ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1587/18 от 14.08.2018 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

дело а-1587/18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 14 августа 2018 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:

Судьи Радченко Д.В.

при секретаре ФИО3

с участием:

представителя администрации <адрес>ФИО4

на основании доверенности .12.2017г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> об оспаривании отказа в проведении кадастровых работ,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ администрации <адрес> в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> от 24.04.2018г. .01-18/11170 в принятии решения об утверждении схемы расположения границ на кадастровом плане территории земельного участка площадью 551 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>; считать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 551 кв.м. категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, утвержденной и согласованной; обязать Администрацию <адрес> в лице Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 551 кв.м. категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Определить цену договора в размере 12,5 % от кадастровой стоимости земельного участка; обязать Лазаревский отдел <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 551 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с предоставленным межевым планом.

В обоснование доводов указала на то, что 28.03.2018г. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением по вопросу согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 551 кв.м. категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> КК .01-18/11170 от 24.04.2018г. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. С данным ответом административный истец не согласен, поскольку считает, что упорядочивание ранее предоставленного земельного участка путем изменения его границ в сторону увеличения площади не противоречит действующему законодательству. Испрашиваемый земельный участок расположен по смежеству с принадлежащим административному истцу на праве собственности земельным участком, площадью 601 кв.м. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения- для садоводства, расположенный по адресу <адрес> ст. «Родники» уч. , право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5, ФИО10 и административным истцом. Также одновременно с покупкой указанного земельного участка ФИО1 приобретен рядом прилегающий к нему земельный участок, предоставленный в аренду сроком на три года, на основании постановления главы администрации кировского сельского округа <адрес> Кк от 27.10.1998г. ФИО8 Административный истец до настоящего времени пользуется земельным участком, на котором произрастает сад из плодовых деревьев и кустарников и огород.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется письменное заявление, в котором ФИО1 просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на требованиях настаивает.

Представитель администрации <адрес>ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и просила в них отказать.

Представитель заинтересованного лица Лазаревского отдела <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется письменный отзыв на административное исковое заявление от представителя Управления ФИО6, в котором она просит рассмотреть дело по существу без участия их представителя.

В связи с изложенным и руководствуясь ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.

Исходя из положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.

В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ наследниками имущества- земельного участка, находящегося в садоводческом товариществе «Родники» <адрес>, площадью 0,598 га, принадлежащего наследодателю на основании государственного акта, выданного администрацией <адрес> за на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности на землю пожизненного наследуемого владения КК-1 - ФИО7 умершей ДД.ММ.ГГГГ, в равных долях являются ФИО8 (муж) и ФИО9 (дочь). (л.д.19)

Согласно постановлению главы Администрации Кировского сельского округа <адрес> Кк от 27.10.1998г. с ФИО8 продлен договор о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 3 года для садово-огородного строительства и посадки многолетних насаждений. (л.д.21-22)

В соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом по истечении срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9, ФИО10 (продавцы) и ФИО1(покупатель) заключен договор купли-продажи (купчая) земельного участка земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с/т «Родники» участок , общей площадью 601 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0129001:30 категория земель: земли сельскохозяйственного назначения –для садоводства (л.д.26-28).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданной ДД.ММ.ГГГГФИО1 на праве собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0129001:30 площадью 601 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения-для садоводства, расположенный по адресу: <адрес> с/т «Родники» уч. . (л.д.23)

ФИО1 28.03.2018г. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением по вопросу согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 551 кв.м. категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом от 24.04.2018г..01.-18/11170 за подписью заместителя Департамента Архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации <адрес>ФИО11 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании того, что в обращении ФИО1 не указала цель использования испрашиваемого земельного участка. Также согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и данным публичной кадастровой карта, формируемый земельный участок расположен по соседству с земельными участками с кадастровыми номерами 23:49:0129001:41, 23:49:0129001:76 и 23:49:0129001:1028, 23:49:0129001:30, которые расположены соответственно с/т «Дружба -1» и с/т «Родники» <адрес> с видом разрешенного использования «для садоводства».

Как следует из материалов административного дела постановлению главы Администрации Кировского сельского округа <адрес> Кк от 27.10.1998г. с ФИО8 продлен договор о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 3 года для садово-огородного строительства и посадки многолетних насаждений. Право аренды не было зарегистрировано. При этом договор аренды не расторгнут и постановление о предоставлении земельного участка отменено не было, а новый собственник ФИО1 пользуется данным участком до настоящего времени.

