ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-150/20 от 13.07.2020 Баунтовского районного суда (Республика Бурятия)

Дело а-150/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 июля 2020 года с. Багдарин

Баунтовский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шибановой Т.А.,

при секретаре Батуевой О.В., рассмотрев административное исковое заявление Селезнева Г.Н. к Республиканскому агентству лесного хозяйства, главному лесничему ОО и ОД Витимского лесничества Хамагановой А.В., о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Селезнев Г.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия Республиканского агентства лесного хозяйства (в лице отдела обеспечения и организации деятельности Витимского лесничества), выразившиеся в отказе в предоставлении ему государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона и возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение его прав путем заключения с ним указанного договора.

В судебном заседании административный истец Селезнев Г.Н. поддержал свой иск, просил удовлетворить заявленные требования, указал, что в лесничестве ему бесплатно не отвели лесоделяну для заготовки леса для собственных нужд, чем нарушили его права. Предлагали отвести сырой лес недалеко от Багдарина, ему такого не надо было, он потребовал письменный отказ.

Административный ответчик - главный лесничий ОО и ОД Витимского лесничества Хамаганова А.В. иск не признала, суду пояснила, что действительно Селезнев обращался с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Поскольку отведенного сухостойного леса в районе поселка Северный нет, Селезневу было предложено оформить договор на сырой лес в районе Усоя, который был отведен в рамках госзадания. В этом случае договор был бы заключен бесплатно, т.е. без оплаты госпошлины, оплатить надо было бы только таксацию. Селезнев отказался, в связи с чем был дан письменный ответ. В районе пос. Северный есть горелый лес, но для его отвода необходимо проведение лесопатологического обследования, только после этого он может быть отведен в рубку.

Представители административного ответчика – Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Жапова И.П., Кривобокова В.В. исковые требования не признали, сославшись на доводы, приведенные в представленном суду письменном отзыве на административный иск.

Из письменного отзыва стороны следует, что Республиканское агентство лесного хозяйства заявленные требования не признает, полагает отказ в предоставлении государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд Селезневу Н.Г. обоснованным. Отделы организации и обеспечения деятельности лесничеств не имеют права заниматься выполнением работ по отводу и таксации лесосек для нужд местного населения, юридических лиц, что определено Положением об отделе организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества, утвержденным приказом № 199 от 07.03.2018 Республиканского агентства лесного хозяйства. Эта услуга должна быть выполнена АУ РБ «Витимский лесхоз». Это учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Бурятия в области лесных насаждений. Основным видом деятельности учреждения является выполнение работ по отводу и таксации лесосек. Работы по отводу и таксации лесосек осуществляются в соответствии с п. 18 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016. Согласно приказу РАЛХ от 07.03.2019 № 387 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления материалов отвода и таксации лесосек и их приемки в отделы организации и обеспечение деятельности лесничеств» автономными учреждениями Республики Бурятия выполняются работы по отводу и таксации лесосек. Граждане вправе обратиться в соответствующий ОО и ОД с заявлением о предоставлении государственной услуги заключения договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона в порядке, предусмотренном Административным регламентом РАЛХ, утвержденным Указом президента Республики Бурятия от 06.02.2012 № 16. Указанным регламентом предусмотрено, что в предоставлении государственной услуги может быть отказано в связи с отсутствием в указанном заявителем лесничестве отведенных лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями. ОО и ОД Витимского лесничества не имел возможности заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с Селезневым Н.Г. ввиду отсутствия лесных насаждений. Кроме того, полагает, что в ответе гр. Селезневу, данным главным лесничим – начальником ОО и ОД Хамагановой А.В. не содержится отказа в предоставлении государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (ч.1).

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч.4)

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории (ч.5).

Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 77).

Статьей 2 Закона Республики Бурятия от 07.09.2007 № 2455-III “О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» (ред. от 29.04.2019, с изм. от 12.12.2019) предусмотрено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. В районах Крайнего Севера и приравненных к районам Крайнего Севера нормативы заготовки древесины гражданами для отопления устанавливаются в объеме до 40 куб. метров на подворье ежегодно (пп. «а» п.4 ст.3).

Административным регламентом предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона, утвержденного указом президента Республики Бурятия от 06.02.2012 № 16 (в ред. Указа Главы РБ от 09.07.2019 № 139) определено, что предоставление государственной услуги – заключение договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона (п.2.1) осуществляется Агентством лесного хозяйства. Агентство не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Республики Бурятия (п.2.2).

