Дело №а-149/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р. 02 августа 2022 года
Варнавинский районный суд в составе председательствующего судьи Прокофьевой В.П., при секретаре Киселевой Н.Б., с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Вершинина М.С.( по поручению),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству экологии и природных ресурсов о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении постановки на государственный кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территорий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Нижегородский межрайонный природоохранный прокуратур обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов об оспаривании бездействия, выразившегося в необеспечении постановки на государственный кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территорий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал следующее: Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения, по результатам которого установлено, что министерством экологии и природных ресурсов не реализуются полномочия по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, расположенной в Варнавинском муниципальном районе . На территории Варнавинского муниципального района расположен памятник природы регионального значения «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», созданный решением исполнительного комитета № от 21Л 0Л 991.
Паспортом на государственный памятник природы областного значения, утвержденным решением областного Совета народных депутатов №-м от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что вокруг памятника природы выделяется охранная зона площадью 831,1 га.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства сведения о границах охранной зоны вышеуказанной особо охраняемой природной территории в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены. До настоящего времени, министерством экологии и природных ресурсов описание границ охранной зоны особо охраняемой территорий в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.
По этим основаниям, Нижегородский межрайонный природоохранный прокуратура просит суд:
Признать незаконным бездействие министерства экологии и природных ресурсов , выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального (областного) значения «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенного в границах Варнавинского муниципального района
Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенного в Варнавинском муниципальном районе , с указанием размеров охранной зоны - минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенного в Варнавинском муниципальном районе .
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов , филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по .
В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора Вершинина М.С.( по поручению) поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО1 (по доверенности) возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии министерства. Кроме того, указал, что на постановку ООПТ регионального значения на учет требуется от 18 до 24 месяцев, поскольку определение границ ООПТ регионального значения возможно только в летний период. В случае удовлетворения иска просит установить срок исполнения требований – 24 месяца
Министерство финансов представило письменный отзыв, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными, учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления и его должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно ч. 1 сг. 27 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Как установлено судом и следует из материалов дела:
На территории Варнавинского муниципального района расположен памятник природы регионального значения «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», созданный решением исполнительного комитета № от 21Л 0Л 991.
Паспортом на государственный памятник природы областного значения, утвержденным решением областного Совета народных депутатов №-м от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что вокруг памятника природы выделяется охранная зона площадью 831,1 га.
- решением совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№-м был взят под охрану памятник природы областного значения, расположенный в границах «Пихтово-еловые леса Лапшанского лесничества» (охранная зона 831,1 кв.м)
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ) памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В силу ст. 26 вышеуказанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.
В соответствии с ч. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения прав на землю, такие как ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
В силу ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный Закон № 218-ФЗ) в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен ст. 10 Федерального Закона № 218-ФЗ. К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон и территорий, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 вышеуказанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 44 Федерального Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Кроме того, Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о площади охранной зоны особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ), а также указывается режим охранной зоны ООПТ (приводятся следующие сведения: реквизиты правового акта, которым создана охранная зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (км); описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования).
Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности, предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В судебном заседании установлено, что ходе проведенной Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено, что на территории Варнавинского муниципального района расположен памятник природы регионального значения «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», созданный решением исполнительного комитета № от 21Л 0Л 991.
Паспортом на государственный памятник природы областного значения, утвержденным решением областного Совета народных депутатов №-м от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что вокруг памятника природы выделяется охранная зона площадью 831,1 га.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства сведения о границах охранной зоны вышеуказанной особо охраняемой природной территории в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.
В силу пп. 4 п. 2 ст. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особо охраняемых природных территориях в », в пределах своей компетенции принимает решение о создании ООПТ регионального значения, об изменении режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Положением о министерстве экологии и природных ресурсов , утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение), министерство является органом исполнительной в части , обеспечивающим осуществление государственной политики и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием .
В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ) памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В силу ст. 26 вышеуказанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.
В соответствии с ч. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения прав на землю, такие как ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
В силу ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный Закон № 218-ФЗ) в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен ст. 10 Федерального Закона № 218-ФЗ. К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон и территорий, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 вышеуказанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 44 Федерального Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Кроме того, Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о площади охранной зоны особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ), а также указывается режим охранной зоны ООПТ (приводятся следующие сведения: реквизиты правового акта, которым создана охранная зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (км); описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования).
Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности, предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Министерство в соответствии с разделом 3 Положения: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию министерства экологии и природных ресурсов , установление и описание границ охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории охранной зоны памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию министерства экологии и природных ресурсов .
Вместе с тем, в нарушении названного выше федерального и регионального законодательства, до настоящего времени, министерством экологии и природных ресурсов описание границ охранной зоны особо охраняемой территорий в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии финансирования и о том, что документацию для внесения сведений в ЕГРН по охранной зоне памятника природы регионального значения «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества» планируется направить в 2022 году не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона, так как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования и данная сфера относится к организационным вопросам самого министерства.
Согласно определению Конституционного Суда Российский Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ отношения в сфере оборота и использования земельных участков регулируются нормами не только гражданского, но и земельного, а в отдельных случаях-природоохранного законодательства, что определяет комплексный правовой режим использования земельный участков, обуславливающий в ряде случаев различный объем ограничений. Специфика правового режима земельных участков особо охраняемых природных территорий складывается под воздействием системы природоохранных предписаний, запретов, определяющих пределы оборотоспособности и допустимые способы эксплуатации этих объектов гражданских прав.
По мнению суда для достижения таких задач, как обеспечение режима особой охраны охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального (областного) значения «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», создания организационных и материально-технических условий для его функционирования, осуществления экологического мониторинга необходима постановка на кадастровый учет охраны охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального (областного) значения «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества».
Принимая во внимание, что рассматриваемый памятник природы регионального (областного) значения, расположенный в границах взят под охрану решением совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№-м, имеется паспорт на ООПТ «Пихтово-еловые леса », исходя из того, что требования административного истца в части установления границ охранной зоны особо охраняемой территорий, административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке до настоящего времени не исполнены, не обеспечена поставка на кадастровый учет, как охранной зоны особо охраняемой природной территории - «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенной в границах , требование Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Министерства экологии и природных ресурсов , выразившегося в не обеспечении поставки на кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории - «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенной в границах , является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Неисполнение государственным органом требований действующего законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации, не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу неправомерного занятия и использование территорий расположения природных объектов.
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ в решении суда указываются выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Исходя из положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Вместе с тем, доводы административного ответчика о том, что в Приказе Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 650 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 163 и от ДД.ММ.ГГГГ N 236", регламентирующем требования к форме описания границ с особыми условиями использования, к которым относятся и охранные зоны ООПТ регионального значения, не содержат требований об указании минимальной и максимальной ширине охранной зоны (в км) при описании границ опровергаются п. 27 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 23810) устанавливающим, что при определении режима охранной зоны ООПТ приводятся следующие сведения: реквизиты правового акта, которым создана охранная зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (км); описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования); при отсутствии охранной зоны указывается - "отсутствует";
При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на Министерство экологии и природных ресурсов обязанности:
-описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенного в Варнавинском муниципальном районе , с указанием размеров охранной зоны – минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
-представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенного в Варнавинском муниципальном районе .
Суд принимает во внимание, что с учетом административных процедур, необходимых для установления и описания границ охранной зоны особо охраняемой природной территорий для постановки их на государственный кадастровый учет, в том числе с учетом необходимости выполнения требований, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разумным сроком для исполнения решения суда будет являться 18 месяцев с момента вступления решения суда в силу, в связи с чем административное исковое заявление в части установления срока исполнения возложенных обязанностей подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов , выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального (областного) значения «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенного в границах Варнавинского муниципального района
Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда:
-описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенного в Варнавинском муниципальном районе , с указанием размеров охранной зоны – минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
-представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Пихтово-еловые леса Лапшангского лесничества», расположенного в Варнавинском муниципальном районе .
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Судья В.П.Прокофьева