ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1504/2023 от 27.10.2023 Хасавюртовского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-1504/2023

УИД 05RS0-53

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

<адрес> 27 октября 2023 года

Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И., при секретаре ФИО2, с участием представителя административного истца ФИО1ФИО5, представителя административного ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> и Управлению ФНС России по <адрес> о восстановление срока на обжалование решения налогового органа, признании незаконным решения Межрайонной инспекцией ФНС России по <адрес> о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя за основным регистрационным номером 307053409 500024, обязании удалить из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей запись о ее регистрации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан к Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> о восстановление срока на обжалование решения налогового органа,признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя за основным регистрационным номером 307053409 500024, обязании удалить из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей запись о ее регистрации.

В обосновании исковых требований ФИО1 ссылается на то, что при получении в июне 2022 года визы для выезда в Саудовскую Аравию на «Хадж» стало известно, что в получении визы ей будет отказано, так как запрещен выезд за границу в связи с имеющейся за ней недоимки по страховым взносам в бюджет России. Поэтому, чтобы не сорвать намеченную поездку, ею была оплачена через мобильное приложение вся сумма указанной задолженности 216000 рублей.

По приезду домой она начала разбираться, по какой причине за ней была недоимка. После соответствующего обращения МРИ ФНС России по РД, ею было получено копия документов из регистрационного дела, т.е. копия заявления формы Р21001. Как видно из полученной копии заявления, которое ФИО1 в регистрирующий орган не подавала, оно каким-то образом удостоверено нотариусом Салаватовым ДД.ММ.ГГГГ и внесена запись в ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ за основным регистрационным номером . Поданное якобы ФИО1 заявление ею не подписано, отсутствует также дата составления заявления, квитанция об уплате госпошлины, однако, нотариусом учинена соответствующая запись, на основании которого произведена ее регистрация в ЕГРИП. За весь период, т.е. ДД.ММ.ГГГГ не было направлено уведомление, требование налогового органа о необходимости представить годовой отчет, о размерах недоимки и штрафов - ничего этого ФИО1 не получала, хотя по данным ФНС (что следует из письма ФНС по РД от ДД.ММ.ГГГГ) что ФИО1 направлялись требования о наличии недоимки с 2019 по 2022. Заявление, поданное в Управление ФНС по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, регистрирующим органом рассмотрено без обследования регистрационного дела, не дана соответствующая юридическая оценка имеющимся в деле документам, а сделана ссылка на пропуск трехмесячного срока, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц, срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решение по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе. Так, она документы в регистрирующий орган не подавала, каких-либо требований о наличии задолженности по налогам она не получала. О наличии задолженности узнала только в июне 2022 года.ДД.ММ.ГГГГ подано заявление в Управление ФНС России по РД, ДД.ММ.ГГГГ иДД.ММ.ГГГГ получен ответ Управления ФНС России по РД об оставлении ее жалобы без рассмотрения.

Представитель административного истца ФИО1ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования поддержал полностью по изложенным выше основаниям, и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования не признал и пояснил, что ФИО1 стало известно о том, что она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не тогда, когда она собиралась в Саудовскую Аравию для совершения Хаджа в июне 2022 года, а еще в ДД.ММ.ГГГГ, то есть после получения свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, и получения требований налогового органа о необходимости уплаты недоимки по налогам. Поэтому, у нее имелась возможность обжаловать решение о государственной регистрации в качестве ИП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением в суд она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, истек.

Управление ФНС России по РД, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечило.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства и дав им правовую оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти.

К таким решениям относятся и акты налоговых органов, затрагивающие права налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом (п. 1.2); регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (п. 4).

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются, в том числе: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р21001; копия основного документа (паспорта) физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации); документ об уплате государственной пошлины (статья 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ).

В силу части 2 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона. При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной пунктом 3 статьи 9 указанного закона расписки.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Оставляя жалобу ФИО1 без рассмотрения, Управление ФНС России по РД исходило из того, что запись о регистрации деятельности в качестве ИП внесена в ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ, а жалоба на решение о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя направлена в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 16 лет, следовательно, срок на обжалование, установленный 22.4 Закона № 129-ФЗ, истек.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 по сведениям ЕГРИП зарегистрировала деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ за ГРН .

Поскольку в регистрирующий орган поступили все документы, предусмотренные п. 1 ст. 22.1 вышеуказанного Закона, у налогового органа оснований для отказа в регистрации ФИО1. в качестве индивидуального предпринимателя не имелось, тем более, что в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе был требовать предоставление иных документов, установленных данных Законом. В соответствии с п. 4.1 <адрес> закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По смыслу вышеприведенных положений закона, в полномочия регистрирующего органа не входит проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах. Ответственность за предоставление регистрирующему органу недостоверных сведений несут заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

В соответствии с положениями статей 22.1 и 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен заявительный порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, кроме указанных в документах, представленных при государственной регистрации. Поэтому у налогового органа оснований для отказа в регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя не имелось, тем более, что в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе был требовать предоставление иных документов, установленных данных Законом. В соответствии с п. 4.1 <адрес> закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По смыслу вышеприведенных положений закона, в полномочия регистрирующего органа не входит проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах. Ответственность за предоставление регистрирующему органу недостоверных сведений несут заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 указанного Федерального закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

ФИО1 было выдано свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, которым подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации физического лица ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи государственной регистрации индивидуального предпринимателя .

Административному истцу были направлены следующие требования с пометкой «вручено» по адресу регистрации: <адрес>: от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ.

Статус административного истца ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя прекращен ДД.ММ.ГГГГ за ГРН в связи с принятием налоговым органом решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Статья 62 КАС РФ гласит, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Однако, заявляя требование о восстановлении срока для обращения в суд, административный истец и ее представитель не представили суду допустимых и относимых доказательств уважительности причин пропуска срока с ДД.ММ.ГГГГ до обращения в суд ДД.ММ.ГГГГ. Доводы ФИО1 о том, что ей стало известно о том, что она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя во время поездки в Саудовскую Аравию в Хадж ДД.ММ.ГГГГ опровергаются наличием у нее свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельствующее о государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером записи государственной регистрации индивидуального предпринимателя , а также полученными ею требованиями о необходимости уплаты недоимок по налогу.

При изложенных выше обстоятельствах оснований для восстановления ФИО1 срока для обращения в суд не имеется.

При этом суд учитывает, что ФИО1 стало известно о предполагаемом нарушении ее прав еще в ДД.ММ.ГГГГ, то есть после получения свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, у нее имелась возможность обжаловать решение о государственной регистрации в качестве ИП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением в суд она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, истек.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> о восстановление срока на обжалование решения налогового органа, признании незаконным решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя за основным регистрационным номером 307053409 500024, обязании удалить из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей запись о ее регистрации отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.И. Хадисова

.