РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной Л.С.,
при секретаре судебного заседания <ФИО>3,
с участием административного истца <ФИО>1, представителя административного ответчика Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области <ФИО>4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Книжина Георгия Сергеевича к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области об установлении полномочий, признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Книжин Г.С. обратился в суд с административным иском к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области об установлении полномочий, признании незаконными действий, возложении обязанности.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ года Книжин Г.С. посредством заполнения формы для принятия обращений, размещенной по адресу https://encrgv.midural.ru/forma-obratnoj-svvazi/, обратился в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее по тексту – административный ответчик) с заявлением о привлечении неустановленных лиц к административной ответственности по п. 5 ст. 17 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-О3 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Заявитель сообщил, что, по его мнению, по адресу: г. Екатеринбург во дворе домов № и № по <адрес> неустановленными лицами совершается административное правонарушение, которое выражается в самовольной установке и (или) использовании самовольно установленных ограждений и иных конструкций на дворовой территории для обозначения (выделения) мест в целях размещения механических транспортных средств.
ДД.ММ.ГГГГ Книжин Г.С. получил уведомление о направлении его обращения по компетенции в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Книжин Г.С. считает действия по перенаправлению его заявления в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области незаконными, поскольку только уполномоченные лица административного ответчика вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по п. 5 ст. 17 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-О3 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
ДД.ММ.ГГГГ Книжин Г.С. получил ответ от Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, который не обжалуется в настоящем исковом заявлении, из которого следует, что Департамента не наделен полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена по п. 5 ст. 17 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-О3. Данный ответ является законным и обоснованным, приложен к настоящему иску только как доказательство нарушения прав истца со стороны ответчика. Со стороны собственников жилых помещений домов № и № по <адрес> имеет место быть нарушение права собственности истца, которое выражается в самовольной установке и (или) использовании самовольно установленных ограждений и иных конструкций на дворовой территории для обозначения (выделения) мест в целях размещения механических транспортных средств. Однако предъявить негаторный иск об устранении нарушения права собственности не представляется возможным по причине невозможности физическому лицу, не обладающему государственно-властными полномочиями, установить личность лиц, которые посягают на его право собственности. Административный ответчик должен был принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, проверить доводы, изложенные в заявлении, и принять законное и обоснованное решение, а не направлять заявление, содержащее признаки состава административного правонарушения, в орган (должностному лицу), которые не уполномочены возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, административный истец просит суд:
Административный истец <ФИО>1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления в полном объеме по предмету и основаниям в нем изложенным.
Представитель административного ответчика Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области <ФИО>4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на административный иск и дополнениях к возражениям на административный иск. Полагала действия административного ответчика законными и обоснованными.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. В данном деле такая совокупность отсутствует.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>1 посредством заполнения формы для принятия обращений, размещенной по адресу https://encrgv.midural.ru/forma-obratnoj-svvazi/, обратился в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее по тексту– административный ответчик) с обращением, в котором просил о привлечении неустановленных лиц к административной ответственности по п. 5 ст. 17 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-ОЗ"Об административных правонарушениях на территории Свердловской области"(далее по тексту- Закон Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-ОЗ), а также просил пресечь правонарушения со стороны иных собственников транспортных средств, которые самовольно установили и ( или) используют самовольно установленные ограждения на дворовой территории для обозначения ( выделения) мест в целях размещения механических транспортных средств по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>57.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.3 ст. ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 59-ФЗ обращение <ФИО>1 направлено для рассмотрения по-существу в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Факт получения указанного письма от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривался административным истцом в судебном заседании.
Таким образом, проанализировав содержание обращения <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий в установленный законом срок обоснованно принято решение о направлении жалобы <ФИО>1 для рассмотрения по-существу в иной исполнительный орган государственной власти Свердловской области в связи со следующим.
Как следует из п. 5 ст. 17 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-ОЗ, самовольная установка и (или) использование самовольно установленных ограждений и иных конструкций на дворовых и общественных территориях для обозначения (выделения) мест в целях размещения механических транспортных средств, если эти действия не содержат деяния, ответственность за совершение которого установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу подп. 9 ч.1 ст. 42 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-ОЗ, протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13-1 - 15, 17 настоящего Закона Свердловской области.
При этом в части 2 ст. 42 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-ОЗ определено, что перечни должностных лиц исполнительных органов государственной власти Свердловской области и должностных лиц областных государственных учреждений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 2 - 25 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются соответствующими исполнительными органами государственной власти Свердловской области.
В силу п.1 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 189-ПП ( далее по тексту-Положение), Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) является областным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сферах энергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществляющим реализацию в этих сферах государственной политики Свердловской области и (или) единой государственной политики Российской Федерации.
В силу в п. 16 Положения, в сфере жилищно-коммунального хозяйства Министерство осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия:
В ходе судебного заседания представитель административного ответчика пояснила, что Министерство не наделено полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных п. 5 ст. 17 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-ОЗ.
Данная позиция согласуется и с положениями ст. 44 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-ОЗ, из которых следует, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 17 настоящего Закона Свердловской области, на территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, органы местного самоуправления которого наделяются государственным полномочием Свердловской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Свердловской области, составляются должностными лицами, перечень которых определяется нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о которых составлены должностными лицами, указанными в статье 44 настоящего Закона Свердловской области, за исключением дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования, на территории которого созданы соответствующие административные комиссии ( ст. 45-1 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-ОЗ).
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца об установлении полномочий у должностных лиц административного ответчика на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных п. 5 ст. 17 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГN 52-ОЗ, поскольку данные полномочия устанавливаются соответствующими исполнительными органами государственной власти Свердловской области. Учитывая положения ст. 10 Конституции Российской Федерации, судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. Поскольку такие полномочия не установлены административным ответчиком, как следствие, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца, изложенные в п.3 резолютивной части иска, не подлежат удовлетворению.
Суд также не находит оснований и для удовлетворения требований Книжина Г.С. о признании незаконным действий административного ответчика по направлению его заявления в Департамент государственного и строительного надзора Свердловской области в связи со следующим.
Как следует из дополнений к возражениям на административный иск, представитель административного ответчика указывает о том, что в силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области» (далее - Положение о Департаменте) Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля на территории Свердловской области, обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области.
Под государственным жилищным надзором понимается, в том числе деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Кроме того, в целях исполнения полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора Департамент принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимает меры по предотвращению таких нарушений (подпункт 14 пункта 10 Положения о Департаменте).
Положения статьи 42 Закона №-ОЗ и наличие у Департамента указанных полномочий послужили основанием для направления обращения административного истца в Департамент для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения обращения Книжина Г.С. ДД.ММ.ГГГГ Департамент указал на то, что Департаменту не делегированы полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17 Закона №-О3, при этом заявителю разъяснена возможность обращения в суд с целью защиты своих прав.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд полагает, что направление административным ответчиком обращения Книжина Г.С. в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не может рассматриваться в данном конкретном случае как действие, которое не соответствует требованиям ч.3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В связи с вышеизложенным, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Книжина Г.С. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Книжина Георгия Сергеевича к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области об установлении полномочий, признании незаконными действий, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение суда составлено 05.03.2020
Судья: