ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1552/2022 от 21.07.2022 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)

Дело а-1552/2022

УИД RS0-47

Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 21.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи Лебедевой И.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации МО «» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «» о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «» о признании бездействия незаконным.

В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «» опубликовала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов извещение (лот ) о возможности предоставления земельного участка площадью 3512 кв.м., кадастровый квартал – 01:05:280002, с разрешенным использованием – «индивидуальное жилищное строительство», расположенного по адресу: , а.Хаштук, .

Основание размещения извещения (лот ) – заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно указанному извещению граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка с разрешенным использованием – «индивидуальное жилищное строительство», в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок, ФИО1 в администрацию МО «» было подано заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка – извещение о торгах от ДД.ММ.ГГГГ (лот ).

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу стало известно о том, что статус лота – завершен (инициатива граждан, КФХ), итоги подведены, однако при этом результат приема заявлений не указан. Аукцион не проводился, в связи с чем процедура организации и проведения аукциона не может считаться завершенной.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию МО «» с просьбой сообщить результаты торгов. Из письма от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации МО «» ФИО3 следует, что указанный в извещении земельный участок (лот ) находится в собственности с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем принято решение не проводить аукцион.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию с требованием провести необходимые мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, по подготовке и проведению аукциона, т.к. каких-либо изменений (решения о непроведении аукциона) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов опубликовано не было. Более того, согласно сведениям сайта Росреестра, право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировано, сам участок не сформирован, на кадастровом учете не состоит.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации МО «» ФИО4 приводит доводы, аналогичные изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, бездействие администрации МО «» не только не соответствует нормам действующего законодательства, но и нарушает права и законные интересы административного истца, как лица, заинтересованного в приобретении прав на земельный участок площадью 3512 кв.м., кадастровый квартал – 01:05:280002, с разрешенным использованием – «индивидуальное жилищное строительство», расположенный по адресу: , а.Хаштук, .

Административный истец просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении необходимых мероприятий по подготовке и организации аукциона на право на заключение договора аренды земельного участка площадью 3512 кв.м., кадастровый квартал – 01:05:280002, с разрешенным использованием – «индивидуальное жилищное строительство», расположенного по адресу: , а.Хаштук, , извещение (лот ), а также обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем проведения процедур, предусмотренных ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО «» по доверенности ФИО5 просила отказать в удовлетворении исковых требований ввиду их необоснованности.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, признает заявленные требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Согласно ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Из положений ч. 7 ст. 39.18 ЗК РФ следует, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Порядок подготовки и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса РФ.

Так, согласно ч. 15 ст. 39.12 ЗК РФ результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.

В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

В силу ч.ч. 16-17 ст. 39.12 ЗК РФ протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

Аналогичное положение содержится в п.43 Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 860, согласно которому процедура аукциона считается завершенной со времени подписания продавцом протокола об итогах аукциона.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «» опубликовала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов извещение (лот ) о возможности предоставления земельного участка площадью 3512 кв.м., кадастровый квартал – 01:05:280002, с разрешенным использованием – «индивидуальное жилищное строительство», расположенного по адресу: , а.Хаштук, размещения извещения (лот ) является заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно указанному извещению граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка с разрешенным использованием – «индивидуальное жилищное строительство», в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок, ФИО1 в администрацию МО «» было подано заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка – извещение о торгах от ДД.ММ.ГГГГ (лот ).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 стало известно о том, что статус лота – завершен (инициатива граждан, КФХ), итоги подведены, однако при этом результат приема заявлений не указан.

В тот же день ФИО1 обратился в администрацию МО «» с просьбой сообщить результаты торгов.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации МО «» ФИО3 следует, что в течение срока действия извещения о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: , а.Хаштук, (лот ), в администрацию обратился гражданин, заявивший, что является собственником указанного земельного участка, в связи с чем было принято решение о не проведении аукциона.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию с требованием провести необходимые мероприятия, предусмотренные действующим законодательством по подготовке и проведению аукциона, т.к. каких-либо изменений (решения о не проведении аукциона) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов опубликовано не было.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации МО «» ФИО4 приводит доводы, аналогичные изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: , а.Хаштук, (лот ), является ФИО7 Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и административным истцом ФИО1 не оспаривается.

В соответствии с ч. 24 ст. 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что несмотря на полученную административным ответчиком информацию об имеющемся собственнике спорного земельного участка, решение об отказе в проведении аукциона организатором принято не было, до настоящего времени извещение (решение) об отказе в проведении аукциона не размещено ни на официальном сайте администрации МО «», ни на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Вместе с тем, вопреки положениям ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком суду не были представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о фактическом проведении аукциона, либо о законности оснований и порядка отмены аукциона, о проведении которого сообщалось в извещении о торгах от ДД.ММ.ГГГГ (лот ).

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО «» о признании бездействия, выразившегося в не проведении необходимых мероприятий по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка незаконным, и считает необходимым возложить на администрацию МО «» обязанность по устранению допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «» о признании бездействия незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «», выразившееся в не проведении необходимых мероприятий по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 3512 кв.м., кадастровый квартал – 01:05:280002, с разрешенным использованием – «индивидуальное жилищное строительство», расположенного по адресу: , а.Хаштук, .

Обязать администрацию МО «» устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: И.А. Лебедева