ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1512/17 от 16.08.2017 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу а-1512/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 16 августа 2017 года

Лазаревский районный суд <адрес> края, в составе:

председательствующего Трухан Н.И.

секретаря ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лазаревского районного суда <адрес> административное исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес> об оспаривании отказа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Лазаревский районный суд <адрес> с административным иском к Администрации <адрес> об обязании Администрации <адрес> в лице Департамента имущественных отношений предоставить истцу в собственность за плату без проведения торгов земельный участок кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: база отдыха, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 (по доверенности) настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме и пояснил, что отказ Администрации <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка ущемляет право истца иметь имущество в собственности. Основания для отказа имеют формальные признаки, не соответствующие действительным обстоятельствам.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 (по доверенности) просила в исковых требованиях отказать и указала, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов является законным.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска ФИО1 по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно, пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123016:5, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование: база отдыха, категория земель: земли населенных пунктов на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» земельного участка, фактически занимаемого базой отдыха по <адрес>» и договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «Строитель», что подтверждается записью в ЕГРН 23-01.46-ДД.ММ.ГГГГ-69 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством серии КК 240046.

На вышеуказанном земельном участке расположены принадлежащие ООО «Строитель» объекты капитального строительства: навес, база отдыха, хозяйственное строение, кухня столовая.

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 заключил с ООО «Строитель» договор, согласно которого ООО «Строитель» приняло обязательство в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать возмездно в собственность истца вспомогательное строение, назначение нежилое, площадь общая 100,3 кв.м., этажность 1, расположенное по адресу <адрес> и часть занятого вспомогательным строением земельного участка площадью 100,3 кв.м., их земельного участка принадлежащего ООО «Строитель» на правах долгосрочной аренды земельном участке площадью 14 807 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0123015, расположенном по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец, так же как директор Общества с ограниченной ответственностью «Строитель», через МАУ МФЦ <адрес> в адрес департамента имущественных отношений администрации <адрес> подал заявление о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0123016:5, расположенного по адресу: <адрес>.

Суд, устанавливает, что выше указанные факты, сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Как следует из полученного истцом ответа по результатам рассмотрения предоставленных истцом документов, в муниципальной услуге было отказано по причине того, что, объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0123016:5 выходят за границы испрашиваемого земельного участка и вышеуказанный земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе р. Уч-дере – 50 м.

Суд, находит отказ департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным.

Суд, на основании материалов дела, установил, что право собственности ООО «Строитель» на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0123016:5 возникло на основании плана приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и акта оценки стоимости зданий и сооружений от ДД.ММ.ГГГГ.

То есть, право собственности ООО «Строитель» на строения возникло ранее заключенного договора аренды земельного участка от от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» земельного участка, фактически занимаемого базой отдыха по <адрес>» ООО «Строитель» земельный участок был предоставлен в границах фактически занимаемых базой отдыха.

Суд находит, что ответчиком не предоставлено надлежащих доказательств того, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0123016:5 выходят за границы испрашиваемого земельного участка и вышеуказанный земельный участок расположен в прибрежной защитной полосе р. Уч-дере – 50 м.

В материалах дела не имеется доказательств того, что сотрудниками администрации <адрес> с участием представителя арендатора земельного участка не произведены обмеры расстояний между границами земельного участка и рекой Уч-дере, в связи с чем, не установлено действительно ли пользование земельным участком нарушает береговую полосу общего пользования или нет.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Согласно, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

Так, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (п.6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Факт соответствия разрешенного использования земельного подтвержден свидетельствами о государственной регистрации права собственности, которые выданы в соответствии с действующим законодательством РФ, не отменены и подтверждают право собственности арендаторов на строения, расположенные на земельном участке.

Согласно ст. 30 ГПК РФ, земельные споры рассматриваются по месту нахождения земельного участка.

Суд, с учетом правовой позиции истца, не предоставления ответчиком надлежащих доказательств, приходит к выводу о неправомерности отказа департамента имущественных отношений администрации <адрес> в продаже истцу земельного участка в собственность, за плату.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес> об оспаривании отказа – удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> в лице Департамента Имущественных отношений предоставить ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельный участок кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: база отдыха, расположенный по адресу: <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд <адрес>.

Судья

Лазаревского районного суда <адрес> Н.И. Трухан

Копия верна:

Судья

Лазаревского районного суда <адрес> Н.И. Трухан