ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-169/2022 от 24.02.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

КОПИЯ

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

, 355000,

тел. , факс 71-58-98,

подача документов в электронном виде: e-mail: oktyabrsky.stv@sudrf.ru,

официальный сайт: http:// oktyabrsky.stv@sudrf.ru

а-169/2022

26RS0-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года

Октябрьский районный суд края в составе: председательствующего судьи Шелудченко Т.А., при секретаре судебного заседания Суховой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Калмыкова М.Н. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей средыо признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит:

1. признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер по обеспечению охраны памятника природы краевого значения «Кольцо – гора», способами, не нарушающими режим особой охраны памятника природы, установлению охранной зоны памятника природы, очистке территории памятника природы «Кольцо Гора» от отходов, надписей и рисунков, восстановлению скальных пород памятника природы;

2. возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыобязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда:

- разработать и принять меры к утверждению (актуализацию) положения об особо охраняемой природной территории регионального значения – памятнике природы краевого значения «Кольцо гора»;

- установить охранную зону памятника природы «Кольцо гора»;

- обозначить границы памятника природы «Кольцо гора» на местности информационными знаками, содержащими сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы «Кольцо гора»;

- составить программу и принять меры к реализации системы геоэкологического мониторинга на площади на площади, занимаемой памятником природы краевого значения «Кольцо гора»;

3. в целях обеспечения охраны памятника природы краевого значения «Кольцо – гора», безопасности жизни и здоровья граждан, возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыобязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, разработать проектную (техническую) документацию на обустройство смотровой площадки с ограждениями для безопасности посетителей, лестничных подходов от подножия горы к смотровой площадке (иных организованных путей подхода), необходимой инфраструктуры, включая ограждения, освещение, видеоконтроль, биотуалеты и пр., провести оценку воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;

4. на основании результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и ной деятельности, возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, обязанность:

- в срок не позднее трех месяцев с даты получения результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, по результатам инженерно-геологических изысканий и проектирования работ, провести работы по восстановлению скальных пород памятника природы (в верхней части сквозного отверстия в скальной породе), а также по созданию искусственного перекрытия скального выступа, образующего памятник «Кольцо гора»;

- в срок не позднее трех месяцев с даты получения результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, по результатам инженерно-геологических изысканий и проектирования работ, провести работы по очистке скальных пород памятника природы от надписей и рисунков;

- в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда, провести на территории памятника природы краевого значения «Кольцо – гора» работы по обустройству смотровой площадки с ограждениями для безопасности посетителей, лестничных подходов от подножия горы к смотровой площадке (иных организованных путей подхода), необходимой инфраструктуры, включая ограждения, освещение, видеоконтроль, биотуалеты и пр..

В обоснование требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах города – курорта Кисловодска, в результатах которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средывыявлены нарушения названного законодательства.

Постановлением бюрового комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по охране природы в крае» на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска создан памятник природы краевого значения «Кольцо гора».

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п утверждены границы памятника природы краевого значения «Кольцо Гора».

Вместе с тем, в нарушение требований ст.2 Закона №33-ФЗ, положение об особо охраняемой природной территории – памятнике природы краевого значения «Кольцо гора» Министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыне принято, указанные нормы не содержит, охранные зоны памятника природы не установлены.

Кроме того, в нарушение требований ч.3 ст.27 Закона №33-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей средарасходы на содержание и обеспечение охраны памятника природы «Кольцо гора» не предусмотрены, что подтверждается информацией Министерства от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалов комплексного экологического обследования территории памятника природы «Кольцо гора», проведенного в 2008 году, активные рекреационные воздействия на природный комплекс «Кольцо гора» в совокупности вызвали дигрессию растительного покрова, захламление территории и частную утрату привлекательности природного ландшафта. Природная привлекательность ландшафта частично утрачена вследствие многочисленных надписей на скалах, а также оставленная посетителями на деревьях тряпочных лент. Памятник природы не охраняется. Информационные щиты о нем отсутствуют. На менее посещаемых северном и восточном склонах состояние природного комплекса пока еще удовлетворительное, занятом рынком и примыкающем к автостоянке, напряженную экологическую обстановку, близкую к критической. При сохранении существующего бесконтрольного режима использования территории памятника эта обстановка может перейти в бедственную, и памятник потеряет свое былое значение.

В результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками межрайонной прокуратуры рейдового обследования памятника природы краевого значения «Кольцо гора» в границах города – курорта Кисловодска выявлены факты загрязнения памятника природы надписями и рисунками, частичного разрушения скальных пород (в верхней части сквозного отверстия в скальной породе), что создает угрозу жизни и здоровью людей, а также обрушения и разрушения памятника природы, захламления прилегающей территории отходами, а также осуществления стихийной несанкционированной торговли в границах зоны с особыми условиями использования территории – памятник природы краевого значения «Кольцо гора».

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, однако, действенных мер по устранению названных нарушений законодательства не принято.

В результате выездных обследований территории памятника природы краевого значения «Кольцо гора» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ установлено, в гранах указанной зоны с особыми условиями выявлены факты загрязнения территории памятника природы надписями и отходами, частичного разрушения скальных пород, осуществления нестационарной стихийной торговли, а также захламления территории памятника природы отходами.

Согласно результатам исследований от ДД.ММ.ГГГГ Северо-Кавказского федерального университета, в настоящий момент памятник природы находится в аварийном состоянии. Глубокие трещины разбили верхнюю часть объекта на несколько блоков, вдоль подножья наблюдаются многочисленные обломки до полутора метров и меньше. Выветриванию подверглась практически вся видимая толща песчанников, многочисленными нишами выдувания и системами трещин покрыта вся исследуемая поверхность. Согласно обоснованным прогнозам, в ближайшие несколько лет объект может быть полностью разрушен.

Кроме того, согласно данным визуального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, состояние почвенного покрова на склонах горы «Кольцо гора» удовлетворительное. Отмечается частичное или полное уничтожение почв в местах широких пешеходных тропинок, беспорядочно расположенных на южном склоне горы «Кольцо гора». На момент осмотра общая площадь нарушения почвенного покрова не происходит в связи с постоянным беспорядочным и неорганизованным потоком людей к месту обзора. Помимо интенсивного вытаптывания, почвенный покров захламлен бытовым мусором – пустыми пластиковыми бутылками, обертками и т.д..

Природная привлекательность ландшафта частично утрачена вследствие многочисленных надписей на скалах, а также оставленных посетителями на деревьях тряпочных лент.

Указанные антропогенные воздействия создали на юго-западном склоне горы, занятом рынком и примыкающем к автостоянке, напряженную экологическую обстановку, близкую к критической. На менее посещаемых северном и восточном склонах состояние природного комплекса пока еще удовлетворительное. При сохранении существующего бесконтрольного режима использования территории памятника эта обстановка может перейти в бедственную, а памятник потеряет свое былое значение.

Особую угрозу представляют риски обрушения верхней части свода «кольца» памятника «Кольцо гора». Подобные нарушения уже происходили с памятником и в 2012 году привели к гибели человека.

По результатам вышеуказанного обследования, экспертами сделаны выводы, предложения и рекомендации по сохранению природного памятника.

Вместе с тем, непринятие ответчиком мер по охране и обеспечению режима особой охраны памятника природы «Кольцо – гора» может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе, объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу СК, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, и, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Указанное явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца Ставропольской межрайонной прокуратуры – Ендовицкая Ю.Н. в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК – по доверенности Миронова Ю.С. в судебном заседании требования не признала и на основаниях, изложенных в письменных возражениях и дополнительных возражениях, просила отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании по ходатайству административного ответчика в качестве специалиста была опрошена Амелина Т.В., начальник отдела организации и функционирования особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которая пояснила, что к полномочиям министерства относится объявление особо охраняемых природных территорий, установление границ. Работы по установлению охранной зоны планируется осуществить в течение года. Контроль и надзора Минприроды осуществляет в отношении тех территорий, которые не переданы в управление дирекций. Почва на данном земельном участке находится в собственности администрации , методики по отчистке скальных пород не существует. Очищение от надписей - это полномочия собственников земельного участка.

Выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части.

Данный вывод суда основан на следующем.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ст. 218 КАС РФ).

На основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 226 КАС РФ предусматривает, что должен выяснить суд при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями.

В части 11 ст. 226 КАС РФ распределено бремя доказывания между сторонами административного производства.

