ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-16/17Г от 14.06.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 июня 2017 года по делу а-16/2017 г.

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания Галимове А.М.,

с участием представителя административного истца - ООО «ООО Караван» по доверенности Дагирова М.У.,

представителей административных ответчиков – Управления Росреестра по Республике Дагестан по доверенности Рабадановой А.А., Правительства Республики Дагестан по доверенности Курбаналиева Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ООО Караван» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ООО «ООО Караван» (далее – Общество) в лице своего представителя Дагирова М.У. обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере рублей.

В обоснование иска в заявлении указано, что используемая в целях налогообложения и установленная в размере рублей кадастровая стоимость принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером значительно превышает рыночную стоимость данного земельного участка, которая по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости составляла рублей.

Представитель административного истца Дагиров М.У. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, которая установлена заключением судебного эксперта ООО «Има-Ком» Алиева А.А. от 20.04.2017 г. №30/17 по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере рублей.

Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по Республике Дагестан по доверенности Рабаданова А.А., Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.Б. в ходе судебного заседания не возражали против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованные лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, администрация городского округа «город Махачкала», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие представителей вышеуказанных заинтересованных лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и пояснения эксперта, исследовав заключения проведенных по делу судебных экспертиз и письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Как следует из материалов дела, административному истцу ООО «ООО Караван» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, он отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования под торговый центр.

Из представленной в суд кадастровой справки следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка составляет рублей.

Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».

Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, Общество обратилось в суд с настоящим административным иском, представив в обоснование заявленных требований отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 29 января 2015 года № А-0005/15, выполненный оценщиком Юрченко А.И. (ООО «Академия оценки бизнеса»), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.12.2012 г. составляла рублей.

Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Статьей 24.18. указанного Федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13, установлена по состоянию на 1 декабря 2012 года.

Предусмотренный статьей 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательный для юридических лиц досудебный порядок урегулирования спора о результатах определения кадастровой стоимости путем обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию, административным истцом соблюден.

15 июня 2015 года и 12 мая 2016 года Общество обращалось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в Комиссию, решением которой от 12 августа 2015 года и от 25 мая 2016 года поданные заявления отклонены.

По ходатайству представителя административного истца судом назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости принадлежащего Обществу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости, т.е. на 01.12.2012 г.

В соответствии с заключением судебного эксперта ООО «Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования» Гаджиева Н.М. № 17/01-004 от 16 января 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 декабря 2012 года составляла рублей.

Исследовав вышеуказанное экспертное заключение, судом установлено, что в заключении отсутствуют сведения о видах разрешенного использования земельных участков, использованных в качестве объектов-аналогов, а также примененной корректировке в случае отличия вида разрешенного использования объектов-аналогов с видом разрешенного использования объекта оценки; применение корректировки на местоположение должным образом не мотивировано и сделано без учета того обстоятельства, что торгово-экономическая привлекательность месторасположения объекта оценки значительно отличается от местоположения объектов-аналогов. Вышеприведенные элементы сравнения существенны для установления рыночной стоимости объекта недвижимости и могли повлиять на определенную экспертом рыночную стоимость предмета оценки.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Гаджиев Н.М. вышеуказанные недостатки не оспаривал.

В судебном заседании представитель Общества Дагиров М.У. заявил ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной строительно-технической экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка, сославшись на допущенные экспертом недостатки при проведении судебной экспертизы.

Поскольку заключение эксперта не соответствовало требованиям ч.2 ст.82 КАС РФ, суд с учетом мнения представителя административного ответчика, не возражавшего против удовлетворения ходатайства, назначил по делу повторную судебную строительно-техническую экспертизу для определения рыночной стоимости земельного участка, поручив ее проведение ООО «Има-Ком».

Согласно заключению судебного эксперта ООО «Има-Ком» Алиева А.А. от 20 апреля 2017 года №30/17 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 декабря 2012 года составляла рублей.

В судебном заседании эксперт Алиев А.А., предупреждённый судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, изложенные в заключении № 30/17 от 20 апреля 2017 года выводы о размере рыночной стоимости земельного участка полностью подтвердил.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. 84 КАС РФ, суд исходит из того, что выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты представителями административных ответчиков, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, рыночной стоимости данного земельного участка ими не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере не заявлено; кроме того, представители административных ответчиков в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований.

С учетом вышеизложенного суд признает заключение судебного эксперта по настоящему делу допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.12.2012 г.) в размере 182731983 рублей и приходит к выводу о том, что административным истцом данное обстоятельство по делу доказано.

Таким образом, заявленные Обществом по настоящему делу исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с учетом их уточнения подлежат удовлетворению; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения Общества в Комиссию (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

Судебные расходы подлежат отнесению на административного истца, поскольку решение суда не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов (ст.ст.103-114 КАС РФ, п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ООО Караван» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью кв.м., расположенного по адресу: Республика равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере (сто восемьдесят два миллиона семьсот тридцать одна тысяча девятьсот восемьдесят три) рублей, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 июня 2015 года.

Понесенные ООО «ООО Караван» при подаче административного искового заявления судебные расходы по оплате государственной пошлины, а также расходы по оплате проведенных по делу экспертиз отнести на административного истца ООО «ООО Караван».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 19 июня 2017 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Х.А.Хавчаев