ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-155/20 от 05.03.2020 Палласовского районного суда (Волгоградская область)

Дело а-155/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Палласовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Утюшевой Т.Л.,

при секретаре Айтышевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маметова Асана Аппазовича к Главе Администрации <адрес> Республики Крым об оспаривании действий по применению положений жилищного законодательства,

у с т а н о в и л :

Маметов А.А. обратился с иском к Главе Администрации <адрес> Республики Крым об оспаривании действий по применению положений жилищного законодательства. В иске указал, что обратился к главе администрации <адрес> Республики Крым с требованием принять на учет для обеспечения жилым помещением семью реабилитированного Маметова А.А. без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан. Указал в заявлении, что стоит на учете с 1992 года уже 28 лет, требует в трехмесячный срок приобрести ему за счет субсидий либо бюджетных средств соответствующее жильё в родном селе Малореченском. Так же для сведения сообщил что, в случае необходимости документов заверенных соответствующим образом иных справок, паспортов, свидетельств о рождении, заключений, постановлений, решений и т.д., то все необходимые документы находятся в Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации <адрес>. Глава Администрации <адрес> РК в ответ указала о необходимости выполнения требований установленных ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» утвержденных постановлением Администрации <адрес> РК от <дата> на основании заявлений поданных ими в указанный орган по месту своей регистрации. Дополнительно ему было разъяснено, что в соответствии с п. 1.2. ч. 1 Регламента заявителями предоставление муниципальной услуги являются граждане РФ постоянно проживающее и зарегистрированное на территории муниципального образования городской округ Алушта не менее пяти лет, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека члена семьи менее учетной нормы. Давая такой ответ, административный ответчик указал о необходимости соблюдения условий, установленных жилищным законодательством в общем порядке для иных категорий граждан, понимая, что эти условия он выполнить не сможет. Таким образом, требования исполнения положений Постановления Конституционного Суда РФ от <дата>, глава Администрации <адрес> Республики Крым игнорировал и не пожелал исполнять, чем нарушил его Конституционные права. Поскольку Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается определять не только категории граждан, нуждающихся в жилище, но и конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических возможностей. Взаимосвязанные положения статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», с положениями Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» утвержденных постановлением Администрации <адрес> РК от <дата> года и п. 1.2. ч.1 Регламента заявителями предоставление муниципальной услуги являются граждане РФ постоянно проживающее и зарегистрированное на территории муниципального образования городской округ Алушта не менее пяти лет, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека члена семьи менее учетной нормы, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1,2, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 38 (часть 1), 40 (часть 3), 45, 46 (части 1 и 2), 52, 53 и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, данные нормы в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в <адрес> городского округа Алушта реабилитированных, детей родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения домовладения поселке Малореческое городском округе Алушта в связи с репрессиями, препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам в признанном государством объеме, чем ставится под сомнение достижение конституционно значимых целей, провозглашенных Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

На основании ст. 218 КАС РФ, Закона РФ от <дата> «О реабилитации жертв политических репрессий», Постановления Конституционного Суда РФ от <дата>, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от <дата>), Основных принципов и руководящих положений, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от <дата>) истец просил Применение главой Администрации <адрес> Республики Крым положений установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан и положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от <дата> п. 1.2 ч.1 во взаимосвязи с положением статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», для принятия на учет для обеспечения жилым помещением семью реабилитированного Маметова А. А. утратившими жилое домовладение в селе Малореченское в связи с репрессиями признать незаконным, не соответствующим положениям Постановления Конституционного Суда РФ от <дата>. Просил обязать главу Администрации <адрес> Республики Крым устранить допущенное нарушение путем принятия на учет для обеспечения жилым помещением реабилитированного Маметова Асана Аппазовича и членов его семьи в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и положениям Постановления Конституционного суда РФ -П от <дата>, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

Стороны были надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Ознакомившись с доводами истца, материалами дела, суд приходит к мнению о частичном удовлетворении административного иска. Вывод суда основан на следующем.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что <дата> Маметов А.А. обратился в Алуштинский городской Совет РК, в Администрацию <адрес> Республики Крым, главе Администрации <адрес> с заявлением о принятии на учет для обеспечения жилым помещением семью реабилитированного Маметова А.А., состоящую из шести человек.

