Дело №а-1650/2021
УИД 91RS0№-77
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
«24» июня 2021 года
Киевский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Чумаченко Е.В.,
при ведении протокола (аудиопротоколирования) секретарем судебного заседания ФИО21,
с участием представителя административных истцов – ФИО22,
представителя административного ответчика – ФИО23,
заинтересованных лиц – ФИО7, ФИО9, ФИО4, ФИО10, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО15, ФИО16 к Администрации Республики Крым, заинтересованные лица Департамент административно-технического контроля Администрации Республики Крым, Департамент городского хозяйства Администрации Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципальное бюджетное учреждение «Город» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Управление муниципального контроля администрации , Комиссия по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Управление по контролю за благоустройством и санитарным содержанием городских территорий Департамента административно-технического контроля Администрации , Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации , Муниципальное казенное учреждение «Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования городской округ Симферополь», Управление торговли и бытового обслуживания Администрации , ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, о восстановлении срока, признании незаконным и отмене постановления ответчика,
у с т а н о в и л:
ФИО15, ФИО16 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Республики Крым и просили: просил восстановить срок на подачу административного иска, признать незаконным и отменить постановление Администрации Республики Крым № от 11 августа 2020 года. В обоснование исковых требований, указав о том, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией принято постановление № «О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: , в районе , ФИО1». Административные истцы в течение длительного времени пользуются и владеют данными гаражами, ввиду чего оспариваемым постановлением нарушаются их законные права и интересы.
Определением суда от 24 февраля 201 года к участию по делу в качестве заинтересованных лиц Департамент административно-технического контроля Администрации Республики Крым, Департамент городского хозяйства Администрации Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное бюджетное учреждение «Город» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Управление муниципального контроля администрации .
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц привлечены Комиссия по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Управление по контролю за благоустройством и санитарным содержанием городских территорий Департамента административно-технического контроля Администрации , Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации , Муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно диспетчерская служба муниципального образования городской округ Симферополь», Управление торговли и бытового обслуживания Администрации .
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к участию по настоящему административному делу в качестве заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14
Представитель административных истцов административное исковое заявление поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации против удовлетворения административного искового заявления возражал в полном объеме. Пояснил, что оспариваемое постановление принято на законных основаниях, в пределах предоставленных полномочий. Документы, представленные представителем административных истцов в обоснование исковых требований, имеют срочный характер, разрешение о подготовки документации относительно внесения изменений в проект межевания территории образуемого земельного участка получено значительно позднее принятия оспариваемого ими постановления Администрации . Правовые основания использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в настоящее время у истцов отсутствуют. При вынесении оспариваемого постановления была проведена проверка законности размещения гаражей, выявлен ряд нарушений, которые послужили основанием для принятия решения об их демонтаже.
Заинтересованные лица ФИО7, ФИО9, ФИО4, ФИО10, ФИО6, ФИО8 считали административный иск ФИО15 и ФИО16 обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. От Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба» муниципального образования городской округ Симферополь, Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации поступили письменные ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие их представителей.
Администрация и Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации Республики Крым представили в материалы административного дела возражения, в которых в удовлетворении коллективного административного искового заявления просят отказать.
Иные заинтересованные лица по делу о причинах своей неявки в судебное заседание не уведомили.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, изучив административное исковое заявление, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, в соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения государственного органа, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. В частности, суду предписывается выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пункт 3 части 9 указанной статьи). Нарушение данных требований является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения незаконным, и потому безусловная проверка судом их соблюдения отвечает интересам административного истца, оспаривающего указанные решения, и согласуется с задачей правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел (пункт 3 статьи 3 данного Кодекса).
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Таким образом, вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения сроков на обращение в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Так, в судебном заседании представителем административных истцов заявлено суду ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим иском, поскольку об оспариваемом постановлении Администрации Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ истцам стало известно лишь после получения постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ о подготовке документации по внесению изменений в проект межевания территории образуемого земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом, расположенного по адресу: , Симферополь, .
Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО15 и ФИО16 о принятом постановлении Администрации Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ стало известно ДД.ММ.ГГГГ после получения постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, что не оспаривалось сторонами по делу, а потому трехмесячный срок на обращение в суд с настоящим иском в части оспаривания постановления Администрации Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ необходимо исчислять с такой даты.
Согласно оттиску входящей корреспонденции Киевского районного суда г. Симферополя, с административным иском административные истцы обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд признает уважительными причины пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным иском, а потому такой срок подлежит восстановлению.
В соответствии со статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации гарантируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 17 Федерального Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Местное самоуправление в Республике Крым обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Конституцией Республики Крым и законом Республики Крым самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» к вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13.05.2016 № 737 администрация города Симферополя определена органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в случаях, определенных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 25.11.2014 № 465 «О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (вместе с «Порядком демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым») (далее – Порядок).
