ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1677/2021 от 16.08.2021 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-1677/2021

УИД RS0-57

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес> 16 августа 2021 года

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Тикаева И.Г.

при секретаре судебного заседания Салиховой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства на объекте гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд административными исковыми требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в РД) о признании бездействия ответчика по непринятию мер направленных на включение в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер незаконными и возложении обязанности устранить нарушения законодательства на объекте гражданской обороны, расположенного по указанному адресу.

Обязать ТУ Росимущества в РД совершить все необходимые действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности РФ защитного сооружения гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер .

Обязать ТУ Росимущества в РД привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны расположенное в РД, <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер .

Обязать ТУ Росимущества в РД устранить нарушения при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер

Согласно представленного административного искового заявления следует, что прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнение законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об объектах гражданской обороны.

Установлено, что по адресу: <адрес>, подъезд , расположено защитное сооружение гражданской обороны, инвентаризационный номер (далее – ЗС ГО).

Данное ЗС ГО до настоящего времени не поставлено на кадастровый учет, не включено в реестры федеральной, государственной или муниципальной собственности, не имеет правообладателя и является фактически бесхозяйным.

В этой связи не проводятся мероприятия по поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию, что приводит к утрате сооружениями гражданской обороны защитных свойств.

Также, в ходе проверки, проведенной с привлечением специалистов ГУ МЧС России по <адрес> установлено, что указанное ЗС ГО содержится в нарушение «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Правила), а именно:

- не обеспечена сохранность защитно-герметических дверей, герметических дверей, двери демонтированы (п.3.2.1. Правил);

- состояние фильтровентиляционной системы неисправное, демонтирована (п.п.ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.3, 4.4.4 Правил);

- не соответствуют установленным требованиям места размещения укрываемых (места не обозначены табличками) (п.п. 6.4.1, 6.4.2 Правил);

- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п.п. 1.7, 1.8. Правил);

- не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО (п.10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ).

Нарушена целостность ЗС ГО, самовольно выведен выход во двор.

Разграничение государственной собственности осуществляется в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Из пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 Постановления, передаются в государственную собственность субъектов федерации на основании предложений компетентных органов, до момента определения соответствующего собственника они относятся к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 вышеуказанного постановления прямо не указаны. Следовательно, до передачи их в собственность субъекта федерации являются федеральной собственностью.

Как установлено по результатам проверки данное ЗС ГО в собственность Республики Дагестан не передавалась и на настоящий момент из состава федеральной собственности не выбыло.

Кроме того, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 2284 от ДД.ММ.ГГГГ, защитные сооружения гражданской обороны отнесены к объектам федеральной собственности, не подлежащим приватизации.

Таким образом, ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер , находится в федеральной собственности. Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление и распоряжение федеральным имуществом в соответствии с п. 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно либо через министерства и ведомства, которым делегированы соответствующие полномочия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в РД), утвержденному Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, территориальное управление:

- осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением;

- осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа;

- осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство;

- выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества возложено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в РД).

Несмотря на требования закона, ТУ Росимущества в РД не выполняет своих обязанностей по обеспечению учета федерального имущества.

ЗС ГО, расположенное по вышеуказанному адресу до настоящего времени не включено в реестр федерального имущества, не поставлено на кадастровый учет, право федеральной собственности на него не зарегистрировано.

В этой связи работы по содержанию данного ЗС ГО не осуществляются, мероприятия по гражданской обороне не проводятся.

Вместе с тем в соответствии со ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Статьей 7 Закона № 28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Статья 39 КАС РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется.

Интересы Российской Федерации заключаются о включении в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на указанное ЗС ГО.

Интересы неопределённого круга лиц заключаются в обеспечении безопасности ЗС ГО при его содержании и эксплуатации.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие ответчика ТУ Росимущества в РД в части непринятия мер по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер , а также обязать ответчика ТУ Росимущества в РД совершить все необходимые действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации, привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению, и устранить нарушения, при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по указанному адресу.

Будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения исковых требований в судебное заседание не явились представители прокуратуры <адрес> и ТУ Росимущества в РД, и об уважительности причин своей неявки в суд не сообщили.

Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом наличия в деле сведений о надлежащем извещении участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно справке помощника прокурора <адрес> последним с привлечением начальника отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической, медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения Главного управления МЧС России по <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан в рамках исполнения задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер , в ходе которой установлено следующее:

Защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1938 году, встроенное в 4-х этажное здание, на баланс города ЗС ГО не передан, бесхозяйное. При этом на указанном сооружении:

Не обеспечена сохранность защитно-герметических дверей, герметических дверей, двери демонтированы в нарушении п.3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Состояние фильтровентиляционной системы неисправное, демонтировано в нарушении п.п.ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.3, 4.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Не соответствуют установленным требованиям места размещения укрываемых т.е. места не обозначены табличками в соответствии с п.п. 6.4.1, 6.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования что не соответствует п.п. 1.7, 1.8. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО в нарушении п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. , п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ).

Нарушена целостность ЗС ГО, самовольно выведен выход во двор.

Согласно ответу зам. Главы Администрации ГО «<адрес>» следует, что балансодержатель защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер , не установлен.

Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

В соответствии со ст. 7 Закона № 28-ФЗ Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Исходя из изложенного следует, что федеральные органы в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Данных об устранении имеющихся нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, на указанном защитном сооружении установленных в результате проведенной проверки Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и включения указанного защитного сооружения в реестр федерального имущества с постановкой на кадастровый учет суду не представлено.

Исходя из изложенного, суд считает установленным факт наличия нарушений со стороны Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> закона ФЗ «О гражданской обороне», установленного в ходе проведенной проверки.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Первого заместителя прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании бездействий ответчика по непринятию мер направленных на включение в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер , незаконными и возложении обязанности устранить нарушения законодательства на указанном объекте гражданской обороны, удовлетворить.

Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> по непринятию мер направленных на включение в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер , незаконным.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> совершить все необходимые действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации защитного сооружения гражданской обороны расположенное по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер .

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер .

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> устранить нарушения при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, подъезд , инвентаризационный номер .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.

Председательствующий И.<адрес>