Дело №а-1648/18 23 января 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО5,
с участием помощника Всеволожского городского прокурора ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3 к администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконным и недействующим с момента принятия Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к ФИО10 муниципального района <адрес>, в обоснование требований указав, что являются собственниками смежных земельных участков №. Границы земельных участков установлены в соответствии с действующим законодательством, при проведении межевания земельных участков, никаких обременений не было установлено.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ о регистрации обременения Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии внесены сведения об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровыми номерами № площадью № кв.м. для проезда и прохода на основании Постановления ФИО11 муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ установлен постоянный публичный сервитут в интересах местного самоуправления, местного населения на земельные участки и части земельных участков, площадью № га в г.<адрес>-1 Заневского городского поселения Всеволожского муниципального района <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов: площадью № кв.м., являющиеся частью земельного участка с кадастровым номером № общей площадью № кв.м.; земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м.; земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м.
Постановление ФИО12 муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ не опубликовано и не вступило в законную силу.
Само издание данного постановления не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административных истцов, их законные интересы как собственников земельных участков, так как создает препятствия к осуществлению прав и свобод гражданина, а именно права владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в собственности у административных истцов.
В связи с чем, административные истцы просят суд:
- признать незаконным и недействующим с момента принятия Постановление ФИО13 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении постоянного публичного сервитута для проезда и прохода, а также использования земельных участков в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры на земельные участки и части земельных участков с кадастровыми номерами: №
В настоящее судебное заседание административные истцы, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, направили в суд своего представителя ФИО7, которая административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФИО8, действующая на основании доверенности №/Д-18 от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных мотивированных отзывах на административный иск.
Представитель заинтересованного лица – администрации ФИО14 район» <адрес>, привлеченный к участию в деле Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в настоящее судебное заседание не явился, его явка не была признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.150, ч.5 ст.213 КАС РФ.
Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора полагавшей административные исковые требования оставить без удовлетворения как необоснованные, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами административного дела установлено, что административные истцы ФИО2 и ФИО3 являются сособственниками смежных земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных п адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ был установлен постоянный публичный сервитут в интересах местного самоуправления, местного населения на земельные участки и части земельных участков общей площадью № га в г.<адрес> - 1 Заневского городского поселения Всеволожского муниципального района <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов: площадью № кв.м., являющийся частью земельного участка с кадастровым номером № общей площадью № кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № общей площадью № кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № общей площадью № кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № общей площадью № кв.м.
Как следует из письменного мотивированного отзыва административного ответчика, пояснений, данных в ходе рассмотрения настоящего административного дела, целью установления сервитута являлось обеспечение общественного интереса в проходе и проезде через земельные участки административных истцов, а также обслуживание и ремонт проходящих в границах сервитута и красных линий электропередач и сети канализации. При этом сторона административного ответчика поясняла суду, что прекращение сервитутов приведет к невозможности обслуживания коммунальных, инженерных, электрических линий и сетей и прохода и проезда через земельные участки административных истцов.
Данные возражения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Постановлением главы ФИО15 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с п.2 ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были назначены публичные слушания на ДД.ММ.ГГГГ.
Данное постановление было опубликовано в газете «Заневский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ№ (243).
Также в газете «Заневский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ№ (243) опубликовано сообщение о проведении указанных публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов по адресу: <адрес>, д.Заневка, <адрес>, помещение администрации.
Решением ФИО16 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении официальных средств массовой информации для опубликования правовых актов ФИО17 муниципального района <адрес> газета «Заневский вестник», газета «Всеволожские вести» определены как средства массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов поселения.
Согласно протоколу публичных слушаний по установлению постоянного публичного сервитута для проезда, прохода, а также использования земельных участков в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей объектов транспортной инфраструктуры на земельные участки и части земельных участков с кадастровыми номерами №, которые состоялись ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее.
Процедура проведения публичных слушаний прошла в соответствии с действующим законодательством а именно ст.23 Земельного кодекса РФ, Положения о порядке организации проведения публичных слушаний, утвержденных решением совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№. Слушания объявлены состоявшимися и завершенными. На публичных слушаниях присутствовал также сособственник земельных участков ФИО3, что не отрицалось стороной административного истца в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «ФИО18» от ДД.ММ.ГГГГ№ (248).
На основании состоявшихся публичных слушаний постановлением администрации ФИО19 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен постоянный публичный сервитут в интересах местного самоуправления, местного населения на земельные участки и части земельных участков общей площадью № га в г.<адрес> - 1 Заневского городского поселения Всеволожского муниципального района <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов: площадью № кв.м., являющийся частью земельного участка с кадастровымномером № общей площадью № кв.м.; земельный участок с кадастровым номером 4№ общей площадью № кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № общей площадью № кв.м.; земельный участок с кадастровым номером № общей площадью № кв.м., которое опубликовано в газете ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ№ (249).
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сервитут зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
В силу п.2 ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации публичныйсервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В соответствии с п.3 ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться публичные слушания для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации определенисчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.
Предусмотренные в постановлении администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ публичные сервитуты для проезда, прохода, а также использования земельных участков в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей объектов транспортной инфраструктуры не противоречат положениям ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах, осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. Публичные сервитуты, необходимые для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, устанавливают органы местного самоуправления. Спецификой его установления является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес.