Настоящий Порядок регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности).
В соответствии с пунктом 1.1 данного Порядка под неправомерно размещенными нестационарными объектами в настоящем Порядке следует понимать: нестационарные объекты, размещенные (установленные) вне или с нарушением утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта; нестационарные объекты в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их размещения, истек; нестационарные объекты, не демонтированные (не перемещенные) в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного объекта, по истечении срока размещения нестационарного объекта, установленного договором; нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
В пункте 1.4 Порядка определено, что иной нестационарный объект - объект из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенный для хозяйственно-бытовых нужд; демонтаж (снос) неправомерно размещенного нестационарного объекта (далее - демонтаж (снос) нестационарного объекта) - действия по освобождению земельных участков, а также зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе действия по отключению нестационарного объекта от сетей инженерно-технического обеспечения, снятию его с места установки и эксплуатации, при необходимости - разборке объекта на отдельные части и транспортировке его к месту хранения с сохранением за владельцем права собственности на объект.
Пунктом 1.5 Порядка прямо предусмотрено, что освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, занятые, в том числе, металлическими контейнерами и гаражами.
В соответствии с пунктом 2.1 выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
В силу положений пункта 2.2 Порядка факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что в целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения Уполномоченным органом муниципального образования осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами.
В случае если владелец неправомерно размещенного нестационарного объекта неизвестен, уполномоченный орган также размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, официальном сайте муниципального образования.
Согласно пункту 3.1 Порядка в течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.
Соответствующая Комиссия по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований создана постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктами 3.2, 3.3 Порядка предусмотрено, что Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Заключение Комиссии должно содержать один из следующих выводов: о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке; о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Заключение подписывается всеми членами Комиссии, утверждается ее председателем либо его заместителем (в случае отсутствия председателя) и направляется в Уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).
Постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения: о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Из положений пунктов 3.6, 3.7. Порядка следует, что уполномоченный орган в течение двух дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) размещает на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщение о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещенного нестационарного объекта, а также направляет владельцу объекта копию указанного постановления.
В случае если владелец нестационарного объекта не установлен, уполномоченный орган в течение двух дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) также: обеспечивает опубликование в официальном печатном издании муниципального образования, используемом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещенного объекта; обеспечивает размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором неправомерно размещен нестационарный объект, либо непосредственно на самом объекте сообщения о планируемом демонтаже (сносе) объекта.
Постановлением администрации города Симферополя от 16.06.2017 № 1995 «О регулировании вопросов, связанных с демонтажем (сносом) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований» создана Комиссия по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, без правовых оснований (далее - Комиссия), утверждено Положение о Комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, без правовых оснований (далее - Положение).
Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом Администрации города Симферополя Республики Крым (далее – администрация города), осуществляющим рассмотрение, а также согласование вопросов, отнесенным к ее компетенции и реализации полномочий в части рассмотрения фактов размещения самовольных построек, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Уполномоченным органом по выявлению иных нестационарных объектов определен департамент административно-технического контроля администрации города (пункт 4.2 Постановления № 1995).
Уполномоченным органом по демонтажу, хранению и возврату нестационарных объектов определен департамент городского хозяйства администрации города (пункт 4.3 Постановления № 1995).
Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация города), осуществляющим рассмотрение, а также согласование вопросов, отнесенных к ее компетенции и реализации полномочий в части рассмотрения фактов размещения самовольных построек, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Основной функцией Комиссии является осуществление мероприятий по освобождению самовольно занятых земельных участков от незаконно размещенных самовольных построек и незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 2.13 Постановления №).
Судом установлено, что согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество серии №№, ФИО16 является собственником квартиры по адресу: . Из представленных суду выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что право собственности на в , Республики Крым числится за ФИО24, ФИО25 и ФИО15 в равных долях. Правообладатель на в Республики Крым, не значится.
Согласно ответу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ года № следует, что при плановых осмотрах транспортных подстанций и распределительных пунктов выявлено нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах этих зон» в том числе и по адресу: № – , в охранных зонах трансформаторных подстанций, в непосредственной близости установлены металлические гаражи, по крышам которых подростки забираются на мягкую кровлю и целенаправленно разрушают шифер, при выпадении атмосферных осадков возможно попадание влаги на электрооборудование, что приведет к аварийной ситуации и отключению от электроснабжения ряда микрорайонов на неопределенное время.
