24RS0№-52
№а-1587(2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года Ачинский городской суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
при секретаре Лазаревой В.А.,
с участием представителя административного истца Касабука Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия по заключению концессионных соглашений, суд
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия по заключению концессионных соглашений, мотивируя свои требованиям следующим. Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании объектов коммунального хозяйства <адрес>, в ходе которой установлено, что муниципальному образованию <адрес> принадлежат объекты тепло и водоснабжения – водопроводные сети, водонапорные башни, теплосети, срок ввода в эксплуатацию которых составляет более 5 лет. На основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> передала ООО «Спутник» во временное владения и пользование на срок до момента заключения концессионного соглашения следующие объекты:
- водопроводная сеть по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1983),
- водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1978),
- сооружение в составе: два нежилых здания, артезианская скважина по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1978),
- скважина по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1964),
-водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1976),
-водонапорная сеть по адресу: <адрес>, от водопроводной башни по <адрес>, Восточная, Садовая, Щетинкина, Медицинская, с кадастровым номером <адрес> (год постройки 2011, ввод в эксплуатацию 2011),
- котельная по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1978),
- котельная по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1954),
- тепловые сети по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1983, 2007 г.г.),
- нежилое здание электрокотельной по адресу: <адрес>, зд.6а, кадастровый № (дата ввода в эксплуатацию 1991 г.).
На основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> передала ООО «Спутник» во временное владения и пользование на срок до момента заключения концессионного соглашения следующие объекты:
- водопроводная сеть по адресу: <адрес> от скважины № по <адрес>, Зеленая, Садовая до потребителей скважины № по <адрес>, Новая, Зеленая, Молодежная, Юбилейная до здания котельной, кадастровый № (год ввода в эксплуатацию 1984),
- нежилое здание насосной и артезианской скважины № по адресу: <адрес>, кадастровый № (код постройки 1984),
- нежилое здание насосной и артезианской скважины № по адресу: <адрес>, кадастровый № (код постройки 1984),
- нежилое здание насосной и артезианской скважины № по адресу: <адрес>, кадастровый № (код постройки 1972),
-водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1984),
-водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1984),
- здание котельной и дымовой трубы по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1975),
- тепловые сети по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1975),
- водонапорные сети по адресу: <адрес>, д.Орловка, кадастровый № (год постройки 1984),
- водонапорная башня по адресу: <адрес>, д.Орловка, <адрес>, кадастровый № (год постройки 1964),
- сооружение в составе нежилого здания насосной и артезианской скважины по адресу: <адрес>, д.Орловка, <адрес>, кадастровый № (год постройки 1968).
Из договоров аренды следует, что год ввода в эксплуатацию указанных объектов превышает 5 лет до момента заключения договоров. Потребителями коммунальных услуг по вышеназванным договорам аренды являются физические и юридические лица, в том числе социальные учреждения и социально незащищенный круг граждан. Данные объекты должны быть переданы в пользование по концессионным соглашениям, предусматривающим финансирование реконструкции объектов, что позволит модернизировать объекты коммунального хозяйства и улучшить их работу. Передача объектов в аренду не предполагает таких возможностей, в связи с чем их техническое состояние может ухудшиться, что негативного отразится на правах граждан, проживающих на территории <адрес>, в связи с чем просит признать незаконным бездействие <адрес> в части неисполнения требований Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона «О теплоснабжении», Федерального закона «О концессионных соглашениях» в части передачи права владения и пользования указанным имуществом; обязать <адрес> провести конкурс на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда в законную силу (л.д.2-8).
Определениям от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Горного сельсовета <адрес>. Администрация Причулымского сельсовета <адрес> (л.д.45).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Спутник», МКУ «УС и ЖКХ» <адрес> (л.д.48).
В судебном заседании представитель административного истца Ачинского городского прокурора Касабука Я.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, указав, что до настоящего времени нарушения Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона «О теплоснабжении», Федерального закона «О концессионных соглашениях» в части требований передачи права владения и пользования имуществом не устранены, поэтому просила исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика <адрес>, извещенный о времени и месте рассмотрения дела неоднократно надлежащим образом в соответствии с ч. 8 ст. 96 КАС РФ (информация о движении дела размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), в суд не явился, возражений, заявлений, ходатайств об отложении слушания дела не представил.