Административный истец обязан доказать:

1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2. соблюдены ли сроки обращения в суд.

Административный ответчик обязан доказать:

1. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

2. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ).

Как указано в статье 1 названного Закона, охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 58, пунктам 1 и 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон об особо охраняемых природных территориях, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ).

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ).

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункт 1, 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 26 Закона об особо охраняемых природных территориях органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Вотношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого местного значения регулируютсяот ДД.ММ.ГГГГ-кз «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон -кз).

Из материалов дела следует, что постановлением бюрового комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по охране природы в крае» на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска создан памятник природы краевого значения «Кольцо гора».

Согласно решению исполкомавого Совета народных от ДД.ММ.ГГГГ «О взятии под особую охрану памятников» на всей территории памятника природы запрещается:

- распашка грунта;

- уничтожение почвозащитной растительности;

- добыча строительных материалов;

- проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятника природы.

регулярно проводится проверка исполнения министерством природных ресурсов и охраны окружающей средызаконодательства об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 1 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, недропользования, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов краевого значения, лесных отношений, водных отношений на территории, безопасности гидротехнических сооружений, сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности(далее - защитные лесные насаждения), а также отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, водных отношений, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, переданные для осуществления органам государственной власти.

По результатам проведенной в 2019 году проверки в отношении министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыСтавропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министерства направлено представление (л.д.35-38).

Из содержания представления следует, что в результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками межрайонной прокуратуры рейдового обследования памятника природы краевого значения «Кольцо гора» в границах города – курорта Кисловодска выявлены факты загрязнения памятника природы надписями и рисунками, частичного разрушения скальных пород, что создает угрозу жизни и здоровью людей, а также обрушения и разрушения памятника природы, захламления прилегающей территории отходами, а также осуществления стихийной несанкционированной торговли в границах зоны с особыми условиями использования территории – памятник природы краевого значения «Кольцо гора».

Также, в представлении указано, что Министерством своевременные и достаточные меры по разработке положения и охранных зон, передаче под охрану, а также содержанию и охране памятника природы краевого значения «Кольцо гора» не приняты, что приводит к загрязнению памятника природы надписями и рисунками, а также частичному разрушению скальных пород (в верхней части сквозного отверстия в скальной породе), что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью людей в результате возможного обрушения памятника природы и его уничтожения.

Согласно ответу Министерства (л.д.39-40) на имя Межрайонного природоохранного прокурора, по факту непринятия достаточных мер по разработке положения и охранных зон, передаче под охрану, а также, содержанию и охране памятника природы краевого значения «Кольца гора» указано, что с целью обеспечения установленного режима особой охраны памятника природы краевого значения «Кольцо гора» Министерство письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ обращалось в адрес администрации города-курорта Кисловодска с предложением оформить охранное обязательство на памятник природы. Однако, администрация согласия на взятие памятника природы под свою охрану не выразила.

Также, Министерство указало, что установление охранной зоны памятника природы не осуществлялось, так как в действующем законодательстве не установлена безусловная необходимость установления таких зон.

В настоящее время Кисловодским городским судомот ДД.ММ.ГГГГ принято решение, согласно которым признано незаконным бездействие администрации города – курорта Кисловодска, выразившееся в непринятии мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории – памятник природы краевого значения «Кольцо гора».

Вместе с тем, по мнению суда, указанное не освобождает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыот принятия мер по обеспечению охраны памятника природы краевого значения «Кольцо – гора», способами, не нарушающими режим особой охраны памятника природы, установлению охранной зоны памятника природы, очистке территории памятника природы «Кольцо Гора» от отходов, надписей и рисунков, восстановлению скальных пород памятника природы.

Создание особо охраняемых природных территорий краевого значения осуществляетсяв устанавливаемом им порядке в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Закона -кз).

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 10.16 Положения о Министерстве, оно в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий:

- осуществляет регулирование в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения;

- осуществляет передачу памятников природы краевого значения и их территории под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов в отношении памятников природы краевого значения;

- осуществляет ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения;

- осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения;

- вносит в установленном порядке впредложения: о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения; о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности; об утверждении перечня планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий краевого значения и внесения в него изменений; об утрате правового статуса особо охраняемых природных территорий краевого значения; об утверждении границы, особенностей, зонирования и режима особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения; об изъятии земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий краевого значения; по установлению перечня должностных лиц министерства, государственных учреждений (подведомственных министерству и осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями краевого значения), осуществляющих региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения; осуществляет региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения в порядке, установленном;

-вносит в установленном порядкепредложение об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы краевого значения, об установлении их границ и определении режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон;

-согласовывает органам местного самоуправления муниципальных образованийрешения о создании особо охраняемой природной территории местного значения в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования;

- в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, согласовывает особенности, зонирование и режим особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого она создается;

- устанавливает порядок согласования маршрутов прогона сельскохозяйственных животных и птицы по особо охраняемым природным территориям краевого значения и согласовывает данные маршруты;

- выдает разрешение на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории краевого значения (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»), а также на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Вместе с тем, в нарушение вышеобозначенных требований законодательства, а также непосредственно Положения о Министерстве до настоящего времени органом исполнительной власти не приняты исчерпывающие меры для организации и функционирования ООПТ.

Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о необходимости принятия мер по охране территорий памятников природы регионального значения, заказников, в том числе путем определения их границ, разработке и утверждению паспортов и положений.

Вместе с тем, в настоящее время Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения – памятнике природы краевого значения «Кольцо гора» Министерством не разработано, как и приняты меры к утверждению (актуализации) указанного положения.

Данная обязанность вытекает из следующего.

Согласно положениям частей 10, 11, 14 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

В случаях, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.

Таким образом, в нарушение ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ, Приказа министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот ДД.ММ.ГГГГ, п. 10.16 Положения о Министерстве от ДД.ММ.ГГГГ-п до настоящего времени Министерством не разработано и не приняты меры к утверждению (актуализацию) положения об особо охраняемой природной территории регионального значения – памятнике природы краевого значения «Кольцо гора».

Отсутствие положения Министерством в судебном заседании не оспаривалось.

Сведений о принятии исчерпывающих мер к своевременному, полному и правильному исполнению требований закона в области разработки и утверждения положения об особо охраняемой природной территории регионального значения – памятнике природы краевого значения «Кольцо гора» и доказательств в их обоснование в суд, как того требуют положения части 11 статьи 226 КАС РФ, Министерством не представлено, что указывает на незаконность установленного бездействия.

Согласно положения п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Соответственно, на Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды лежит обязанность устранить незаконные бездействия, путем разработки и принятия мер к утверждению (актуализации) положения об особо охраняемой природной территории регионального значения – памятнике природы краевого значения «Кольцо гора».

Прокурор просит установить административному ответчику срок для исполнения административных исковых требований в 6 месяцев.

По мнению суда, указанный срок является достаточным для устранения выявленного нарушения.

Относительно требований Прокурора о признании незаконным бездействия и обязании Министерства установить охранную зону памятника природы «Кольцо гора», суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании и об изменении режима особой охраны ООПТ регионального значения с Минприроды России.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено участие уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в решении вопросов, касающихся особо охраняемых природных территорий.

Как следует из положений ч.1 ст.195 КАС РФ повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ судом признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, выраженное в непринятии мер по подготовке проектов решений о создании территориальных зон, в том числе, памятника «Гора кольцо», не соответствующем ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ, и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Этим же решением суд обязал Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК устранить допущенные нарушения в течение одного года шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, в настоящее время имеется решение суда о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК в части не установления охранной зоны памятника природы «Кольцо гора».

Как указывает административный истец, согласно материалов комплексного экологического обследования территории памятника природы «Кольцо гора», проведенного в 2008 году, активные рекреационные воздействия на природный комплекс «Кольцо гора» в совокупности вызвали дигрессию растительного покрова, захламление территории и частную утрату привлекательности природного ландшафта. Природная привлекательность ландшафта частично утрачена вследствие многочисленных надписей на скалах, а также оставленная посетителями на деревьях тряпочных лент. Памятник природы не охраняется. Информационные щиты о нем отсутствуют. На менее посещаемых северном и восточном склонах состояние природного комплекса пока еще удовлетворительное, занятом рынком и примыкающем к автостоянке, напряженную экологическую обстановку, близкую к критической. При сохранении существующего бесконтрольного режима использования территории памятника эта обстановка может перейти в бедственную, и памятник потеряет свое былое значение.

