ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1503/19 от 18.03.2019 Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело а-1503/2019

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

«18» марта 2019 года

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Бояриновой Е.В.,

при секретаре Лыловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> во исполнение приказа прокурора области от 22.08.2014г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», указания Генеральной прокуратуры РФ от 05.05.2017г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов» была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов, в ходе которой выявлены нарушения в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для окружающего животного мира.

Проверкой установлено, что в сети Интернет на страницах с URL- адресом: https://www.sbpo.ru/Rossiya/Sankt-Peterburg-i-oblast_/Sankt-Peterburg/Predlagaem-elektroudochku-Skat-adv17427.html, сведения о владельце которого отсутствуют, содержится информация о продаже запрещенного орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов – электроудочки. Предоставление возможности доступа к указанной выше информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, является распространением запрещенной информации, которая противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере охраны животного мира. На основании изложенного, административный истец просит суд признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице сайта с URL- адресом: https://www.sbpo.ru/Rossiya/Sankt-Peterburg-i-oblast_/Sankt-Peterburg/Predlagaem-elektroudochku-Skat-adv17427.html, о способах приобретения и использования запрещенного орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов – электроудочки.

Представители административного истца и административного ответчика в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в их отношении дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Кроме того, согласно ч.2 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года , прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан или охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5 ст.15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Как следует из п.6 ст.10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст.ст.9,24 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.10 Федерального закона от 20.12.2004г. №166-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)
«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.

Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства в том числе в виде и количестве разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов; размера ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст.26 Федерального закона от 20.12.2004г. №166-ФЗ).

В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем (ч.4).

Перечень указанных в ч.4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.6 указанного ФЗ).

Согласно Перечня запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009г. «Об утверждении перечня запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов», на территорию Российской Федерации запрещен ввоз электроловильных систем и устройств, состоящих из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.

Вылов водных биологических ресурсов с использованием запрещенных орудий лова с применением электротока, влечет привлечение к административной и уголовной ответственности (ст.256 УК РФ).

В соответствии с п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», добыча водных биоресурсов с использованием запрещенных орудий лова, основанных на действии электротока, во всех случаях является незаконной.

Электроудочка- прибор для ловли рыбы с помощью подачи в воду электрического разряда. Данный метод один из наиболее жестоких методов браконьерского лова, строго запрещен законодательством. Использование таких удочек оказывает катастрофические последствия для их ихтиофауны от воздействия мощных электрозарядов.

В силу п.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

При этом, законодателем в ст.9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу положений п.6 ст.10 ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> во исполнение приказа прокурора области от 22.08.2014г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», указания Генеральной прокуратуры РФ от 05.05.2017г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов» была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов, в ходе которой выявлены нарушения в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для окружающего животного мира.

Проверкой установлено, что в сети Интернет на страницах с URL- адресом: https://www.sbpo.ru/Rossiya/Sankt-Peterburg-i-oblast_/Sankt-Peterburg/Predlagaem-elektroudochku-Skat-adv17427.html, сведения о владельце которого отсутствуют, содержится информация о продаже запрещенного орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов – электроудочки.

Распространение информации о способах вылова рыбы и других водных биологических ресурсов с помощью самодельной электрической удочки и способах изготовления таких орудий лова противоречит требованиям действующего законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, тем самым нарушают публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц.

Указанные обстоятельства позволяют сделать однозначный вывод наличии в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.sbpo.ru/Rossiya/Sankt-Peterburg-i-oblast_/Sankt-Peterburg/Predlagaem-elektroudochku-Skat-adv17427.html, информации о продаже запрещенного орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов – электроудочки.

В соответствии с п.1 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Сведений о включении вышеуказанной интернет-страницы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», суду не предоставлено.

При этом в соответствии с пп. «д» п.1 ч.5 ст.15.1 ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С учетом приведенных выше положений действующего законодательства, а также установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что информация, размещенная на указанном в исковом заявлении интернет-сайте, содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем административные исковые требования <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 13-14, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте https://www.sbpo.ru/Rossiya/Sankt-Peterburg-i-oblast_/Sankt-Peterburg/Predlagaem-elektroudochku-Skat-adv17427.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Окончательная форма решения суда изготовлена в совещательной комнате.

Судья: