Дело №а-1676-2017
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 21 февраля 2017 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Москвитиной М.Р., при секретаре Шадриной Л.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным,
установил:
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах Республики Саха (Якутия) обратился в суд с административным иском к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным.
В обоснование административного иска указано, что ____ года в адрес Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) было направлено представление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений законодательства Республики Саха (Якутия). Указанное представление заместителя прокурора не было рассмотрено на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в порядке, предусмотренном Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), не было вынесено постановление по результатам рассмотрения указанного представления. Просит признать незаконным бездействие Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в части непринятия решения в виде постановления по представлению прокуратуры Республики Саха (Якутия), обязать Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принять постановление в соответствии со ст. 42, ч.1, ч.4 ст. 71, ч.1-ч.3 ст. 77 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования подержал, просил признать бездействие административного ответчика незаконным, обязать административного ответчика рассмотреть проект постановления «О несоблюдении сроков предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в отношении депутата ФИО3 на ближайшем пленарном заседании и принять решение в соответствии с п.3.1 статьи 12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Представитель административного ответчика ФИО2 с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении пояснив, что бездействие со стороны Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отсутствует.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, суду пояснил, что предоставил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ____ года. Также внесен законопроект о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия), согласно которому в п.8 ч.3 ст.3 изложить в следующей редакции: «8) непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.».
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как видно из материалов дела, ____ года заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) в адрес Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) было внесено представление об устранении законодательства Республики Саха (Якутия).
В представлении прокуратуры Республики Саха (Якутия) указано, что Прокуратурой республики проведена проверка соблюдения Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) требований федерального законодательства о противодействии коррупции. В нарушение п.3 ст.2 и п.п.1, 2 ст.8 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.04.2012 1054-З «О комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых народными депутатами РС(Я)» комиссией Госсобрания РС(Я) в срок до ____ года не размещено на официальном сайте «il tumen.ru» информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ____ по ____ года депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) РС(Я) ФИО3. По результатам проверки установлено, что причиной не размещения послужило непредставление народным депутатом ФИО3 таких сведений в Комиссию Госсобрания РС(Я), что явилось нарушением п.3.1 статьи 12 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Ссылаясь на п.3.1 статьи 12 Федерального Закона № 184-ФЗ, введенным в действие Федеральным Законом № 303-ФЗ от 03.11.2015, непредставление или несовременное предоставление указанных в пункте сведений, является основаниям досрочного прекращения полномочий народного депутата, прокуратура республики требовала рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих; провести проверку, по результатам которой решить вопрос о привлечении ФИО3 к ответственности в соответствии с п.3.1 ст.12 Федерального Закона № 184-ФЗ; представление рассмотреть с обязательным участием представителя прокуратуры; о принятых мерах с приложением копии соответствующего приказа сообщить в письменной форме в месячный срок.
Порядок рассмотрения представления прокуратуры предусмотрен в главе 6 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Согласно Регламенту, в редакции, действующей на момент рассмотрения дела в суде, Представление Прокурора Республики Саха (Якутия) рассматривается профильным комитетом в течение месяца со дня внесения указанного представления.
Протест и представление Прокурора Республики Саха (Якутия) регистрируются в аппарате Государственного Собрания и направляются Председателем Государственного Собрания в постоянный комитет Государственного Собрания по государственному строительству и законодательству, профильный комитет в соответствии с вопросами ведения комитета, а также в государственно-правовое управление аппарата Государственного Собрания.
Государственно-правовое управление аппарата Государственного Собрания готовит отзыв на протест, представление Прокурора Республики Саха (Якутия).
Отзыв государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания подписывается начальником государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания и направляется Председателю Государственного Собрания, в постоянный комитет Государственного Собрания по государственному строительству и законодательству и соответствующий профильный комитет.
Профильный комитет на своем заседании рассматривает протест, представление Прокурора Республики Саха (Якутия), а также отзыв государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания.
На заседание профильного комитета приглашаются представители Прокуратуры Республики Саха (Якутия), председатель постоянного комитета Государственного Собрания по государственному строительству и законодательству или его заместитель.
По результатам рассмотрения протеста Прокурора Республики Саха (Якутия) и отзыва государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания профильный комитет принимает решение:
1) о согласии с протестом Прокурора Республики Саха (Якутия);
1.1) о согласии с протестом Прокурора Республики Саха (Якутия) в части;
2) о несогласии с протестом Прокурора Республики Саха (Якутия).
По результатам рассмотрения представления Прокурора Республики Саха (Якутия) и отзыва государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания профильный комитет может принять решение о внесении на рассмотрение пленарного заседания Государственного Собрания вопроса, поставленного в представлении Прокурора Республики Саха (Якутия).
Как видно из материалов дела, представление прокуратуры Республики Саха (Якутия) было рассмотрено на заседании мандатной и регламентной комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с участием представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия), ____ года. Как следует из протокола собрания комиссии, по письменному обращению помощника депутата срок предоставления сведений был продлен до ____ года. ____ года депутатом ФИО3 были представлены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ____ по ____ года. ____ года представление прокуратуры Республики Саха (Якутия) было рассмотрено на заседании мандатной и регламентной комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с участием представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия). Как следует из протокола № от ____ года и решения № от ____ года, рассмотрев вопрос о проекте постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О несоблюдении сроков предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера» мандатная и регламентная комиссия решила: 1) внести данный вопрос на рассмотрение двадцать шестого (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Поручить председателю мандатной и регламентной комиссии ФИО4 выступить с докладом по данному вопросу. Решение по данному вопросу отражено в протоколе планерного заседания.
____ года руководителем аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в адрес начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры республики Саха (Якутия) Б. направлено письмо, согласно которому, вопрос о досрочном прекращении полномочий народного депутата РС(Я) ФИО3 был снят с повестки дня в связи с невозможностью участия народного депутата РС(Я) на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Таким образом, представление прокуратуры было рассмотрено.
Статьей 12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью.
Согласно пункту 3.1 данной статьи депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах).
Обращаясь с административным исковым заявлением в суд, административный истец заявляет о признании незаконным бездействия административного ответчика в части непринятия решения о досрочном прекращении депутатских полномочий ФИО3 К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как следует из материалов дела, Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на заседании мандатной и регламентной комиссии ____ года принято решение об установлении факта нарушения народным депутатом ФИО3 срока предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Принято решение о внесении на рассмотрение двадцать шестого (очередного) пленарного заседания Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вопроса о досрочном прекращении полномочий народного депутата РС(Я) ФИО3. Рассмотреть вопрос, заявленный к рассмотрению, не представилось возможным по обстоятельствам, не зависящим от воли административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 218, 227 КАС РФ
решил:
В удовлетворении административного иска заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в части признания незаконным бездействия в части непринятия решения о досрочном прекращении депутатских полномочий ФИО3, обязании рассмотреть проект постановления «О несоблюдении сроков предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в отношении депутата ФИО3 на ближайшем пленарном заседании и принять решение в соответствии с п.3.1 ст.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья М.Р.Москвитина