Представители заинтересованных лиц Администрации Горного сельсовета, Администрации Причулымского сельсовета <адрес>, ООО «Спутник», МКУ «УС и ЖКХ» <адрес>, извещены путем размещения информации о дате и месте судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также посредством направления судебных извещений (л.д.49,50,51,52), в суд не явились, заявлений и возражений не представили. В отзыве глава Причулымского сельсовета Т.И. Осипова просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя (л.д.53).
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
На основании ч. 1 ст. 17. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Кроме того, с момента официального опубликования (08.05.2013г.) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях » и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно ч. 1 ст. 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, вышеприведенными положениями закона установлено, что, если объекты теплоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
При этом, согласно ч. 3 и 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта водоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных ч. 3 или 24 данной статьи, является ничтожным.
Частью 3 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Как следует из материалов дела, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности в <адрес>, в ходе которой установлено, что в собственности <адрес> находятся следующие объекты:
- водопроводная сеть по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1983),
- водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1978),
- сооружение в составе: два нежилых здания, артезианская скважина по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1978),
- скважина по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1964),
-водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1976),
-водонапорная сеть по адресу: <адрес>, от водопроводной башни по <адрес>, Восточная, Садовая, Щетинкина, Медицинская, с кадастровым номером <адрес> (год постройки 2011, ввод в эксплуатацию 2011),
- котельная по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1978),
- котельная по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1954),
- тепловые сети по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1983, 2007 г.г.),
- нежилое здание электрокотельной по адресу: <адрес>, зд.6а, кадастровый № (дата ввода в эксплуатацию 1991 г.).
- водопроводная сеть по адресу: <адрес> от скважины № по <адрес>, Зеленая, Садовая до потребителей скважины № по <адрес>, Новая, Зеленая, Молодежная, Юбилейная до здания котельной, кадастровый № (год ввода в эксплуатацию 1984),
- нежилое здание насосной и артезианской скважины № по адресу: <адрес>, кадастровый № (код постройки 1984),
- нежилое здание насосной и артезианской скважины № по адресу: <адрес>, кадастровый № (код постройки 1984),
- нежилое здание насосной и артезианской скважины № по адресу: <адрес>, кадастровый № (код постройки 1972),
-водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1984),
-водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1984),
- здание котельной и дымовой трубы по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1975),
- тепловые сети по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1975),
- водонапорные сети по адресу: <адрес>, д.Орловка, кадастровый № (год постройки 1984),
- водонапорная башня по адресу: <адрес>, д.Орловка, <адрес>, кадастровый № (год постройки 1964),
- сооружение в составе нежилого здания насосной и артезианской скважины по адресу: <адрес>, д.Орловка, <адрес>, кадастровый № (год постройки 1968), что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности (л.д.22-43).
В ходе проверки в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории <адрес> установлены факты заключения договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> (арендодатель) и ООО «Спутник» (арендатор) на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (л.д.9-21).
Согласно условиям договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель и балансодержатель обязуются предоставить объекты коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие водоснабжение, теплоснабжение и иное движимое имущество, расположенное на территории <адрес>, д.Орловка) арендатору для добычи, производства, транспортировки и реализации коммунальных ресурсов установленного качества (п.1.3 договоров аренды) (л.д.11,17).
Срок действия договоров устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ до момента заключения концессионного соглашения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», но не более чем на срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно (пункт 2.11. договоров).
Таким образом, установлено, что <адрес> передала права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения и водоснабжения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, так как административный ответчик имеет право передавать объекты теплоснабжения и водоотведения только по концессионному соглашению. Передача муниципального имущества - объектов теплоснабжения и водоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствует развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества – котельных и тепловых сетей, в частности - к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения и водоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес>Ивановым С.В. в адрес главы <адрес>Розанчугова Е.И. внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности (л.д.58-62).
В соответствии с ответом от ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено.С целью передачи объектов ЖКХ по концессионным соглашениям в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», <адрес> приняты следующие меры: создана рабочая группа по передаче объектов в концессию; проведены заседания рабочей группы и установлено, что не все объекты коммунальной инфраструктуры Горного и Причулымского сельсоветов зарегистрировали право муниципальной собственности, необходимо провести техническое обследование котельных <адрес>; утверждены схемы холодного водоснабжения и водоотведения Горного сельсовета <адрес> до 2026 года; утверждены схемы теплоснабжения Горного сельсовета <адрес> на период с 2014 года по 2029 год; утверждены схемы теплоснабжения Причулымского сельсовета <адрес> на период с 2014 года до 2029 года; утверждены схемы холодного водоснабжения и водоотведения Причулымского сельсовета <адрес> до 2026 года; ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение работы по техническому обследованию тепловых, водонапорных и канализационных сетей <адрес>, однако в сроки, указанные в п.1.4 контракта исполнитель работы не сдал. Заказчиком проведена претензионная работа и в настоящее время идет подготовка по расторжению контракта в одностороннем порядке; в 2019 году было запланировано проведение работ по актуализации схем тепло-, водоснабжения объектов ЖКХ, в рамках которых собраны коммерческие предложения, и после утверждения корректировки бюджета <адрес> на 2019 год <адрес> советом депутатов, а также при условии выделения денежных средств будут проведены торги и заключен договор с подрядными организациями по актуализации схем тепло-, водоснабжения объектов ЖКХ. Работы по актуализации схем тепло-, водоснабжения объектов ЖКХ не были проведены в 2019 году, в связи с чем заключение концессионного соглашения в настоящий момент невозможно (л.д.63-64).
Согласно п.п. 3, 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с ч. l ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом установлено, что в нарушение приведенных требований Закона РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона РФ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях », Закона РФ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Закона РФ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до настоящего времени объекты муниципального образования <адрес>, по концессионному соглашению не переданы, конкурс на право заключения данного соглашения не проведен.
В результате ненадлежащего исполнения административным ответчиком полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории <адрес>. Бездействием <адрес> могут быть нарушены права граждан, добросовестно оплачивающих за потребленные коммунальные услуги, на благоприятную среду жизнедеятельности, на исключение возникновения угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, а также к дезорганизации работы медицинских учреждений, учреждений социального обеспечения и других потребителей.
Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части отказа от конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, то есть, неопределенного круга лиц жителей <адрес>, а также лиц, временно находящихся или проживающих на территории <адрес>.
Принимая во внимание, что мероприятия по заключению концессионных соглашений требуют значительного времени, суд полагает в силу ст. 178 КАС РФ, определить срок для исполнения решения суда <адрес> в части заключения концессионного соглашения на спорные объекты до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие <адрес> по незаключению концессионного соглашения на объекты, находящиеся на территории муниципального образования <адрес>.
Обязать <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить концессионное соглашение в отношении следующих объектов, находящихся на территории <адрес>:
- водопроводная сеть по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1983),
- водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1978),
- сооружение в составе: два нежилых здания, артезианская скважина по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1978),
- скважина по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1964),
-водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1976),
-водонапорная сеть по адресу: <адрес>, от водопроводной башни по <адрес>, Восточная, Садовая, Щетинкина, Медицинская, с кадастровым номером <адрес>год постройки 2011, ввод в эксплуатацию 2011),
- котельная по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1978),
- котельная по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1954),
- тепловые сети по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1983, 2007 г.г.),
- нежилое здание электрокотельной по адресу: <адрес>, зд.6а, кадастровый № (дата ввода в эксплуатацию 1991 г.).
- водопроводная сеть по адресу: <адрес> от скважины № по <адрес>, Зеленая, Садовая до потребителей скважины № по <адрес>, Новая, Зеленая, Молодежная, Юбилейная до здания котельной, кадастровый № (год ввода в эксплуатацию 1984),
- нежилое здание насосной и артезианской скважины № по адресу: <адрес>, кадастровый № (код постройки 1984),
- нежилое здание насосной и артезианской скважины № по адресу: <адрес>, кадастровый № (код постройки 1984),
- нежилое здание насосной и артезианской скважины № по адресу: <адрес>, кадастровый № (код постройки 1972),
-водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1984),
-водонапорная башня по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1984),
- здание котельной и дымовой трубы по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1975),
- тепловые сети по адресу: <адрес>, кадастровый № (год постройки 1975),
- водонапорные сети по адресу: <адрес>, д.Орловка, кадастровый № (год постройки 1984),
- водонапорная башня по адресу: <адрес>, д.Орловка, <адрес>, кадастровый № (год постройки 1964),
- сооружение в составе нежилого здания насосной и артезианской скважины по адресу: <адрес>, д.Орловка, <адрес>, кадастровый № (год постройки 1968).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко