Дело №а-153/2021
УИД 34RS0038-01-2020-002091-47
34RS0038-01-2020-002091-4734RS0038-01-2020-002091-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«07» апреля 2021 года р.п. Средняя Ахтуба
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Соломенцевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Кожевниковой Е.В.,
рассмотрев в р.п.Средняя Ахтуба в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жесткова В.В. к администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признания решения незаконным, обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Жестков В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации городского поселения р.п. ФИО1 Среднеахтубинского муниципального района <адрес>, в обоснование которого указал, что в соответствии с действующщим законодательством он желает получить в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>. На указанной территории им были обнаружены пустующие земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес>ФИО3, <адрес>, которые находятся в муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц.
С целью выделения ему данных земельных участков он, ДД.ММ.ГГГГ года обратился к главе администрации с соответствующим заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ. за исходящим номером <адрес> ему был дан ответ, согласно которому данные земельные участки планируется использовать для муниципальных нужд, а именно для предоставления в собственность гражданам бесплатно, в связи с чем ему было отказано в утверждении схемы расположения земельных участков.
Указывая на необоснованность принятого решения, просит суд, с учетом уточнений заявленных требований, признать незаконным отказ администрации городского поселения р.п. ФИО1 Среднеахтубинского муниципального района <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ. за № в утверждении схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, р.п. ФИО1, <адрес>, площадью 1200 кв.м. и обязать администрацию городского поселения р.п. ФИО1 Среднеахтубинского муниципального района <адрес> принять решение об утверждении Жесткову В.В. схемы расположения земельных участков, расположенных по указанному адресу, в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец Жестков В.В. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен.
Представитель административного истца Жесткова В.В., - Фролов П.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования, с учетом уточнений, поддержал, на их удовлетворении настаивал. Считает, что ответ администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба не основан на нормах действующего законодательства.
Представитель административного ответчика – администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Бобришова В.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была надлежащим образом извещена, ранее в судебном заседании заявила о несогласии с заявленными требованиями и просила в иске Жесткову В.В. отказать.
Представитель заинтересованного лица, - администрации Среднеахтубинского муниципального района <адрес> по доверенности Мамонтов А.И. просил отказать Жесткову В.В. в удовлетворении заявленных требований. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Среднеахтубинского муниципального района <адрес> было вынесено постановление № о подготовке проекта планировки застроенной и подлежащей застройке территории в границах <адрес> и восточной границы населенного пункта р.п. ФИО1 Среднеахтубинского муниципального района <адрес>. Также администрацией Среднеахтубинского муниципального района вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в постановление администрации Среднеахтубинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №. Данный проект планировки реализуется в целях формирования перечня земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для предоставления в собственность граждан бесплатно.
Представитель заинтересованного лица, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Шпаков П.И., дейстующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. В своем письменном объяснении указал, что схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, р.п. ФИО1, <адрес>, площадью 1200 кв.м. в Среднеахтубинский отдел Управления не поступали. В рассмотрении заяленных требований Управление полагается на усмотрение суда.
Выслушав представителя административного истца Фролова П.А., представителя заинтересованного лица Мамонтова А.И., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
В силу п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Жестков В.В. обратился в администрацию городского поселения р.п. ФИО1<адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, площадью 1200 кв.м. с условным номером <.....>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования, - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, р.п. ФИО1, <адрес>, в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, для цели использования земельного участка: размещение жилого дома.
Согласно ответу администрации городского поселения р.п. ФИО1 Среднеахтубинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за №, Жесткову В.В. было отказано в утверждении схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, р.п. ФИО1, ул.<адрес>ю 1200 кв.м. При этом Жесткову В.В. было разъяснено, что земельные участки в границах <адрес> и восточной границы населенного пункта р.п. ФИО1 Среднеахтубинского муниципального района будут использованы для муниципальных нужд, а именно предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно.
Не согласившись с представленным ответом, Жестков В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что данный ответ необоснован и в дальнейшем препятствует реализации им своего права на получение земельного участка в собственность.
В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также - на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Из положений статей 39.17 - 39.18 Земельного кодекса РФ следует, что порядок предоставления гражданам земельных участков находящихся в муниципальной собственности, за плату или бесплатно предполагает заявительный порядок, с обязательным предоставлением документов предусмотренных Законом.
В силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (п. 1).
Согласно ч.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п.4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка к которым относятся:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В подтверждение обоснованности принятого отказа по завлению Жесткова В.В. об утверждении схемы расположения земельного участка, администрацией Среднеахтубинского муниципального района <адрес> представлено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное администрацией Среднеахтубинского муниципального района <адрес> «О подготовке проекта планировки застроенной и подлежащей застройке территории в границах <адрес> и восточной границы населенного пункта р.п.ФИО1 Среднеахтубинского муниципального района <адрес>», а также постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. о внесении изменений в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому проект планировки застроенной и подлежащей застройке территории, указанной в потановлении № от ДД.ММ.ГГГГ., реализуется в целях формирования перечня земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для предоставления в собственность граждан бесплатно».
В целях реализации вышеуказанного постановления администрацией Среднеахтубинского муниципального района, был заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ. с ООО «БИМ ПРОЕКТ» на оказание услуг по разработке проекта планировки застроенной и подлежащей застройке территории в границах <адрес> и восточной границы населенного пункта р.п. ФИО1 Среднеахтубинского муниципального района <адрес>. Во исполнение муниципального контракта ООО «БИМ ПРОЕКТ» был разработан проект планировки застроенной и подлежащей застройке территории в границах <адрес> и восточной границы населенного пункта р.п. ФИО1 Среднеахтубинского муниципального района <адрес>.
Согласно пояснениям представителя администрации Среднеахтубинского муниципального района Мамонтова А.И., на момент обращения Жесткова В.В. в администрацию г.п. р.п. ФИО1 с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, схема расположения земельного участка, в границах которого планируется осуществить застройку в целях реализации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан беспатно», а также проект межевания данной территории, утверждены не были. В настоящее время схема расположения земельного участка и проект межевания также не утверждены.
Вместе с тем, пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, однако в оспариваемом отказе, предусмотренные вышеназванной правовой нормой основания (одно из них) не приведены.
Таким образом отказ администрации городского поселения р.п. ФИО1, об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1200 кв.м., с условным номером <.....>, расположенного по адресу: <адрес>, р.п. ФИО1, <адрес>, содержащийся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ. № не основан на законе и нарушает права административного истца в сфере земельных правоотношений.
Поскольку предусмотренная положениями ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации совокупность таких условий, как несоответствие закону оспариваемого решения и нарушение законных прав и интересов Жесткова В.В. в рассматриваемом споре установлена, суд находит заявленные административным истцом требования о признании оспариваемого отказа незаконным подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем суд считает, что восстанавления нарушенного права истца путем возложения на административного ответчика обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения вышеназванного земельного участка, является преждевременным, поскольку разрешение указанного вопроса требует дополнительного исследования, оценить результаты которого в рамках настоящего административного дела не представляется возможным. По этим основаниям суд считает необходимым обязать администрацию городского поселения р.п. ФИО1 устранить допущенные нарушения прав Жесткова В.В. путем повторного рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении схемы расположения земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать отказ администрации городского поселения р.п. <адрес><адрес>, содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ. за № в утверждении схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, р.п. ФИО1, <адрес>, площадью 1200 кв.м. незаконным.
Обязать администрацию городского поселения р.п. ФИО1<адрес> повторно рассмотреть заявление Жесткова В.В. по утверждению представленной схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, р.п. ФИО1, <адрес>, площадью 1200 кв.м. в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 апреля 2021 года.
Судья: (подпись) Е.А. Соломенцева
Подлинник данного документа
подшит в деле № 2а-153/2021,
которое находится в Среднеахтубинском районном суде
Волгоградской области