В соответствии с п. 2.12 Административного регламента данная государственная услуга предоставляется бесплатно.

Пунктом 2.10 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, где указано следующее: Оснований для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрено. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

1) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины, установленным Законом Республики Бурятия N 2455-III;

2) отсутствие в указанном заявителем лесничестве отведенных лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями;

3) представление заявителем недостоверных сведений;

4) несоблюдение условий о периодичности заготовки древесины нормативному сроку заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленному Законом Республики Бурятия N 2455-III;

5) наличие сведений о заявителе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

6) представление заявителем неполного пакета документов, требуемого в соответствии с подразделом 2.6 Административного регламента.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Селезнев Г.Н., проживающий по адресу: <адрес>, обратился к главному лесничему отдела организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества Хамагановой А.В. с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений с целью заготовки древесины в объеме 40 куб. м. для нужд отопления в границах Багдаринского участкового лесничества Витимского лесничества. Форма заявления соответствует Приложению № 9 Административного регламента.

19 марта 2020г. (исх. № 108) главный лесничий Хамаганова А.В. направила в адрес Селезнева Г.Н. ответ следующего содержания: «На основании должностной инструкции ОО и ОД Витимского лесничества по государственному заданию не имеет права заниматься отводом и таксацией лесосек для нужд местного населения и другим юридическим лицам. Данная услуга будет выполнена АУ РБ «Витимский лесхоз» по Вашему усмотрению за счет средств Федерального бюджета. Таксация лесоделяны и обработка всех материалов будет произведена на платной основе с заключением договоров с АУ РФ (?) «Витимский лесхоз», так как на данный вид работ денежные средства за счет субвенции из Республиканского федерального (?) бюджета не предусмотрены в плане финансирования на 2020 год, данные виды работ выполняет АУ РБ «Витимский лесхоз» согласно утвержденного устава их деятельности».

Согласно абз.3 п. 3.2 Административного регламента в случае отсутствия в указанном заявителем лесничестве отведенных лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями, государственная услуга не может быть предоставлена, и лесничество отказывает в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, о чем вносится запись в Журнал учета заявлений граждан о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.

Как следует из текста, приведенного выше, он не содержит ссылки ни на одно из оснований, указанных в п. 2.10 Административного регламента. Приведенный в указанном пункте перечень причин отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим, в связи с чем не может быть расширен произвольно лицами, его применяющими. Из исследованного в судебном заседании «Журнала регистрации заявлений по ДКП для собственных нужд граждан» явствует, что с заявлением о предоставлении государственной услуги Селезнев Г.Н. обратился ДД.ММ.ГГГГ, в графе «Результат рассмотрения» указано - «Удовлетворить», при этом остальные графы журнала - причины отказа, дата подпись - не заполнены На представленной суду копии ответа Хамагановой А.В. на заявление Селезнева Г.В. имеется собственноручная запись заявителя о получении ответа ДД.ММ.ГГГГ. Наличие в Журнале записи об удовлетворении заявления Селезнева Г.Н. о предоставлении государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона при наличии ответа главного лесничего Хамагановой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, текст которого подразумевает фактический отказ в предоставлении указанной услуги, не может быть расценено судом как надлежащее исполнение требований Административного регламента.

Таким образом, суд находит, что действия административного ответчика - главного лесничего ОО и ОД Витимского лесничества Хамагановой А.В. не соответствуют положениям Административного регламента оказания государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона, в связи с чем признает их незаконными и нарушающими права и законные интересы административного истца. В целях устранения нарушений прав и законных интересов административному ответчику надлежит выполнить процедуру предоставления государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона в соответствии с требованиями Административного регламента.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ), суд не может возложить на административного ответчика обязанность по заключению того или иного договора, в связи с чем в этой части требование удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск гражданина Селезнева Г.Н. к Республиканскому агентству лесного хозяйства Республики Бурятия, главному лесничему отдела организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ главного лесничего отдела организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия Хамагановой А.В. в предоставлении гражданину Селезневу Г.Н. государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона.

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия устранить нарушения прав и законных интересов гражданина по предоставлению государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона.

В части требования о возложении на административного ответчика обязанности заключить договор купли-продажи лесных насаждений с Селезневым Г.Н. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Баунтовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2020.

Судья Шибанова Т.А.