ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1669/20 от 15.09.2020 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело а-1669/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи

ФИО1

секретаря

ФИО2

помощника судьи Масальской И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к администрации <адрес>, Департаменту транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса Мэрии <адрес>, МКУ <адрес> «Дорожно-эксплуатационное учреждение », Мэрии <адрес> о признании незаконными действий (бездействий),

У С Т А Н О В И Л :

ФИО3 обратился в суд с административным иском к администрации <адрес>, Департаменту транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса Мэрии <адрес>, МКУ <адрес> «Дорожно-эксплуатационное учреждение » о признании незаконными действий (бездействий), Мэрии <адрес> о признании незаконными действий (бездействий), просит признать незаконным бездействие административного ответчика по содержанию, ремонту и эксплуатации Территории В. Г. в <адрес>.

В обоснование административного иска указано, что, начиная с 2015 года административным истцом как заинтересованным лицом, проживающим на спорной территории, предпринимаются все возможные законные мероприятия по приведению в надлежащее состояние территории В. Г. с объектами недвижимости, расположенными на земельном участке с кадастровым номером

Указанный земельный участок с элементами инфраструктуры изначально полностью находился в собственности Российской Федерации и был закреплен на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно ответу мэрии <адрес> от /дата/ в настоящее время, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от /дата/ в муниципальную собственность переданы сооружения: два участка дороги общей протяженностью 602 метра от здания по <адрес> до <адрес>/дата/ согласно письму -п все автомобильные дороги В. Г. переданы в собственность муниципального образования <адрес>, акты приема – передачи подписаны.

Однако, в надлежащее состояние ни дороги, ни внутрипарковые проезды, ни ливневая канализация в удовлетворительное состояние не приведены.

Остальная территория В. Г., в том числе прилегающая к указанной дороге территория, по которой осуществляется основное движение по В. Г., не передана в муниципальную собственность.

/дата/ в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии <адрес> поступало обращение ФГКУ «Сибирское ТУИО» по вопросу передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность внутрипарковые проездов В. Г.. До настоящего времени решение о принятии в муниципальную собственность проездов Г. департаментом не принято, что делает невозможным эксплуатационными службами территории В. Г. в надлежащем порядке.

Согласно письма администрации <адрес> от /дата/ администрация <адрес> в эксплуатирующую организацию ОАО «Славянка» было направлено требование о необходимости принять неотложные меры по устранению просадок и выбоин в автомобильных дорогах, а также обеспечить работу ливневой канализации. Однако, до настоящего времени указанное требование не выполнено.

Законом предусмотрена безусловная обязанность муниципальных образований принять в собственность объекты недвижимости в границах военных Г. и земельные участки военных Г., если принято решение о передаче данного имущества.

Учитывая наличие приказа первого заместителя Министра обороны РФ от /дата/, муниципалитет обязан содержать всю без исключения территорию В. Г. в надлежащем состоянии, в том числе придерживаться правил благоустройства регионального законодательства.

Поскольку в отношении всего имущества имеется решение о передаче в муниципальную собственность, администрация <адрес> обязана принять имущество в муниципальную собственность, при этом неудовлетворительное техническое состояние передаваемых объектов не может служить основанием для отказа в надлежащей эксплуатации В. Г..

Административный истец ссылается на положения ст. 12, 13, 15, 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 14, 51 ФЗ от /дата/ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Административный истец полагает, что обязанность по приведению ремонта проезжей части улиц и приведению дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р50597-93 лежит на администрации <адрес>.

Передача полномочий по содержанию улично-дорожной сети Территории В. Г. эксплуатирующему учреждению не освобождает муниципальное образование как собственника имущества осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 210 ГК РФ.

Административный истец полагает, что на административных ответчиков по настоящему заявлению следует возложить обязанность по определению состава и вида дорожных работ на указанных в административном иске участках улиц, внутриквартальных и внутрипарковых проездов, а также по обеспечению надлежащего содержания и обслуживания Территории В. Г..

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайства не заявил.

Административные ответчики о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, суду представлены письменные возражения на исковое заявление.

Заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились.

Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров..

В соответствии с п. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно п. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Из ответа Уполномоченного по правам человека в <адрес> от /дата/ следует, что согласно информации Министерства обороны РФ и Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ в рамках предоставленных полномочий ФГКУ «Сибирское ТУИО» в адрес жилищно - эксплуатационного управления «Новосибирское» направлено уведомление о приведении многоквартирных домов (, 57, 58, 95, 96, 428, 429, 437, 770, 771, 773, 774) и придомовой территории в надлежащее техническое состояние. Объекты коммунального хозяйства В. Г. спланированы к дальнейшему использованию в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и передаче в муниципальную собственность не принадлежат.

Автомобильные дороги В. Г. в соответствии с приказами заместителя Министра обороны Российской Федерации от /дата/ и от /дата/ переданы в собственность муниципльного образования <адрес>, акты приема – передачи подписаны. Иных автомобильных дорог общего пользования на балансовом учете учреждения и подведомственных организаций Минобороны РФ не числится. Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации прорабатывается вопрос о сроках организации работы по формированию новых земельных участков на территории В. Г., либо целесообразности раздела уже образованных земельных участков, с учетом требований, необходимых для их постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации и учреждения (л.д. 12).

Согласно ответу Мэрии <адрес> от /дата/ в соответствии с приказом Минобороны РФ от /дата/ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования <адрес>» из федеральной собственности в муниципальную собственность <адрес> передано 86 квартир, расположенных в 13 жилых домах на территории В. Г..

В многоквартирном <адрес>территория В. Г. отсутствуют муниципальном помещения, в связи с чем, провести, проверку в рамках муниципального жилищного контроля указанного многоквартирного дома не представляется возможным.

Управление указанным домом осуществляет ООО «ГУЖФ».

Комитетом муниципальной жилищной инспекции мэрии <адрес> в ближайшее время будет проведен визуальный осмотр придомовых территорий многоквартирных домов , 773, и 774 территории В. Г..

По вопросу благоустройства придомовых территорий сообщено, что ремонт и обустройство дворовых территорий многоквартирных и обустройство дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов выполняется по двум муниципальным программам.

Работы по благоустройство дворовых территорий и внутриквартальных проездов многоквартирных домов , , территория В. Г. в план мероприятий по программам не включены. Собственники этих домов свои предложения о включении дворовых территорий, проездов к дворовым территориям в муниципальную программу на 2018 год не представили.

В настоящее время формируется муниципальная программа «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы, в которой будут предусмотрены работы по благоустройству дворовых территорий и проездов к ним. Разъяснен порядок участия в данной программе.

На основании приказов Минобороны России от /дата/ от /дата/ из федеральной собственности в муниципальную собственность <адрес> переданы три автодороги, расположенные в В. Г., протяженностью 438 м, 164 м, 1858 м, которые находятся на обслуживании и содержании МКУ «ДЭУ ».

В текущем году за счет средств бюджета <адрес> на автодорогах протяженностью 438 м и 1858 м будет выполнен капитальный ремонт проезжей части и тротуаров.

В настоящее время на указанных участках автодорог МКУ «Горсвет» восстановлены объекты наружного освещения.

В отношении проведения капитального ремонта сетевой канализации сообщено, что объекты инженерной инфраструктуры территории В. Г. из федеральной собственности в муниципальную собственность <адрес> не переданы. Обслуживание данных сетей осуществляет АО «ГУ ЖКХ» Обособленное подразделение «Новосибирское», которое в соответствии с действующим законодательством должно нести бремя содержания федерального имущества (л.д. 13-16).

Согласно ответу администрации <адрес> от /дата/, военный Г. с объектами недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером , который находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации.

В границах указанного земельного участка расположены объекты В. инфраструктуры Минобороны РФ, многоквартирные дома, элементы дорожно-уличной сети, а также инженерная инфраструктура, предназначенная для обслуживания Г..

По причине ненадлежащего состояния инфраструктура Г. приведена в ненормативное состояние, включая автомобильные дороги и иные элементы улично-дорожной сети. В целях разрешения данной проблемы заместителем мэра <адрес> неоднократно проведены совещания с должностными лицами структурных подразделений мэрии <адрес> и жителями Г.. Указанный вопрос также было предметом рассмотрения на совещаниях у министра жилищно - коммунального хозяйства и энергетики <адрес>. По результатам совещаний, принято решение о принятии в муниципальную собственность автомобильной дороги от здания по <адрес> до <адрес>, а также жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территорииГ..

Постановлением мэрии <адрес> от /дата/ МКУ <адрес> «Дорожно - эксплуатационное учреждение » определено в качестве эксплуатирующей организации, осуществляющей техническое обслуживание дороги.

После регистрации права муниципальной собственности на всю автомобильную дорогу возможно проведение работ по капитальному ремонту.

На основании приказа заместителя Министра обороны РФ от /дата/ в состав муниципальной казны включено передаваемое из федеральной собственности имущество – 86 квартир в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории В. Г..

<адрес> подписан акт приема – передачи указанного имущества, мэром <адрес> МКУ <адрес> «Городское жилищное агентство» дано указание внести в реестр муниципального имущества <адрес> сведения об имуществе.

После внесения в реестр сведений о жилых помещениях, администрацией района будет инициировано проведение общих собраний по вопросу возможного изменения порядка управления многоквартирными домами.

Жителям домов было рекомендовано организовать общее собрание собственников по спорным вопросам управления домами.

Многоквартирные <адрес>, 771, 429, 56, 57, 58, 95, 96, 437 включены в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов.

/дата/ в департамент земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> поступило обращение ФГКУ «Сибирское ТУИО» по вопросу передачи в муниципальную собственность <адрес> внутрипарковых проездов Г.. В настоящее время решение о принятии в муниципальную собственность проездов Г. не принято (л.д. 21-23).

Согласно ответу на обращение УМВД России по <адрес> от /дата/ в результате проверки установлено, что /дата/ юридическое лицо Департамент транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса мэрии <адрес> привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ. Протокол был направлен в суд (л.д. 26).

Как следует из отзыва администрации <адрес>, правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Федеральное государственное учреждение «Сибирское ТУИО»

Административным истцом не конкретизировано его требование, в отношении каких именно объектов инфраструктуры он просит признать незаконными бездействия административного ответчика (ответчиков), что не позволяет установить объем и границы ответственности лиц, ответственных за содержание, ремонт и эксплуатацию Территории В. Г. в <адрес> и разрешить вопрос об их возможном неправомерном бездействии и конкретном способе восстановлении нарушенного права истца.

Административным истцом также не заявлены требования о способе устранения нарушения его прав.

Административным истцом не предоставлено доказательств наличия полномочий на предъявление данного иска в интересах неопределенного круга лиц.

Административный истец также не представил правоустанавливающего документа на жилое помещение в пределах Территории В. Г. в <адрес>.

Представленные суду фотографии не информативны, не актуальны, не позволяют установить, что на них изброжены именно те участки дороги, элементы инфраструктуры, проезды и т.д., которые были переданы в муниципальную собственность <адрес> (л.д. 34-42). Кроме того, фотографии датированы 2015, т.е. более чем за 4 года до даты подачи административного искового заявления.

Последняя представленная административным истцом переписка датирована более чем за два года до предъявления иска в суд.

Иных доказательств ненадлежащего содержания территории В. Г. в <адрес> по существу административным истцом не приведено.

При изложенных выше обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО3 к администрации <адрес>, Департаменту транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса Мэрии <адрес>, МКУ <адрес> «Дорожно-эксплуатационное учреждение », Мэрии <адрес> о признании незаконными действий (бездействий), отказать.

Решение суда может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий (подпись)