Из материалов административного дела, объяснений представителя административного ответчика следует, что наложение публичного сервитута было обосновано следующими обстоятельствами: сервитут на земельные участки с кадастровыми номерами № наложен для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, прохода или проезда через земельный участок, на основании данных проекта планировки и проекта межевания части территории, расположенной в д.<адрес> утвержденного постановлением администрации ФИО21 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
На земельных участках, принадлежащих административным истцам, проходят коммунальные, инженерные, электрические линии и сети, которые находятся в границах красных линий, утвержденных в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Согласно схемы вертикальной планировки и инженерной подготовки территории публичный сервитут установлен в соответствии с красными линиями, утвержденными в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории, утвержденного постановлением ФИО22 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают
существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют участки под линейными объектами от других территорий.
Согласно схемы планировки территории следует, что альтернативного подъезда к коммунальным, инженерным, электрическим линиям и сетям а также к объекту дошкольного образования проектной и альтернативной документацией не предусмотрено.
В соответствии со схемой теплоснабжения муниципального образования ФИО25 муниципального района <адрес>, сеть теплоснабжения проходит на территории земельных участков административных истцов и находится в границах утвержденных публичных сервитутов. Наложение публичного сервитута необходимо для подъезда к данным сетям обслуживающей территорию ФИО24 муниципального района <адрес> организации - ФИО23», является единственным подъездом к этим сетям, обеспечивающее основное теплоснабжение объектов образования: детского сада и школы, а также населения МО «ФИО26 муниципального района <адрес>.
Согласно схемы теплоснабжения, утвержденной постановлением администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на земельных участках с кадастровыми номерами № в границах утвержденных постановлением администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ публичных сервитутов имеются сети теплоснабжения снабжающие теплом жилые дома д. Янино - 1, объекты социальной инфраструктуры: школа, в которой обучается 420 школьников и детский сад на 220 дошкольных мест.
При прекращении публичного сервитута обслуживание, плановый ремонт сетей, снабжающие в том числе местное население, станет невозможен и приведет к снижению надежности функционирования объектов инфраструктуры.
Данные обстоятельства могут привести к ситуациям, угрожающим жизни и здоровью жителей ФИО27 муниципального района <адрес>, в связи с чем суд соглашается с позицией административного ответчика, что обеспечение подъезда к сетям носит социально значимый характер.
Также из материалов настоящего административного дела следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами № проходят линии электропередач.
На территории земельных участков, принадлежащих административным истцам, проходят линии электропередач в границах утвержденных публичных сервитутов, таким образом, установление публичного сервитута необходимо для подъезда к данным линиям электропередач, которые обслуживают территорию ФИО29 муниципальный район <адрес>, и является единственным подъездом к этим линиям электропередач, обеспечивающим основное электроснабжение объектов дошкольного образования и населения ФИО28 муниципального района <адрес>.
В случае прекращения публичного сервитута, обслуживание, плановый ремонт линий электропередач, снабжающие, в том числе, местное население, станет невозможно и приведет к снижению надежности функционирования объектов инфраструктуры.
Сторона административного ответчика указывает, что на земельном участке с кадастровым номером № располагается детский сад, организовать иной проезд и подход для пользования населением не предоставляется возможным. Данный довод стороной административного истца не оспаривался.
Суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что наложение публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами № необходимо для осуществления пожарных подъездов и подъездов автомобилей скорой помощи к социальным объектам: детскому саду и школе, а также к многоквартирным жилым домам.
Публичный сервитут наложен на земельный участок с кадастровым номером № относящийся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, который находится в черте населенного пункта г.<адрес>-1, вокруг данного земельного участка в настоящее время идет строительство многоквартирных жилых домов и находится объект социальной инфраструктуры (детский сад).
По утверждению стороны административного ответчика, не опровергнутого стороной административных истцов, указанный земельный участок собственниками не используется.
В соответствии с ч.1 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Приобретая земельный участок с категорией сельскохозяйственного назначения, но в черте населенного пункта собственники обязаны изменить категорию на земли населенных пунктов с разрешенным использованием дляконкретных нужд собственников.
Строительство детского сада, школы, многоквартирных жилых домов вокруг земельных участков, на которые наложен публичный сервитут, осуществляется в соответствии с проектом планировки и проектом межевания части территории расположенной в д.Янино-1, утвержденного постановлением администрации МО «Заневское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Публичные сервитут установлен на земельные участки с кадастровыми номерам; №№ и наложен в границах красных линий.
Из положений статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли сельскохозяйственного назначения в черте населенных пунктов не могут использоваться для сельскохозяйственных нужд.
Согласно ч.2 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации возможно использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения для осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель.
Согласно ч.1 ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации земляминаселенного пункта признаются земли, используемые и предназначенные длязастройки и развития населенных пунктов.
Административные истцы не совершают действия по изменению категории земельных участков указывая, что их земельные участки имеют категорию сельскохозяйственного назначения, соответственно сервитут для обеспечения общественного интереса в проходе и проезде через участки административных истцов, а также обслуживание и ремонт проходящих в границах сервитута и красных линий электропередач и сети канализации не может быть наложен.
Между тем, доказательств невозможности использовать земельных участков по их целевому назначению, после установления публичного сервитута административными истцами не представлено.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Правилами землепользования и ФИО31 района <адрес>, определяющей границы территориальных зон установлено, что земельные участки, принадлежащие административным истцам находятся в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административными истцами Постановление администрации МО ФИО30 муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающее публичный сервитут, принято в соответствии с нормативно-правовыми актами, в интересах неопределенного круга лиц, принятию оспариваемого Постановления предшествовали публичные слушания, перечень целей, для достижения которых установлен публичный сервитут, прямо предусмотрен в законе.
При таких обстоятельствах, в связи с тем, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлено нарушение процедуры принятия оспариваемого постановления, нарушения действующего законодательства, административные исковые требования ФИО2, ФИО3 к администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> удовлетворению не подлежат как не обоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 208-2017, 150 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2, ФИО3 к администрации ФИО32 Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконным и недействующим с момента принятия Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: