Дело №а-14/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 января 2018 года
Мантуровский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Крук Л.П.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя административного истца - старшего помощника прокурора <адрес>ФИО3,
представителя административного ответчика - главы администрации 2-Засеймского сельсовета <адрес>ФИО4,
представителя администрации <адрес>ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации 2-Засеймского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
установил:
<адрес> обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации 2-Засеймского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,выразившегося в непринятии мер по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости, относящиеся к объектам водоснабжения, а именно на водозаборные скважины и имущество к ним, расположенные на территории МО «2-Засеймский сельсовет» <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО3 заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика глава 2-Засеймского сельсовета <адрес>ФИО4 в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснила, что оформление недвижимого имущества в виде водозаборных скважин в собственность, представляет определенную сложность ввиду большого объема объектов, длительности выполнения кадастровых работ и отсутствие требуемых финансовых средств. Водозаборные скважины были переданы им в собственность на основании постановления Правительства 1995 года, фактически они их приняли на баланс в период с 2000 по 2006 год, скважины предназначены для обеспечения населения и предприятий, находящихся на территории 2-Засеймского сельсовета питьевой водой. В 2014 году полномочия по организации водоснабжения населения и водоотведению были переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. До настоящего времени они не могут осуществить передачу объектов водоснабжения в связи с отсутствием регистрации прав на них в Едином государственном реестре недвижимости. Данная работа ими проводится, в июне 2017 года пакеты документов были предоставлены на регистрацию в учреждение юстиции, однако регистрация была приостановлена, а затем отказано. Указанные ошибки были устранены и в настоящее время документы готовы для подачи в регистрирующий орган. В бюджет на 2018 год заложено еще более 300000 рублей для продолжения работы по регистрации прав на водозаборные скважины и водопроводы.
Представитель заинтересованного лица Мантуровского муниципального района ФИО5 требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, поскольку администрации 2-Засемского сельсовета неоднократно указывалось на необходимость проведения данной работы и передаче в муниципальный район водозаборных скважин для надлежащего выполнения требований федеральных законов по организации водоснабжения населения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с изменениями внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ пунктам 3 и 4 части 1 статьи 14 к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 3 и ч. 4 ст. 14).
В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1.1 ст. 6 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" с января 2015 г. вопросы организации водоснабжения на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Установленное перераспределение полномочий неразрывно связано с передачей имущества, однако суд не может согласиться с доводами прокурора и администрации <адрес> о том, что отсутствие регистрации права сельского поселения на водозаборные скважины и другие объекты водоснабжения препятствует передаче имущества и осуществлению их полномочий по организации водоснабжения населения.
Так, законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО установлен порядок согласования между органами местного самоуправления перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности и подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти <адрес>, перечень документов, необходимых для принятия правового акта <адрес> о разграничении муниципального имущества, и момент возникновения права собственности на муниципальное имущество, передаваемое муниципальным образованиям.
В соответствии со ст. 4 Закона №-ЗКО для принятия правового акта <адрес> о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, органы местного самоуправления должны представить в том числе, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество;копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче муниципальное имущество принадлежит передающей стороне (предоставляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости), то есть данным законом предусмотрена ситуация, когда в Едином государственном реестре недвижимости отсутствия сведений о зарегистрированных правах).
Кроме того, указанные в административном исковом заявлении объекты водоснабжения, подлежащие передаче в собственность МО «<адрес>», значатся в реестре муниципальной собственности 2-Засеймского сельсовета, и являются муниципальной собственностью в силу закона, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N724 «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность», объекты социальной и инженерной структуры сельскохозяйственных организаций передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту.
Поскольку право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости возникло до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, оно признается действительным и при отсутствии государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, чтона территории муниципального образования «2-Засеймский сельсовет» согласно актам приема-передачи имеется 11 объектов водоснабжения: 1) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в д. <адрес>; 2) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в д. <адрес>; 3) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в <адрес>; 4) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в д. Нечаево <адрес><адрес>; 5) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в д. Нечаево <адрес><адрес>; 6) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в с. <адрес>; 7) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в с. <адрес>; 8) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в д. <адрес>; 9) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в <адрес>; 10) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в д. Белый <адрес>; 11) водозаборная скважина № и имущество к ней, расположенные в д. <адрес>.
Собранием депутатов 2-Засеймского сельсовета <адрес> 13.11.2014г. было принято решение № «О безвозмездной передаче юридических лиц и иного имущества из муниципальной собственности МО «2-Засеймский сельсовет» <адрес> в муниципальную собственность муниципального района «<адрес>». Пунктом 4 указанного решения был утвержден план мероприятий по изготовлению технической документации и регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества.
В соответствии с планом мероприятий в июне 2016г. планировалось завершить регистрацию права собственности на 11 водозаборных скважин и имущество к ним относящееся, расположенных на территории 2-Засеймского сельсовета с последующей передачей в собственность муниципального района. По состоянию на 14.06.2017г. сданы документы для постановки на кадастровый учет по 3 объектам водоснабжения, по 7 объектам продолжается работа по изготовлению технической документации.
Решением Собрания депутатов 2-Засеймского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «2-Засеймский сельсовет» предусмотрены расходы на продолжение работы по регистрации права собственности в сумме более 330703 рубля.
С учетом изложенного, суд находит заявленные административные исковые требования прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,выразившегося в непринятии мер по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости, относящиеся к объектам водоснабжения, а именно на водозаборные скважины и имущество к ним, расположенные на территории МО «2-Засеймский сельсовет» необоснованными, поскольку факт бездействия материалами дела не подтвержден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 218, 220 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации 2-Засеймского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости, относящиеся к объектам водоснабжения, а именно на водозаборные скважины и имущество к ним, расположенные на территории МО «2-Засеймский сельсовет» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца после принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Л.П. Крук