Из акта обследования нестационарного объекта, размещенного на территории города муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ усматривается, что по адресу: , в районе , без согласования с Администрацией Республики Крым металлические гаражи, в количестве 90 штук, владельцы которых не установлены. Согласно учетным данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, решение исполнительного комитета, сессии Симферопольского городского совета, постановлений администраций Республики Крым о передаче в собственность, пользование или аренду земельных участков, расположенных по адресу: , в районе , не принимались.
Согласно заключению Комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований от ДД.ММ.ГГГГ№ по , в районе установлены нестационарные объекты – гаражи в количестве 90 единиц, изготовленные из металла, размер ориентировочно 5,5 м х 3,5м х2,5м. Объекты размещены неправомерно. Объекты подлежат демонтажу, в связи с отсутствием правовых оснований для размещения.
Из ответа Государственного комитета государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ усматривается, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , площадью 12555,9 кв. м., дата постановки ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о связях данного объекта недвижимости с земельным участком, а также сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Республики Крым вынесено постановление № о демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: , в районе , ФИО1.
На официальном сайте Администрации размещено уведомление о розыске собственников некапитальных объектов (гаражей), размещенных по адресу: в районе домов №.
Оспариваемое постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликовано на официальном сайте администрации , а также в газете «Южная столица Крыма» в выпуске от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно учетным данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, решение сессии Симферопольского городского совета Республики Крым, решение исполнительного комитета сессии Симферопольского городского совета, постановления администрации о передаче в собственность, пользование либо в аренду земельных участков, расположенных по адресу: , в районе , не принималось.
В соответствии с постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка установки временных металлических гаражей на придомовых территориях многоквартирных домов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» регламентирован порядок установки временных металлических гаражей на придомовых территориях многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, регламентирована процедура оформления документов на установку временных металлических гаражей на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также определена процедура согласования места размещения временных металлических гаражей в случае их установки на земельных участках, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
В соответствии со статьей 10 «Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», утвержденных решением 91-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение 12-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от ДД.ММ.ГГГГ№», запрещается размещать на земельных участках некапитальные строения, сооружения без получения разрешения собственника и балансодержателя (а в отношении территорий общего пользования - согласования с Администрацией Республики Крым либо уполномоченным ею соответствующим отраслевым (функциональным) органом (структурным подразделением).
Анализ имеющихся в материалах дела доказательств свидетельствует о соблюдении административным ответчиком вышеприведенных положений Порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым при вынесении оспариваемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: , в районе , ФИО1».
Так, по результатам выявления неправомерно размещенных нестационарных объектов по адресу: , в районе , ФИО1, в соответствии с требованиями пункта 2.2 Порядка главным специалистом оперативного отдела управления по контролю за благоустройством и санитарным содержанием городских территорий Департамента административно-технического контроля Администрации Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования нестационарного объекта, размещенного на территории города муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым №, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований вынесено заключение № о необходимости демонтажа (сноса) выявленных нестационарных объектов, что соответствует требованиям пункта 3.2, 3.3 Порядка.
На выполнение требования пункта 2.3 Порядка в целях установления владельцев нестационарных объектов административным ответчиком была размещена соответствующая информация в средствах массовой информации, официальном сайте муниципального образования.
Оспариваемое постановление Администрации Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: , Российская Федерация принято с учетом требований пункта 3.4. Порядка, содержит предусмотренные пунктом 3.5 Порядка, сведения. Также на выполнение требований пункта 3.7. было обеспечено опубликование в официальном печатном издании муниципального образования, используемом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещенных объектов.
Ни административными истцами, ни их представителем не были представлены доказательства правомерности размещения вышеуказанных нестационарных объектов, в частности не представлены доказательства согласования размещения спорных гаражей с Администрацией Республики Крым, также как и не представлены доказательства принятия исполнительным комитетом, Симферопольским городским советом, Администрацией Республики Крым решения о передаче административным истцам в собственность, пользование либо аренду земельных участков, расположенных по адресу: , Российская Федерация.
Кроме того, подавая коллективное административное исковое заявление об отмене оспариваемого постановления, которое касается 90 нестационарных объектов, договоры о временном пользовании с действующими сроками в настоящее время не представлены. Иные лица на подтверждение нарушения их прав, свобод и законных интересов соответствующих доказательств суду не представили, к административному иску ФИО15 и ФИО16 не присоединились.
Таким образом, суд пришел к выводу, что административный ответчик действовал в пределах предоставленных им законом полномочий, по вопросам, отнесенным к его компетенции, оспариваемое постановление принято в соответствии с законом, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным и отмене указанного постановления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,-
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО15, ФИО16 к Администрации Республики Крым о восстановлении срока, признании незаконным и отмене постановления ответчика - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Чумаченко
Решение суда в окончательной форме принято «2» июля 2021 года.
Судья Е.В. Чумаченко