К делу №а-1689/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 декабря 2016 года
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего: А.П. Мороза,
секретаря: ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Туапсинского городского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к администрации Туапсинского городского поселения <адрес> в котором просит: признать бездействие Администрации Туапсинского городского поселения <адрес> в части отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов ФИО6 земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов, – незаконным; обязать Администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> предоставить ФИО6 в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенный по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов; обязать Администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> заключить с ФИО1 договор аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов; указать, что данное решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов.
В обоснование своих требований административный истец указал, что ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов.
Согласно общедоступных данных Портала государственных услуг «Публичная кадастровая карта»: земельный участок с кадастровым номером 23:51:0202003:139, имеет статус – ранее учтённый, дата постановки на учёт – 13.09.2005г., декларированная площадь – 3420 кв.м., категория – земли поселений (земли населённых пунктов).
Испрашиваемый земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, изъятым из оборота и другим, не подлежащим приватизации землям, решение о резервировании земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для государственных и муниципальных нужд не принималось.
В соответствии с п.-п. 3, 4 ст. 39.6 ЗК РФ, ответчик обязан был рассмотреть заявление ФИО1 по существу и предоставить запрашиваемый земельный участок в аренду без проведения торгов, путём издания нормативного акта и заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов.
Однако, в нарушение п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, заместителем Главы администрации Туапсинского городского поселения письмом от 07.04.2016г. № оформлен формальный отказ в предоставлении земельного участка, согласно которому ответчик даже не указал истцу на отсутствие конкретных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Бездействие ответчика нарушает законные права ФИО1, препятствует ей в реализации законного, предусмотренного п.-п. 3, 4 ст. 39.6 ЗК РФ, права на приобретение в аренду без проведения торгов запрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов.
Изложенное послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
Административный истец – ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не пояснила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
На основании изложенного и руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.
От представителя административного истца – ФИО3 поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя, при этом указано, что исковые требования подлежат удовлетворению. По основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации Туапсинского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении глава Туапсинского городского поселения <адрес>ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что они подлежат отклонению, так же не возражал против рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица «Управления Росреестра» по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не пояснил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
На основании изложенного и руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, ознакомившись с представленными письменными доказательствами, суд полагает возможным удовлетворить требования административного искового заявления по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
Исходя из требований ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.
Пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
- соблюдены ли сроки обращения в суд;
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.
В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к Главе МО Туапсинского городского поселения <адрес> с заявлением о предоставлении ей в аренду, сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 23:51:0202003:139 для проектирования и последующего строительства многотопливной автозаправочной станции, данное заявление поступило в администрацию МО Туапсинского городского поселения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано тем же днем за №И-045.
Из представленного суду письма заместителя главы администрации Туапсинского городского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка и разъяснено, что п.п. 2, 3, 4, 5 ст. 39.6 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для предоставления земельных участков находящихся в муниципальной собственности в аренду без проведения торгов, в котором отсутствует указание на возможность предоставления земельного участка для эксплуатации автозаправочной станции.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:51:0202003:139, площадью 3 420 +/- 20 кв.м., расположен по адресу: <адрес>101, данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование: для размещения объектов бытового обслуживания. Правообладателем данного земельного участка является Туапсинское городское поселение <адрес>. При этом сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, приведен в ст. 39.16 ЗК РФ, и таковых судом не усматривается.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 532-КЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>" (принят Постановлением ЗС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1735-П) право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
П.3 ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ устанавливает, что основанием возникновения права на земельный участок, предоставленный из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности является в том числе договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации; земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Ст. 39.14 ЗК РФ определяет порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, в соответствии с п.6 ч.1 данной статьи предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
Ч.1 ст. 39.17 ЗК РФ установлена форма и содержание заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Часть 5 данной статьи устанавливает процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которой, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как установлено ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.1 ст. 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом согласно ч.1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (не потребляемые вещи).
Статьей 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законам, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
С учетом изложенных обстоятельств, исходя из представленных документов суд приходит к выводу об обоснованности требований административного иска ФИО1, в связи с чем заявленные требования подлежат полному удовлетворению судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного искового заявления ФИО1 к администрации Туапсинского городского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Туапсинского городского поселения <адрес> в части отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов, - незаконным.
Обязать Администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> предоставить ФИО1 в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенный по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов.
Обязать Администрацию Туапсинского городского поселения <адрес> заключить с ФИО1 договор аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов.
Данное решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202003:139, расположенного по адресу: <адрес>101, для проектирования, строительства и эксплуатации социально-важного объекта коммунально-бытового назначения Многотопливная АЗС, предназначенного для обеспечения жителей <адрес> и <адрес> сжиженным газом для их бытовых нужд, в том числе с возможностью заправки и обслуживания бытовых газовых баллонов.
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд <адрес>.
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> Мороз А.П.
Копия верна:
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> Мороз А.П.