Согласно ч.4 ст.96 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

В силу п.7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками.

Из содержания вышеуказанных норм вытекает обязанность Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыобозначить границы памятника природы «Кольцо гора» на местности информационными знаками, содержащими сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы «Кольцо гора».

Указанное вытекает, в том числе, из положений Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».

На основании изложенного, требования в этой части подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ» и распоряжениемот ДД.ММ.ГГГГ-рп «Об утверждении перечня государственных программ, планируемых к разработке»утверждена государственная программа«Охрана окружающей среды».

Согласно указанному акту, приоритетами реализуемой в крае государственной политики в сфере реализации Программы являются мероприятия в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения - сохранение и развитие естественных экосистем во всех природно-климатических зонах края путем обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, соблюдения установленного режима особо охраняемых природных территорий краевого значения и сохранения площади особо охраняемых природных территорий краевого значения, проведение работ по комплексному экологическому обследованию и установлению границ особо охраняемых природных территорий краевого значения, а также проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

При этом, ответственным исполнителем Программы деятельности в сфере сохранения и развития природных систем края. Сферой реализации подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы«Охрана окружающей среды» и общепрограммные мероприятия» государственной программы«Охрана окружающей среды» является осуществление министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды- ответственным исполнителем Программы деятельности в сфере сохранения и развития природных систем края.

Осуществление государственного управления и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности, а также иные функции определены Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, утвержденным постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п.

В этой связи суд считает подлежащими удовлетворению требования об обязании Министерства составить программу и принять меры к реализации системы геоэкологического мониторинга на площади, занимаемой памятником природы краевого значения «Кольцо гора».

Согласно положениям ст.27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

В силу положений ст.35 указанного ФЗ, охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе, участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.

Как разъяснено в ст.32 указанного ФЗ, оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

П.1 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» (далее – Требования) предусматривает, что материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности. В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения. Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе по объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, , ст. 4556; 2020, , ст. 4504; 2020, , ст. 5013).

Согласно п.3 Требований, Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.

При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок, обязательное рассмотрение альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе вариант отказа от деятельности, а также участие общественности при организации и проведении оценки воздействия на окружающую среду.

При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) исходит из необходимости предотвращения и (или) уменьшения возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Как указывает административный истец, в результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками межрайонной прокуратуры рейдового обследования памятника природы краевого значения «Кольцо гора» в границах города – курорта Кисловодска выявлены факты загрязнения памятника природы надписями и рисунками, частичного разрушения скальных пород (в верхней части сквозного отверстия в скальной породе), что создает угрозу жизни и здоровью людей, а также обрушения и разрушения памятника природы, захламления прилегающей территории отходами, а также осуществления стихийной несанкционированной торговли в границах зоны с особыми условиями использования территории – памятник природы краевого значения «Кольцо гора».

В результате выездных обследований территории памятника природы краевого значения «Кольцо гора» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ установлено, в гранах указанной зоны с особыми условиями выявлены факты загрязнения территории памятника природы надписями и отходами, частичного разрушения скальных пород, осуществления нестационарной стихийной торговли, а также захламления территории памятника природы отходами.

Согласно результатам исследований от ДД.ММ.ГГГГ Северо-Кавказского федерального университета, в настоящий момент памятник природы находится в аварийном состоянии. Глубокие трещины разбили верхнюю часть объекта на несколько блоков, вдоль подножья наблюдаются многочисленные обломки до полутора метров и меньше. Выветриванию подверглась практически вся видимая толща песчанников, многочисленными нишами выдувания и системами трещин покрыта вся исследуемая поверхность. Согласно обоснованным прогнозам, в ближайшие несколько лет объект может быть полностью разрушен.

Кроме того, согласно данным визуального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, состояние почвенного покрова на склонах горы «Кольцо гора» удовлетворительное. Отмечается частичное или полное уничтожение почв в местах широких пешеходных тропинок, беспорядочно расположенных на южном склоне горы «Кольцо гора». На момент осмотра общая площадь нарушения почвенного покрова не происходит в связи с постоянным беспорядочным и неорганизованным потоком людей к месту обзора. Помимо интенсивного вытаптывания, почвенный покров захламлен бытовым мусором – пустыми пластиковыми бутылками, обертками и т.д.. Природная привлекательность ландшафта частично утрачена вследствие многочисленных надписей на скалах, а также оставленных посетителями на деревьях тряпочных лент. Указанные антропогенные воздействия создали на юго-западном склоне горы, занятом рынком и примыкающем к автостоянке, напряженную экологическую обстановку, близкую к критической. На менее посещаемых северном и восточном склонах состояние природного комплекса пока еще удовлетворительное. При сохранении существующего бесконтрольного режима использования территории памятника эта обстановка может перейти в бедственную, а памятник потеряет свое былое значение.

По результатам вышеуказанного обследования, экспертами сделаны выводы, предложения и рекомендации по сохранению природного памятника:

- по результатам геологических методов исследований:

1. В случае необходимости докомпановки утрат изучаемого объекта следует воспользоваться вставками песчанников исключительно аналогичного состава и возраста.

2. В случае применения иных материалов, совместимых с песчаниками следует учитывать и применять минеральные вяжущие растворы, близкие к исходным песчаникам по основным физико-механическим свойствам. Важно сравнивать значения водопоглощения, водоабсорюации, прочности в сухом и водонасыщенном состояниях, паропроницаемости камня и мастиковочного состава, так как они должны быть близкими.

3. Для всех песчаников наиболее предпочтительны сухие методы расчистки, шлифовки, которые являются наиболее щадящими, например, метод сухой воздушно-абразивной очистки.

4. Применение химических методов желательно свести к минимуму и ограничиться локальной доочисткой пятен соответствующих загрязнений, остающихся после основного метода механической расчитки.

5. Использование гидрофобизирующих препаратов, существенно снижающих паропроницаемость песчаников, затрудняет парогазовый обмен внутренних объемов камня с атмосферой.

- по результатам исследований почвенного покрова:

1. С целью восстановления почвенного покрова на южном склоне горы «Кольцо гора» необходимо обеспечить организованный доступ горожан и гостей к смотровой площадке путем:

- установки и обустройства лестничных подходов от подножья горы к смотровой площадке;

- обустройства смотровой площадки с ограждениями для безопасности посетителей;

- установки информационных щитов с разъяснениями правил поведения на территории памятника природы.

2. Провести закрепление почвенного покрова на южном склоне горы «Кольцо гора» путем высева семян многолетних злаков.

3. Организовать очистку склонов горы «Кольцо гора» от бытового мусора, создать условия для его складирования перед входом на территорию памятника природы (установить мусорные баки).

- с точки зрения природного историко-культурного наследия:

1. Установить охранную зону памятника природы «Кольцо гора», выполнить зонирование объекта с учетом территории и объектов особого значения.

2. Обеспечить выполнение ограничений, запретов и предписаний в соответствии с Паспортом Памятника природы краевого значения «Кольцо гора», утвержденным приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот ДД.ММ.ГГГГ.

3. Инициировать организацию инженерно-геологических изысканий и проектирование работ по сведению вандальных граффити со скальных структур, образующих памятник «Кольцо гора» с использованием пескоструйной техники.

4. Учитывая специфику климатических условий, в т.ч. годовое количество осадков 641 мм с максимумом в июне (117 мм) и 42 дня с грозой, характер грунтов, а также особенности ветровых явлений – «пещерное выветривание» западного склона горы, считаем целесообразным инициировать организацию инженерно-геологических взысканий и проектирование работ по созданию искусственного перекрытия скального выступа, образующего памятник «Кольцо гора».

5. Провести социологические исследования с целью уточнения рекреационной нагрузки на памятник, в т.ч. ее интенсивности и сезонных особенностей для целей рекреационного нормирования.

6. Инженерно-геологические изыскания территории и данные по рекреационной нагрузки на памятник послужат необходимым основанием проектированию работ по благоустройству территории памятника, включая подъездные пути, стоянки, подходы к скальному выступу, образующего памятник «Кольцо гора», необходимую инфраструктуру, включая ограждения, освещение, видеоконтроль, биотуалеты и пр..

7. Составить программу и реализовать систему геоэкологического мониторинга на площади занимаемой, памятником природы краевого значения «Кольца гора».

