Дело №а-1653/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года <адрес>
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Витер Л.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Главе МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО1 о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО1, в котором просит:
1. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не подписании решений Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: «О прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>; «Об избрании заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>».
2. Обязать Главу МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО1 в течение трех рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу подписать и в течение десяти календарных дней опубликовать решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ: «О прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>; «Об избрании заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>».
В обоснование административных исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось очередное заседание Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» на котором были приняты решения «О прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>; «Об избрании заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением к Главе МО «Свердловское городское поселение» ФИО1 об ознакомлении с принятыми решениями и оформлении трудовых отношений.
На момент предъявления иска трудовые отношения не оформлены.
ДД.ММ.ГГГГ на сайте МО «Свердловское городское поселение» в сети Интернет размещено уведомление за подписью административного ответчика о принятом решении об отклонении названных решений.
Считает, что решение об отклонении принято за рамками компетенции, предоставленной главе муниципального образования Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» так как данным правом в силу ч.13 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ обладает глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации. Тогда как административный ответчик не исполняет полномочия главы администрации МО «Свердловское городское поселение».
Также, ссылаясь на Устав МО «Свердловское городское поселение», Регламент Совета депутатов, утвержденный решением совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, указывает, что никаких указаний о наличии права на отклонение принятых Советом депутатов решений, ни Устав МО «Свердловское городское поселение», ни иные муниципальные правовые акты МО «Свердловское городское поселение» не содержат.
Полагает, что так как решения от ДД.ММ.ГГГГ были приняты Советом депутатов большинством голосов от установленной численности в соответствии с ст.59 Устава, то у главы МО «Свердловское городское поселение» в силу ч.13 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, п.6 ст.59 Устава, ч.ч. 5-9 ст.27 Регламента Совета депутатов возникла обязанность по подписанию и обнародованию указанных нормативных правовых актов.
Также считает, что указание административного ответчика в уведомлении на незаконность принятого советом депутатов нормативного акта противоречит ч.20 ст.23 Регламента и не может являться основанием для отказа главы МО от исполнения своих обязанностей.
ФИО2 считает, что бездействие административного ответчика нарушает его права, являясь препятствием для занятия выборной должности муниципальной службы МО «Свердловское городское поселение».
Ссылаясь на изложенное, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебное заседание представитель административного истца явилась, настаивала на удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что административный истец считает себя заместителем председателя совета депутатов с ДД.ММ.ГГГГ, обжалуется бездействие административного ответчика, выразившееся в не подписании и не обнародовании решения совета депутатов.
Представитель административного ответчика явился, считает, что так как административный истец оспаривает нарушение трудовых прав, спор должен рассматриваться в порядке гражданского процессуального законодательства, полагает, что в данном случае бездействие главы муниципального образования отсутствует в связи с тем, что глава совершила действия по отклонению решения совета депутатов и опубликовала свое мотивированное мнение.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Как следует из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ очередного заседания Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» в повестку дня не были включены вопросы о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов и избрании заместителя председателя совета депутатов муниципального образования.
Однако в повестку дня на данном заседании были внесены изменения большинством голосов – 8 из числа 14 присутствующих, о рассмотрении двух проектов решений «О прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>; «Об избрании заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>». Оба проекта указанных решений были приняты большинством голосов.
Внесение изменений в повестку дня заседания совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ суд считает правомерным в силу следующего.
В соответствии с положениями ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Согласно п.3 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Порядок проведения заседаний совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» урегулирован ст.26 Устава, в соответствии с п.5 которой, принятие проектов решений за основу, поправок к ним осуществляется большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании на момент голосования. Решение в силу п.6 ст.26 Устава считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного настоящим уставом числа депутатов (15 депутатов согласно ст.24 Устава).
Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний совета депутатов, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия депутатов совета депутатов устанавливается регламентом совета депутатов (п.8 ст.26 Устава).
ДД.ММ.ГГГГ Решением совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района» <адрес> утвержден «Регламент совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района» <адрес>» (далее - Регламент).
Как следует из п.4 ст.25 Регламента проект повестки дня заседания вносится председательствующим на обсуждение после открытия заседания совета депутатов. После принятия проекта повестки дня заседания за основу (большинством от установленной численности депутатов совета депутатов) рассматриваются предложения по дополнениям и (или) изменениям проекта повестки дня заседания. Предложение о дополнении и (или) изменении проекта повестки дня заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленной численности совета депутатов.
В соответствии с п.13 Регламента заместитель председателя совета депутатов может быть отозван путем открытого голосования, если за это решение проголосовало большинство депутатов от установленной Уставом муниципального образования численности совета депутатов. Проект решения об отзыве заместителя председателя совета депутатов может быть вынесен на совет депутатов по инициативе главы муниципального образования или не менее половины депутатов совета депутатов.
В материалы дела представлен Протокол собрания фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Совете депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на котором присутствовали 8 депутатов фракции, принявшие единогласное решение о поручении ФИО2 внести на рассмотрение Совета депутатов на очередном заседании ДД.ММ.ГГГГ проекты решений совета депутатов о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов и о заместителе председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.
«Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов совет депутатов МО «Свердловское городское поселение», утвержденный решением совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривает обязательное приложение к проекту решения пояснительной записки, в которой указывается субъект правотворческой инициативы и его разработчик, обоснование необходимости его принятия (издания), характеристика целей (задач) и основных положений, формулирование предложений по подготовке и принятию (изданию) правовых актов муниципального образования, необходимых для реализации решения, приведение перечня правовых актов, требующих признания утратившими силу, изменения, дополнения.
Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Определение понятия выборное должностное лицо местного самоуправления также дано в вышеуказанной норме - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
Отсутствие пояснительной записки по вопросу прекращения и избрания заместителя председателя совета депутатов не может повлечь нарушение процедуры порядка внесения проекта муниципального правового акта в силу того, что в соответствии с ст.33 Устава МО «Свердловское городское поселение» заместитель председателя совета депутатов избирается из числа депутатов открытым голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов совета депутатов. Заместитель председателя совета депутатов исполняет свои служебные обязанности в соответствии с полномочиями, которыми он наделен главой муниципального образования и изложенными в должностной инструкции. Согласно ст.24 Устава заместитель председателя совета депутатов избирается из числа депутатов совета депутатов открытым голосованием.
То есть, данная должность является выборной и, соответственно, для выдвижения кандидатуры заместителя не требуется описание вышеуказанных критериев в пояснительной записке. Помимо указанного, суд учитывает, что в силу п.4 ст.6 Регламента кандидаты для избрания на должность заместителя председателя совета депутатов выдвигаются на заседании совета депутатов группами депутатов (фракциями) совета депутатов, а также в порядке самовыдвижения.
Рассмотрение проектов и принятие решений в совете депутатов МО «Свердловское городское поселение» осуществляется в соответствии с ст.23 Регламента, в силу п.3 которой проект решения с приложениями всех необходимых документов сдается в аппарат совета депутатов не позднее, чем за 14 календарных дней до даты проведения планового заседания совета депутатов. Тем не менее, в силу п.20 ст.23 Регламента несоблюдение установленной настоящей статьей процедуры внесения проекта решения на рассмотрение совета депутатов не является основанием для не включения вопроса о рассмотрении данного проекта в повестку дня заседания совета депутатов, если за включение указанного вопроса в повестку дня проголосовало большинство от установленной численности депутатов совета депутатов.
За внесение изменений в повестку дня заседания совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ и рассмотрение указанных проектов решений проголосовало большинство депутатов от установленной численности.
Из протокола очередного заседания усматривается, что за внесение изменений в повестку дня заседания совета депутатов проголосовало большинство депутатов; большинством голосов от установленной численности приняты решения о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов и о избрании заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.
Таким образом, изменение повестки дня очередного заседания совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ произведено в соответствии с Регламентом, процедура внесения проектов решений о прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов и избрании заместителя председателя совета депутатов, не нарушена.
Кроме того, суд принимает во внимание, что решение совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке не обжаловании и не отменено.
В соответствии с ст.47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Подписание и обнародование решений, принятых советом депутатов отнесено пп.2) ст.31 Устава МО «Свердловское городское поселение» к полномочиям главы муниципального образования.
В силу п.13 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Согласно п.п.9-11, 15 ст.6 Регламента избранным на должность заместителя председателя совета депутатов считается кандидат, набравший большинство голосов от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов совета депутатов. Итоги голосования оформляются решением совета депутатов. Освобождение заместителя председателя совета депутатов от занимаемой должности оформляется решением совета депутатов. Решение об избрании заместителя председателя совета депутатов публикуется в средствах массовой информации муниципального образования.
Из правового содержания вышеуказанных положений закона следует, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является избранным заместителем председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращался с заявлением к Главе МО «Свердловское городское поселение» ФИО1 об ознакомлении с принятыми решениями и оформлении трудовых отношений.
В соответствии с п.5, п.6 ст.27 Регламента решения, принятые на заседании совета депутатов, оформляются в течение трех рабочих дней со дня окончания заседания. Решение совета депутатов подписывает глава муниципального образования.
Каждый депутат вправе получить экземпляр копии решения совета депутатов после его соответствующего оформления. Копии решения совета депутатов заверяются главой муниципального образования (п.8 ст.27 Регламента).
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
С учетом изложенного, права административного истца нарушены бездействием административного ответчика, выразившемся в несоблюдении п.2 ст.31 Устава МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.
Оценивая в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считает требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к Главе МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО1 о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие административного ответчика - Главы МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО1, выразившееся в несоблюдении порядка, установленного п.2 ст.31 Устава МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> - в не подписании и не обнародовании решений Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: «О прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>»; «Об избрании заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>».
Обязать Главу МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО1 не позднее одного рабочего дня со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, рассмотреть вопрос о подписании и обнародовании решений Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ: «О прекращении полномочий заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>»; «Об избрании заместителя председателя совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>».
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Дело №а-1653/2019