных оголовков, полов, потолков, стен, санитарных узлов; обеспечить соответствие требованию по герметичности двери аварийного выхода; провести капитальный ремонт инженерно- технических систем: водопровод, теплоснабжение, канализация, электросеть защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: в соответствии с «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583,

установил:

Прокурор города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в последствии уточнённом в порядке ст. 46 КАС РФ, к администрации города-курорта Кисловодска, комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению ремонта помещений и инженерных систем объекта недвижимого имущества, относящегося к муниципальной собственности, защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: ; возложить на администрацию города-курорта Кисловодска, комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска обязанность в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на проведение ремонта лестничных пролетов, аварийных шахтных выходов, защитных оголовков, полов, потолков, стен, санитарных узлов; обеспечить соответствие требованию по герметичности двери аварийного выхода; провести капитальный ремонт инженерно- технических систем: водопровод, теплоснабжение, канализация, электросеть защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: в соответствии с «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583,

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в ходе надзорной деятельности установлены нарушения законодательства о муниципальной собственности, о гражданской обороне, допущенные при непринятии мер по приведению защитного сооружения гражданской обороны в нормативное состояние. В ходе проверки в деятельности комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска (далее - Комитет) выявлены нарушения при содержании недвижимого имущества - защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствие с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - ФЗ № 28-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию. Таким образом, учет и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах городского округа находящихся в муниципальной собственности, относятся к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.

Защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ), дата ввода в эксплуатацию - 1950 год, назначение - нежилое, площадь - 50 кв.м,, расположенное по адресу: , статус защитного сооружения, как объекта гражданской обороны не утратило, находится в собственности администрации города-курорта Кисловодска, однако в ненадлежащем техническом состоянии, требующем проведение капитального ремонта.

Положением о комитете имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, утвержденным решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), основной целью Комитета является реализация вопросов местного значения городского округа в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа города-курорта Кисловодска (п. 2.1). Основными задачами Комитета являются: эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также землями, расположенными на территории городского округа города-курорта Кисловодска, до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с действующим законодательством, (п. 2.2.1).

В силу пп. 5.2.1 п. 5.2 Положения для достижения целей своей деятельности Комитет имеет право заключать и оплачивать муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени муниципального образования — городского округа города- курорта Кисловодска в пределах доведенных Комитету лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено законодательством.

Согласно п. 4.2, п.п. 4.2.1 «Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города-курорта Кисловодска», утверждённого Решение Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 28.06.2013 № 97-413 к компетенции администрации города-курорта Кисловодска относятся: обеспечение эффективного использования объектов муниципальной собственности.

Вместе с тем, после утверждения акта комиссионного обследования защитного сооружения гражданской обороны от 21.04.2021 администрацией города-курорта Кисловодска, комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска достаточные мероприятия по содержанию объекта муниципальной собственности - защитного сооружения гражданской обороны в состоянии к готовности к приему укрываемых не проведены.

Согласно ст. 1, 2, 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее — ФЗ № 28-ФЗ) организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Согласно Акту комиссионного обследования ЗС ГО, утвержденного Главой города-курорта Кисловодска Курбатовым А.В. от ДД.ММ.ГГГГ состояние лестничных пролетов — требуют ремонта, состояние входных (основных и запасных) дверей и их защищенность, дверь аварийного выхода не соответствует требованию по герметичности, состояние аварийных шахтных выходов и наличие защитных оголовков - требуют ремонта, состояние полов, потолков, стен - неудовлетворительное, требуют ремонта, состояние санитарных узлов - неудовлетворительное, состояние дизель- электростанции - отсутствует, состояние инженерно-технических систем: водопровод, теплоснабжение, канализация, электросеть - требуют капитального ремонта.

По информации отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Кисловодску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования вышеуказанного защитного сооружения установлено, что недостатки, выявленные в 2021 году, не устранены.

Указанное свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: предоставление населению убежищ, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, влечет нарушение прав граждан на предоставление им средств индивидуальной и коллективной защиты, а также противоречит принципу минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, закрепленному в п. 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора города Кисловодска Литвиненко Е.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города-курорта Кисловодска, действующий на основании доверенности Клюкова И.А. административные исковые требования не признала, пояснила, что Положением об администрации города-курорта Кисловодска в новой редакции, утв. Решением Думы от 26.02.2016 №10-416, администрация города-курорта является исполнительно-распорядительным органом городского округа города-курорта Кисловодска СК и наделяется Уставом городского округа города-курорта Кисловодска, утв. решением Думы города-курорта Кисловодска от 27 марта 2019 г. N 27-519, полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа города-курорта Кисловодска (далее - органы местного самоуправления городского округа) федеральными законами и законами Ставропольского края.