В этой связи, с учетом положений ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ, п.11 ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает подлежащим удовлетворению требования о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыобязанность разработать проектную (техническую) документацию на обустройство смотровой площадки с ограждениями для безопасности посетителей, лестничных подходов от подножия горы к смотровой площадке (иных организованных путей подхода), необходимой инфраструктуры, включая ограждения, освещение, видеоконтроль, биотуалеты и пр., провести оценку воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Вместе с тем, суд считает, что предложенный административным истцом срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда для исполнения вышеуказанного требования, поскольку он противоречит принципу исполнимости судебного акта.

Так, во исполнение данного требования на Министерство возлагается обязанность разработки проектной (технической) документации на обустройство смотровой площадки, а также на необходимую инфраструктуру, включая ограждения, освещение, видеоконтроль, биотуалеты и пр.. Кроме того, на Министерство возлагается обязанность провести оценку воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что процесс исполнения настоящего требования связан с проведением ряда согласовательных процедур, в связи с чем предложенного прокурором срока 3 месяцев не достаточно для устранения установленного судом незаконного бездействия, в связи с чем суд полагает необходимым установить срок 6 месяцев для исполнения указанного решения.

При этом, на основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд считает подлежащим удовлетворению требования административного истца (в том числе, относительно сроков исполнения) в части возложения на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды(на основании результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и ной деятельности), обязанности:

- в срок не позднее трех месяцев с даты получения результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, по результатам инженерно-геологических изысканий и проектирования работ, провести работы по восстановлению скальных пород памятника природы (в верхней части сквозного отверстия в скальной породе), а также по созданию искусственного перекрытия скального выступа, образующего памятник «Кольцо гора»;

- в срок не позднее трех месяцев с даты получения результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, по результатам инженерно-геологических изысканий и проектирования работ, провести работы по очистке скальных пород памятника природы от надписей и рисунков;

- в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда, провести на территории памятника природы краевого значения «Кольцо – гора» работы по обустройству смотровой площадки с ограждениями для безопасности посетителей, лестничных подходов от подножия горы к смотровой площадке (иных организованных путей подхода), необходимой инфраструктуры, включая ограждения, освещение, видеоконтроль, биотуалеты и пр..

Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования И.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Калмыкова М.Н. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей средыо признании незаконным бездействия и возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер по обеспечению охраны памятника природы краевого значения «Кольцо - гора», способами, не нарушающими режим особой охраны памятника природы, установлению охранной зоны памятника природы, очистке территории памятника природы «Кольцо Гора» от отходов, надписей и рисунков, восстановлению скальных пород памятника природы.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыобязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда:

- разработать и принять меры к утверждению (актуализации) положения об особо охраняемой природной территории регионального значения -памятнике природы краевого значения «Кольцо гора»;

- обозначить границы памятника природы «Кольцо гора» на местности информационными знаками, содержащими сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы «Кольцо гора»;

- составить программу и принять меры к реализации системы геоэкологического мониторинга на площади, занимаемой памятником природы краевого значения «Кольцо гора».

В удовлетворении административных исковых требований И.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Калмыкова М.Н. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей средыо возложении обязанности в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда установить охранную зону памятника природы «Кольцо гора» - отказать.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыобязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, разработать проектную (техническую) документацию на обустройство смотровой площадки с ограждениями для безопасности посетителей, лестничных подходов от подножия горы к смотровой площадке (иных организованных путей подхода), необходимой инфраструктуры, включая ограждения, освещение, видеоконтроль, биотуалеты и пр., провести оценку воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

На основании результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, обязанность:

- в срок не позднее трех месяцев с даты получения результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, по результатам инженерно-геологических изысканий и проектирования работ, провести работы по восстановлению скальных пород памятника природы (в верхней части сквозного отверстия в скальной породе), а также по созданию искусственного перекрытия скального выступа, образующего памятник «Кольцо гора»;

- в срок не позднее трех месяцев с даты получения результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, по результатам инженерно-геологических изысканий и проектирования работ, провести работы по очистке скальных пород памятника природы от надписей и рисунков;

- в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда, провести на территории памятника природы краевого значения «Кольцо - гора» работы по обустройству смотровой площадки с ограждениями для безопасности посетителей, лестничных подходов от подножия горы к смотровой площадке (иных организованных путей подхода), необходимой инфраструктуры, включая ограждения, освещение, видеоконтроль, биотуалеты и пр.

Решение суда может быть обжаловано ввой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.А.Шелудченко