Согласно Постановлению Пленума, ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" "...1. В случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ)..."

Таким образом, поскольку стороны не изъявили желание прекратить действие договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0129001:30, то договора считается действительным.

Ч.2 ст.11 ЗК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктами 1, 2, 3, 4, 14 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: -несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; -полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; -разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; -расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 2.4.1 Административного регламента по предоставлению администрацией <адрес> муниципальной услуги «Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте советующей территории» Решение вопроса о выдаче либо об отказе в выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории должно приниматься по заявлению физического (юридического) лица в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня регистрации в администрации <адрес> заявления на имя главы <адрес> о выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно п.2.4.2. Административного регламента, для получения муниципальной услуги физическое (юридическое) лицо обращается с соответствующим заявлением (приложение N 1, N 2, N 3 к настоящему Административному регламенту) в МАУ МФЦ <адрес>.

К заявлению получатель муниципальной услуги прилагает:

- копию документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя, заверенную в установленном порядке;

- оригинал выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной не позднее тридцати дней до даты подачи заявления;

- копию документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица, заверенную в установленном порядке;

- нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов;

- копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии;

- справку градостроительной базы данных и дежурного плана <адрес>, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове;

- расчет минимальной площади земельного участка;

- технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов;

- справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес>;

- кадастровый план соответствующей территории;

- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> и согласованную начальником Управления (далее также - схема).

Изготовление схемы осуществляется за счет средств заявителя в соответствии с порядком, установленным постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте и кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовки схемы", требованиями гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства, Воздушного кодекса Российской Федерации, строительных норм и правил и иными требованиями законодательства Российской Федерации.

Границы образуемого земельного участка определяются исходя из расчета минимальной площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом публичных и частных сервитутов, красных линий, границ смежных земельных участков и правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.

В состав схемы входят исходные данные и графическая часть.

Поскольку в Административном регламенте отсутствует требование об указании цели использования испрашиваемого земельного участка, также согласно сведениям информационной системы от 02.05.2017г. испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1» -зона застройки, индивидуальными домами до 12 метров, вид разрешенного использования образуемого земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, решение об отказе в предоставлении административному истицу муниципальной услуги «Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте советующей территории» является не обоснованным.

Установленный перечень оснований для отказа в утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане является исчерпывающим.

А также дается ссылка на ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, которым определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В этой связи, с учетом того, что оспариваемое решение административного ответчика не отвечает принципу обоснованности, исключает возможность проверки содержащихся в нем выводов, суд признает его не соответствующим требованиям закона.

Данный отказ ответчика нарушает исключительное право истца на реализацию прав как гражданина, являющегося собственником земельного участка.

С учетом изложенного на административного ответчика следует возложить обязанность рассмотреть заявление административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, устранить нарушения при принятии решения о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Административный истец ФИО1 представила доказательства в подтверждение обстоятельств, указанные в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ.

Однако приведенные в письме об отказе в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ основания, не содержатся на ст. 11.10. ЗК РФ, ни в административном регламенте., а, следовательно, не могут служить правовым препятствием для согласования схемы, поскольку в противном случае, заявитель лишается гарантированной ему законом возможности (п. 1 ст. 36 ЗК РФ) оформления своих вещных прав на земельный участок, относительно которого спор о праве отсутствует.

Поскольку судом установлено, что решение по обращению административного истца ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги «Утверждении схемы расположения границ на кадастровом плане территории земельного участка площадью 551 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>» принято по формальным основаниям, суд находит необходимым признать отказ в предоставлении указанной услуги незаконным, а административное исковое заявление полежим удовлетворению.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.175,178-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации <адрес> об оспаривании отказа в проведении кадастровых работ – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации <адрес> в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации <адрес> от 24.04.2018г. .01-18/11170 в принятии решения об утверждении схемы расположения границ на кадастровом плане территории земельного участка площадью 551 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

Считать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 551 кв.м. категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, утвержденной и согласованной.

Обязать Администрацию <адрес> в лице Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью 551 кв.м. категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

Определить цену договора в размере 12,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Обязать Лазаревский отдел <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 551 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с предоставленным межевым планом подготовленным по следующим координатам: точка 1 х359062,56 у2173587,29; точка 2 х359081,81 у2173604,96; точка 3 х359067,66 у2173619,79; точка 4 х359048,67 у2173609,94; точка 1 х359062,56 у2173587,29.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Д.В. Радченко

Копия верна