Исполнительно-распорядительная деятельность - это вид деятельности, направленный на организацию исполнения законов, подзаконных актов, также выражается и в распорядительных действиях, адресованных лицам, выступающим в сфере соответствующих общественных отношений.

Согласно п. п. 4.1., 4.2 Положения об администрации в структуру администрации города-курорта входят Глава города-курорта, первый заместитель и заместители Главы администрации города-курорта, аппарат администрации города-курорта, структурные подразделения, отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города-курорта. Полномочия и порядок организации работы структурных подразделений, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города-курорта определяются соответствующими положениями, утверждаемыми для органов администрации города-курорта - юридических лиц решениями Думы города-курорта, для структурных подразделений, не обладающих правами юридического лица распоряжениями администрации города-курорта Кисловодска.

В соответствии с Положением о комитете имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, утв. решением Думы города-курорта Кисловодска от 27.10.2021 № 16-621, Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска, иным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и реализует полномочия органа местного самоуправления по эффективному управлению муниципальным имуществом, в том числе и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также землями, расположенными на территории городского округа города-курорта Кисловодска (п.2.2.1 Положения).

В соответствии с Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города-курорта Кисловодска, утв. Решением Думы города-курорта Кисловодска от 28.06.2013 № 97-413, к компетенции КИО администрации города по управлению и распоряжению муниципальным имуществом в числе прочего относится: ведение реестра муниципального имущества, инвентаризация муниципального имущества, изменение технических характеристик муниципального недвижимого имущества в соответствии с данными технической о оценочной документации.

Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности города-курорта Кисловодска от 06.12.2021, спорный объект защитное сооружение гражданской обороны по ранее был включен в реестр муниципальной собственности города как нежилые помещения , 35,39,60 (лит. А, подвал).

В соответствии с п.2.1. Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее – Правила № 583) учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО.

Кроме того, согласно п.2.2. указанных Правил № 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Так, согласно Паспорту противорадиационного укрытия инв. №35/35-27/488723 от 2011 года спорное защитное сооружение принадлежит комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, который совместно с ООО «Первое домоуправление» является организацией эксплуатирующей данное ЗС ГО.

В соответствии с п.9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

При этом, постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 18.12.2020 №1067 был утвержден график проведения оценки состояния ЗС ГО и состав комиссии, куда входил и председатель Комитета. В апреле-июне 2021 года проведена оценка состояния шести ЗС ГО, в том числе и по .

По результатам обследования составлен Акт оценки состояния защитного сооружения гражданской обороны – укрытие (ПРУ) № 48723 по реестру МЧС России, инв. №35-27 от 21.04.2021, согласно которому ЗС ГО не используется и требует капитального ремонта. При этом, МКУ «Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне города-курорта Кисловодска» дополнительно довел до сведения Комитета, являющегося балансодержателем данного ЗС ГО, результаты указанной оценки состояния ЗС ГО.

Вместе с тем, следует отметить, что по информации МКУ «Центр по ЧС и ГО г.-к. Кисловодска» защитное сооружение по на сегодняшний день не может нести предусмотренные нормативами расчетные защитные свойства.

На основании письма ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (от 03.03.2022 исх. №ИВ-197-848) МКУ «Центр по ЧС и ГО г.-к. Кисловодска» в адрес начальника ГУ МЧС России по СК направлены сведения об определении потребности в защитных сооружениях гражданской обороны на территории города (письмо от 21.03.2022 № 261), согласно которому в настоящее время отсутствует потребность в защитном сооружении по в виду наличия более приспособленных помещений и отсутствия как было указано выше технических расчетных защитных свойств.

Существенным является положение о том, что полномочия органов местного самоуправления в области решения вопросов местного значения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч.2 ст. 18 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч.7 ст. 27 Устава города).

В соответствии с бюджетным законодательством, денежные средства выделяются на решение вопросов по владению, пользованию, содержанию муниципального имущества в рамках имеющихся бюджетных средств, на основании соответствующих бюджетных заявок, заключенных муниципальных контрактов (ст. 160.1 БК РФ, Положение о бюджетном процессе в городе-курорте Кисловодске, утв. Решением Думы города-курорта Ставропольского края от 30.09.2020 № 77-520).

Пунктом 2.5 Правил № 583 установлено, что с учета снимаются ЗС ГО при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.

До недавнего времени механизм реализации процедуры снятия с учета ЗС ГО не был четко регламентирован и 24.02.2022 МЧС России утверждены Методические рекомендации по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны № 2-4-71-5-11.

В настоящее время уполномоченными органами планируется подготовка соответствующих документов для снятия с учета спорного ЗС ГО. В связи с этим, экономически нецелесообразно проводить ремонт помещения ЗС ГО как того требуют Правила № 583, так как при положительном решении вопроса о снятии с учета защитного сооружения может привести к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств.

Представитель административного ответчика Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска Айбазова Ф.И., просила в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кисловодска отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица УГХ Администрации города-курорта Кисловодска Комова О.Ю. в судебном заседании поддержала пояснения представителя администрации города – курорта Кисловодска, просила в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кисловодска отказать.

Представитель заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне города-курорта Кисловодска», действующий на основании доверенности Мартынов Р.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания извещен надлежащим образом, представил в адрес суда отзыв на исковое заявление, согласно которому пояснил следующее: защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие (далее - ЗС ГО), per. по реестру МЧС России, инв. , расположенное по адресу принято в эксплуатацию в 1950 году, переведено на эксплуатацию в качестве укрытия в 2018 года и находится на балансе Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска. Укрытие не находится в пользовании, не передано в аренду, не закреплено на праве оперативного управления, хозяйственного ведения и ответственного хранения. В настоящее время не используется. При проведении комиссионной оценки состояния (акт от ДД.ММ.ГГГГ) определено, что настоящее ЗС ГО не готово к приему укрываемых, требует капитального ремонта. Укрытие предназначено для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности. Следует учитывать, что к укрытиям предъявляются минимальные требования в сравнении с теми, которые предъявляются к противорадиационным укрытиям. Например, особая герметичность дверей в настоящем ЗС ГО не требуется. Коммунально-энергетические сети, не используемые в мирное время, подлежат отключению и консервации (Методические рекомендации МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. По запросу Главного управления МЧС России поот ДД.ММ.ГГГГ №. ИВ-197-848 настоящее ЗС ГО включено в список ЗС ГО, в которых отсутствует потребность. Настоящий список отправлен в Главное управление МЧС России поустановленным порядком (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). Учитывая вышеизложенное, настоящее ЗС ГО будет рекомендовано к списанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав представителея административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Административное исковое заявление подано прокурором, в том числе, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства, не представляется возможным.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание соблюдение прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Из смысла ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне.

В ходе проверки в деятельности комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска (далее - Комитет) выявлены нарушения при содержании недвижимого имущества - защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в муниципальной собственности.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. ст. 50, 51 Закона № 131-Ф3 в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных в ст. 16 Закона № 131-Ф3 вопросов местного значения, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 35 Закона 131-Ф3 представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, а исполнительные органы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом, в том числе через учреждение и наделение полномочиями компетентных организаций.

В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 26.02.2016 № 09-416, основной целью Комитета является реализация вопросов местного значения городского округа в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.

Основной задачей Комитета, в соответствии с п. 2.2 Положения, в том числе является эффективное управление муниципальным имуществом.

Установлено, что на балансе комитета имущественных отношений администрации города, находятся защитные сооружения гражданской обороны - противорадиационные укрытия, расположенное по адресу: . В реестре муниципальной собственности состоят объекты, расположенные по адресу: : нежилые помещения №,39 (Лит. А, подвал) общей площадью 16,7 кв.м, реестровый номер П13000001980; нежилые помещения №, 30, 31, 32, 33, 60 (Лит. А, подвал) общей площадью 40,7 кв.м, реестровый номер П13000001981.

В соответствие с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - ФЗ № 28-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию.

Во исполнение ст. 3 ФЗ № 28-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» введены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила), утвержденные Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

В соответствие с п. 2.1, 2.2 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны) учёт ЗС ГО ведется, в том числе и в органах местного самоуправления. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

Защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ), дата ввода в эксплуатацию - 1950 год, назначение - нежилое, площадь - 50 кв.м,, расположенное по адресу: , статус защитного сооружения, как объекта гражданской обороны определен наличием паспорта противорадиационного укрытия .

Согласно ст. 1, 2, 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее — ФЗ № 28-ФЗ) организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники, имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО» (далее - Порядок) порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В соответствии с п. 2 Порядка противорадиационные укрытия и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, относятся к объектам гражданской обороны.

Частью 2 ст. 8 ФЗ № 28-ФЗ, п. 9 Порядка предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Таким образом, учет и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах городского округа и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции органа местного самоуправления.

Положением о комитете имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, утвержденным решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.10.2021 № 16-621 (далее - Положение), основной целью Комитета является реализация вопросов местного значения городского округа в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа города-курорта Кисловодска (п. 2.1). Основными задачами Комитета являются: эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также землями, расположенными на территории городского округа города-курорта Кисловодска, до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с действующим законодательством, (п. 2.2.1).

В силу пп. 5.2.1 п. 5.2 Положения для достижения целей своей деятельности Комитет имеет право заключать и оплачивать муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени муниципального образования — городского округа города- курорта Кисловодска в пределах доведенных Комитету лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено законодательством.

Согласно п. 4.2, п.п. 4.2.1 «Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города-курорта Кисловодска», утверждённого Решение Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 28.06.2013 № 97-413 к компетенции администрации города-курорта Кисловодска относятся: обеспечение эффективного использования объектов муниципальной собственности.

В силу п.п. 1, 3, 5, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму выступают обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, среди которых установленное Конституцией Российской Федерации право на жизнь, приоритет мер предупреждения терроризма и защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, а также комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму.

В силу п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Согласно акту оценки состояния защитного сооружения гражданской обороны - укрытие (ПРУ) № 48723 по реестру МЧС России, инвентарный от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт комиссионного обследования ЗС ГО) защитное сооружение, расположенное по адресу: к приему укрываемых не готово, требует капитального ремонта помещений и инженерно-технических систем.

Согласно Акту комиссионного обследования ЗС ГО, утвержденного Главой города-курорта Кисловодска Курбатовым А.В. от ДД.ММ.ГГГГ состояние лестничных пролетов — требуют ремонта, состояние входных (основных и запасных) дверей и их защищенность, дверь аварийного выхода не соответствует требованию по герметичности, состояние аварийных шахтных выходов и наличие защитных оголовков - требуют ремонта, состояние полов, потолков, стен - неудовлетворительное, требуют ремонта, состояние санитарных узлов - неудовлетворительное, состояние дизель- электростанции - отсутствует, состояние инженерно-технических систем: водопровод, теплоснабжение, канализация, электросеть - требуют капитального ремонта.

Согласно информации отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Кисловодску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования вышеуказанного защитного сооружения установлено, что недостатки, выявленные в 2021 году, не устранены.

С учетом того, что защитное сооружение гражданской обороны - укрытие (ПРУ) по реестру МЧС России, инвентарный , расположенное по адресу: находится в ненадлежащем техническом состоянии, не отвечающем Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, Комитетом достаточные мероприятия по содержанию защитного сооружения к готовности к приему укрываемых не проводятся, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

Указанное свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: предоставление населению убежищ, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, влечет нарушение прав граждан на предоставление им средств индивидуальной и коллективной защиты, а также противоречит принципу минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, закрепленному в п. 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Кисловодска, комитету имущественных отношений администрации города - курорта Кисловодска о признании незаконным бездействия администрации города-курорта Кисловодска, комитета имущественных отношений администрации города- курорта Кисловодска, выразившееся в непринятии мер по проведению ремонта помещений и инженерных систем объекта недвижимого имущества, относящегося к муниципальной собственности, защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: , являются законными и обоснованными, потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска, комитета имущественных отношений администрации города- курорта Кисловодска, выразившиеся в непринятии мер по проведению ремонта помещений и инженерных систем объекта недвижимого имущества, относящегося к муниципальной собственности, защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: .

Обязать администрацию города-курорта Кисловодска, комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на проведение ремонта лестничных пролетов, аварийных шахтных выходов, защитных оголовков, полов, потолков, стен, санитарных узлов; обеспечить соответствие требованию по герметичности двери аварийного выхода; провести капитальный ремонт инженерно- технических систем: водопровод, теплоснабжение, канализация, электросеть защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: в соответствии с «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Мавряшина Е.А.