Дело №а-1677/2021
УИД №RS0№-57
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
<адрес> 16 августа 2021 года
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Тикаева И.Г.
при секретаре судебного заседания Салиховой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства на объекте гражданской обороны,
У С Т А Н О В И Л:
Первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд административными исковыми требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в РД) о признании бездействия ответчика по непринятию мер направленных на включение в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер № незаконными и возложении обязанности устранить нарушения законодательства на объекте гражданской обороны, расположенного по указанному адресу.
Обязать ТУ Росимущества в РД совершить все необходимые действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности РФ защитного сооружения гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №.
Обязать ТУ Росимущества в РД привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны расположенное в РД, <адрес>, подъезд №, инвентаризационный номер №.
Обязать ТУ Росимущества в РД устранить нарушения при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №
Согласно представленного административного искового заявления следует, что прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнение законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об объектах гражданской обороны.
Установлено, что по адресу: <адрес>№, подъезд №, расположено защитное сооружение гражданской обороны, инвентаризационный номер № (далее – ЗС ГО).
Данное ЗС ГО до настоящего времени не поставлено на кадастровый учет, не включено в реестры федеральной, государственной или муниципальной собственности, не имеет правообладателя и является фактически бесхозяйным.
В этой связи не проводятся мероприятия по поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию, что приводит к утрате сооружениями гражданской обороны защитных свойств.
Также, в ходе проверки, проведенной с привлечением специалистов ГУ МЧС России по <адрес> установлено, что указанное ЗС ГО содержится в нарушение «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Правила), а именно:
- не обеспечена сохранность защитно-герметических дверей, герметических дверей, двери демонтированы (п.3.2.1. Правил);
- состояние фильтровентиляционной системы неисправное, демонтирована (п.п.ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.3, 4.4.4 Правил);
- не соответствуют установленным требованиям места размещения укрываемых (места не обозначены табличками) (п.п. 6.4.1, 6.4.2 Правил);
- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п.п. 1.7, 1.8. Правил);
- не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО (п.10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№).
Нарушена целостность ЗС ГО, самовольно выведен выход во двор.
Разграничение государственной собственности осуществляется в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Из пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 Постановления, передаются в государственную собственность субъектов федерации на основании предложений компетентных органов, до момента определения соответствующего собственника они относятся к федеральной собственности.
Объекты государственной собственности в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 вышеуказанного постановления прямо не указаны. Следовательно, до передачи их в собственность субъекта федерации являются федеральной собственностью.
Как установлено по результатам проверки данное ЗС ГО в собственность Республики Дагестан не передавалась и на настоящий момент из состава федеральной собственности не выбыло.
Кроме того, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 2284 от ДД.ММ.ГГГГ, защитные сооружения гражданской обороны отнесены к объектам федеральной собственности, не подлежащим приватизации.
Таким образом, ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №, находится в федеральной собственности. Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Управление и распоряжение федеральным имуществом в соответствии с п. 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно либо через министерства и ведомства, которым делегированы соответствующие полномочия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в РД), утвержденному Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№, территориальное управление:
- осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением;
- осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа;
- осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство;
- выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества возложено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в РД).
Несмотря на требования закона, ТУ Росимущества в РД не выполняет своих обязанностей по обеспечению учета федерального имущества.
ЗС ГО, расположенное по вышеуказанному адресу до настоящего времени не включено в реестр федерального имущества, не поставлено на кадастровый учет, право федеральной собственности на него не зарегистрировано.
В этой связи работы по содержанию данного ЗС ГО не осуществляются, мероприятия по гражданской обороне не проводятся.
Вместе с тем в соответствии со ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Статьей 7 Закона № 28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Статья 39 КАС РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется.
Интересы Российской Федерации заключаются о включении в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на указанное ЗС ГО.
Интересы неопределённого круга лиц заключаются в обеспечении безопасности ЗС ГО при его содержании и эксплуатации.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие ответчика ТУ Росимущества в РД в части непринятия мер по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №, а также обязать ответчика ТУ Росимущества в РД совершить все необходимые действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации, привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению, и устранить нарушения, при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по указанному адресу.
Будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения исковых требований в судебное заседание не явились представители прокуратуры <адрес> и ТУ Росимущества в РД, и об уважительности причин своей неявки в суд не сообщили.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом наличия в деле сведений о надлежащем извещении участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно справке помощника прокурора <адрес> последним с привлечением начальника отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической, медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения Главного управления МЧС России по <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан в рамках исполнения задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №, в ходе которой установлено следующее:
Защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1938 году, встроенное в 4-х этажное здание, на баланс города ЗС ГО не передан, бесхозяйное. При этом на указанном сооружении:
Не обеспечена сохранность защитно-герметических дверей, герметических дверей, двери демонтированы в нарушении п.3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Состояние фильтровентиляционной системы неисправное, демонтировано в нарушении п.п.ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.3, 4.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Не соответствуют установленным требованиям места размещения укрываемых т.е. места не обозначены табличками в соответствии с п.п. 6.4.1, 6.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования что не соответствует п.п. 1.7, 1.8. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО в нарушении п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№).
Нарушена целостность ЗС ГО, самовольно выведен выход во двор.
Согласно ответу зам. Главы Администрации ГО «<адрес>» следует, что балансодержатель защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №, не установлен.
Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В соответствии со ст. 7 Закона № 28-ФЗ Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;
разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;
осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
Исходя из изложенного следует, что федеральные органы в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Данных об устранении имеющихся нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, на указанном защитном сооружении установленных в результате проведенной проверки Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и включения указанного защитного сооружения в реестр федерального имущества с постановкой на кадастровый учет суду не представлено.
Исходя из изложенного, суд считает установленным факт наличия нарушений со стороны Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> закона № ФЗ «О гражданской обороне», установленного в ходе проведенной проверки.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Первого заместителя прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании бездействий ответчика по непринятию мер направленных на включение в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №, незаконными и возложении обязанности устранить нарушения законодательства на указанном объекте гражданской обороны, удовлетворить.
Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> по непринятию мер направленных на включение в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №, незаконным.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> совершить все необходимые действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации защитного сооружения гражданской обороны расположенное по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> устранить нарушения при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>№, подъезд №, инвентаризационный номер №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий И.<адрес>