Дело №а-169/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.<адрес> 17 мая 2018 года
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Бесмельцева А.В., при секретаре судебного заседания Фадеевой Т.М., с участием прокурора Блинова С.Ю., представителя административного ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Курганской области ФИО2, представителя заинтересованного лица ОАО «Российские железные дороги» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора в интересах Курганской области и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Правительству Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Курганского транспортного прокурора, действуя в интересах Курганской области и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что Курганской транспортной прокуратурой 25 августа 2017 года проведена проверка исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях. Согласно представленной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области информации, на территории Курганской области имеются особо охраняемые природные территории, граничащие с объектами транспортной инфраструктуры, в том числе озеро «Светленькое».
Согласно положениям ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Постановлением Администрации Курганской области от 05.02.2001 № 52 «О памятниках природы Курганской области» установлено, что границы памятника природы регионального значения озера «Светленькое» соответствуют границе уреза воды в озере в летний период. В соответствии с информацией Департамента от 31.07.2017 № 01-11/5894 решение о создании охранной зоны памятника природы регионального значения озеро «Светленькое» не принималось.
В соответствии с положениями п.п. 10, 11 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 20 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления границ. Административный истец считает, что таким уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
С учетом изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения озеро «Светленькое». Возложить на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подготовить проект решения высшего должностного лица Курганской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения озера «Светленькое», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, направить подготовленный проект решения и пояснительную записку к нему на согласование.
В судебном заседании прокурор Блинов С.Ю., участвовавший в деле, на удовлетворении заявленных административных исковых требованиях настаивал по доводам административного искового заявления, дополнительно пояснив, что отсутствует и не создана охранная зона памятника природы регионального значения - озера «Светленькое». До настоящего времени в Курганскую транспортную прокуратуру из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области не поступило каких-либо документов, подтверждающих факт создания охранной зоны.
Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО1, действующая на основании доверенности, с административным иском не согласилась. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. Дополнительно пояснила, что в настоящее время установлены границы памятника природы - озера «Светленькое». На создание всех охранных зон памятников природы Курганской области необходимо 2 миллиона 600 тысяч рублей. На имя первого заместителя Губернатора Курганской области направлено письмо о создании охранных зон памятников природы регионального значения. Ответчик считает, что на памятник природы озеро «Светленькое», созданный 05 февраля 2001 года, не распространяются требования Закона № 33-ФЗ о создании охранной зоны, действующие с 20 декабря 2013 года. Кроме того, к охранной зоне прилегает железная дорога и если будет установлена охранная зона, железная дорога не может располагаться в этой охранной зоне и третье лицо не сможет ее обслуживать.
Представитель Правительства Курганской области, привлеченного к участию в деле в качестве административного соответчика, по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. В судебном заседании показала, что Правительство Курганской области не считает себя надлежащим ответчиком по данному делу. По их мнению Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области правомочен по принятию проекта решения о создании охранной зоны памятника природы регионального значения. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность Правительства Курганской области по созданию охранной зоны памятника природы регионального значения озера «Светленькое» и установлению ее границ. Факт бездействия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в настоящее время отсутствует. Департаментом проводятся работы, в соответствии с контрактом по установлению границ памятников регионального значения по данному объекту. Федеральный Закон № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» не предусматривает конкретных сроков по установлению данной границы.
Представитель ОАО «Российские железные дороги», привлеченного в качестве заинтересованного лица, ФИО3 в судебном заседании показала, что работы Департаментом по установлению охранной зоны ведутся, но непонятно войдет ли какой-то участок железной дороги в эту зону. Согласно исковому заявлению охранная зона граничит с полосой отвода. Полоса отвода на данном участке должна быть определенного размера, не менее 30 метров в зависимости от уклона. Будут ли нарушены права РЖД при установлении охранной зоны, пояснить не может. Решение по данному иску оставляют на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности
В силу ч. 1 ст.129 КонституцииРФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Статьей2Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ч. 1 ст.9Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с пп. «в», «д» ч. 1 ст.72 КонституцииРФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.
Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».
Из положений Правил следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
При этом, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона Курганской области от 02.10.1998 № 163 «Об охране окружающей среды Курганской области», установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и, водных объектах создаются охранные зоны. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне. Решение о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимается Губернатором Курганской области.
Статьей 78 Устава Курганской области, утвержденного решением Курганской областной Думы от 01.12.1994 № 90 в систему органов государственной власти Курганской области входят высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство Курганской области, возглавляемое высшим должностным лицом области - Губернатором Курганской области.
Постановлением Правительства Курганской области от 25.10.2006 № 338 «О Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области» утверждено Положение «О Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области».
Пунктом 1.1.4 Положения, Департамент является исполнительным органом государственной власти Курганской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере изучения, регулирования использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
К задачам Департамента относится организация и регулирование рационального использования водных ресурсов, животного мира Курганской области, обеспечение соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, сохранение разнообразия растительного и животного мира, организация развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения (п.п. 2,3,4 Положения).
К полномочиям Департамента относится, в том числе осуществление государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 9 ст. 8 Положения).
Для осуществления своих полномочий Департамент имеет право разрабатывать и вносить в установленном порядке на рассмотрение Губернатора Курганской области. Правительства Курганской области проекты нормативных правовых актов Курганской области (п. 4 ст. 36 Положения).
Следовательно, Департамент является органом исполнительной власти Курганской области, который, в рамках реализации полномочий по осуществлению государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, обязан подготовить проект решения высшего должностного лица Курганской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения озера «Светленькое», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, направить подготовленный проект решения и пояснительную записку к нему на согласование.
Как следует из п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что в соответствии с Постановлением Администрации Курганской области от 05.02.2001 № 52 «О памятниках природы Курганской области» озеро «Светленькое», расположенное в Лебяжьевском районе Курганской области является памятником природы регионального значения, а территория, занятая им - особо охраняемой природной территорией регионального значения. Постановлением установлено, что границы памятника природы регионального значения озера «Светленькое» соответствуют границе уреза воды в озере в летний период. В соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном кадастре особо охраняемых природных территорий областного значения, озеро «Светленькое» объявлено памятником природы в 2001 году, его площадь составляет 71,3 га, сведения о режиме охранной зоны - отсутствуют.
Предложение Губернатору Курганской области о создании охранной зоны памятника природы - озеро «Светленькое» и установления его границы до настоящего времени Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области не направлено.
Указанные факты подтверждаются материалами дела, каких-либо доказательств, опровергающих доводы административного истца, стороной административного ответчика не представлено. Отсутствие охранной зоны памятника природы способствует неблагоприятным воздействиям на особо охраняемые природные территории.
В результате нарушений требований закона не обеспечивается защита гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие в органе государственного кадастрового учета сведений о границах земель, занятых особо охраняемыми природными территориями, и об ограничениях их использования может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и позицию сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Курганским транспортным прокурором требований, поскольку обязанность, возложенная на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в силу закона не исполнена, отсутствие охранной зоны особо охраняемых природных территорий регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.
Доводы административных ответчиков о том, что сроки установления границ охранных зон действующим законодательством не установлены, в связи с чем, в удовлетворении заявленных административным истцом требований необходимо отказать, являются необоснованными, поскольку отсутствие охранной зоны памятника природы и сведений о границах, может повлечь причинение вреда памятнику природы и использованию земель особо охраняемых природных территорий не по целевому назначению.
Доводы административных ответчиков о том, что работы по установлению границ охранных зон памятника природы запланированы после выделения денежных средств, не заслуживают внимания, поскольку до настоящего времени доказательств того, что административным ответчиком предпринимаются меры по созданию охранных зон суду не предоставлено, установление и постановка на кадастровый учет границ озера «Светленькое» о данном не свидетельствует.
Требования административного истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по подготовке проекта решения высшего должностного лица Курганской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения озера «Светленькое» удовлетворению не подлежат, поскольку в рамках административного судопроизводства суд не вправе обязать государственный орган совершить действия входящие в предмет компетенции другого государственного органа и тем самым исполнять его функции.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом обстоятельств дела, позиции сторон, суд приходит к выводу о необходимости установления срока выполнения мероприятий по подготовке проекта решения высшего должностного лица Курганской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения озера «Светленькое», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, направить подготовленный проект решения и пояснительную записку к нему на согласование 12 месяцев.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора в интересах Курганской области и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Правительству Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по непринятию мер к созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения озеро «Светленькое».
Возложить на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда подготовить проект решения высшего должностного лица Курганской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения озера «Светленькое», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, направить подготовленный проект решения и пояснительную записку к нему на согласование.
В исковых требованиях к Правительству Курганской области отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Лебяжьевский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2018 года.
Судья Бесмельцев А.В.