На данное заявление Администрацией <адрес><дата> за подписью главы Администрации города Алушты Г.И. Огнёвой в адрес Маметова А.А. был направлен ответ, в котором приводятся положения Постановления Конституционного Суда РФ от <дата> N 39-П, разъясняется, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утверждённого постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от <дата> на основании заявлений, поданных ими в указанный орган по месту своей регистрации в соответствии с формой, утвержденной данным Регламентом. Разъясняется заявителю также, что для рассмотрения вопроса о принятии на учет необходимо предоставить следующие документы: Заявление по форме заполняется в кабинете ; паспорт и копию паспорта (все страницы, включая чистые) подающего заявление и всех и совместно проживающих членов семьи (паспорта, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних форма 8); оригиналы и копии документов, подтверждающих родственные или иные отношения гражданина, подавшего заявление и всех совместно проживающих членов его семьи, в том числе свидетельства о заключении брака или его расторжении, свидетельство о перемене имени, фамилии, отчества и свидетельства о рождении; справка о регистрации (по возможности); оригиналы и копии документов на жилые помещения, находящиеся в собственности заявителя и членов его семьи, либо занимаемые ими на условиях социального найма (свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, ордер, договор купли-продажи, договор дарения и другое) (по возможности); копия технического паспорта (при наличии); копии документов, подтверждающих полномочия представителя (при обращении представителя заявителя) - нотариальная доверенность; копию удостоверения дающее право на льготу. Ответчиком указано также, что в соответствии с п. 1.2. ч. 1 Регламента заявителями предоставления муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации (либо уполномоченное лицо), постоянно проживающие и зарегистрированные на территории муниципального образования городской округ Алушта не менее пяти лет, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы и что Решением Алуштинского городского совета от <дата> установлена норма площади жилого помещения - не более 10 кв.м. общей площади на одного человека. Данная норма применяется при постановке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на квартирный учет. Также информируется, что в период после 1993 года после возвращения крымско-¬татарского народа в Крым, в сельских поселковых и городских советах велись книги учета заявлений граждан на получение земельных участков. После введения в действие Земельного кодекса Украины в 2002 году очередность на получение земельных участков была отменена, предоставление земельных участков осуществлялось по заявительному принципу, согласно поданному заявлению, с указанием местоположения земельного участка. Отдельный учет депортированных граждан не осуществлялся.

Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж" и "к" части 1 статьи 72).

Статьей 13 Закона Российской Федерации от <дата> N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением от <дата> N 39-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона <адрес> "Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения".

Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку служат основанием для решения вопроса о принятии на учет и обеспечении жилыми помещениями в случае возвращения на прежнее место жительства, в частности в <адрес>, детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями.

Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения на прежнее место жительства в <адрес> детей, родившихся в обозначенных местах, чьи реабилитированные родители утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным.

До внесения соответствующих законодательных изменений принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями этой категории граждан в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в городе Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

Администрация <адрес>, являясь полномочным органом по решению вопроса принятия на учет реабилитированного Маметова А.А., в нарушение указанного Постановления Конституционного Суда, применила положения п. 1.2. ч. 1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утверждённого постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от <дата>, по которому заявителями предоставления муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации (либо уполномоченное лицо), постоянно проживающие и зарегистрированные на территории муниципального образования городской округ Алушта не менее пяти лет, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, то есть применила условия для иных категорий граждан.

Поскольку реабилитация направлена на восстановление лиц в утраченных ими в связи с применением к ним репрессий социально-политических и гражданских правах, является недопустимым ограничения прав семьи Маметова А.А. на предоставление жилых помещений по договорам социального найма для их возвращения на прежнее место жительства для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, такими условиями как регистрация и проживание на указанной территории не менее пяти лет.

Такой подход вступает в противоречие с целевым назначением права реабилитированных лиц возвращаться для проживания на прежнее место жительства, влечет фактическую невозможность его реализации в связи с предъявлением к ним требований о регистрации и сроке проживания в этом месте, тем самым препятствует возмещению вреда реабилитированным гражданам в гарантированном государством объеме.

Требование административного истца обязать ответчика устранить нарушение путем принятия на учет для обеспечения жилым помещением не может быть удовлетворено, учитывая полномочия ответчика в решении данного вопроса. По мнению суда, ответчика необходимо обязать устранить допущенные нарушения путем рассмотрения вопроса принятия на учет для обеспечения жилым помещением реабилитированного Маметова Асана Аппазовича и членов его семьи в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и положений Постановления Конституционного суда РФ -П от <дата>, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

Руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Применение главой Администрации <адрес> Республики Крым в ответе от <дата> №М-1/49/2-226 положений установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан и положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от <дата> в п. 1.2 ч.1 во взаимосвязи с положением статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» при рассмотрении заявления о принятии на учет для обеспечения жилым помещением семьи реабилитированного Маметова А. А. утратившими жилое домовладение в селе Малореченское в связи с репрессиями, признать незаконным, не соответствующим положениям Постановления Конституционного Суда РФ от <дата>.

Обязать главу Администрации <адрес> Республики Крым устранить допущенное нарушение путем рассмотрения вопроса принятия на учет для обеспечения жилым помещением реабилитированного Маметова Асана Аппазовича и членов его семьи в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и положениям Постановления Конституционного суда РФ -П от <дата>, без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

Требование административного истца Маметова Асана Аппазовича об устранении допущенного нарушения путем принятия на учет для обеспечения жилым помещением реабилитированного Маметова Асана Аппазовича и членов его семьи, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Палласовский районный суд в апелляционном порядке со дня вынесения решения в мотивированной форме (дата изготовления мотивированного решения – <дата>).

Судья Утюшева Т.Л.