ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1700/2024 от 07.02.2024 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

а-1700/2024

41RS0-02

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

07 февраля 2024 года город Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Штакес О.В., при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к Автономной некоммерческой организации «Развитие туризма «Камчатка»» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к административном ответчику Автономной некоммерческой организации «Развитие туризма «Камчатка»» (далее – АНО «Развитие туризма «Камчатка»», Общество) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Требования мотивированы тем, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, за ОГРН 1184101003514, по адресу регистрации в г. Петропавловске-Камчатском, <адрес>. В нарушение требований действующего законодательства Обществом не исполнена обязанность по предоставлению в Управление Министерства юстиции в срок до 15 апреля года следующего за отчетным периодом, форм отчетности за 2020-2022 годы (документы, содержание отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, информацию о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, не исполнена обязанность по предоставлению сведений о размещении в СМИ и сети Интернет информации о продолжении деятельности в 2020-2022 годах, не представлен отчет о деятельности за 2020-2022 годы, не исполнена обязанность по предоставлению сведений о продлении срока полномочий руководителя или об избрании нового руководителя.

Представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что правом внесения искового заявления в суд на ликвидацию некоммерческой организации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 18 Федерального закона №7-ФЗ наделены федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее уполномоченный орган), или его территориальный орган, каковыми являются Министерство юстиции Российской Федерации и его Управление по соответствующему субъекту Российской Федерации. Исходя из изложенного, юридическое лицо может быть ликвидировано двумя способами: по решению суда и в порядке, установленным ГК РФ, когда учредители (участники) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами, принимает решение о ликвидации Организации. Пунктом 5 статьи 61 ГК РФ также установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Административный ответчик в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо УФНС России по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя в суд не направило, заявлением просило рассматривать дело в отсутствие представителя, представлено письменное мнение, согласно которому в ЕГРЮЛ АНО «КАМЧАТКА» является некоммерческой организацией. Государственная регистрация некоммерческих организаций, в том числе при ликвидации, осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется на основании принятого Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о государственной регистрации в соответствии с п. 3 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю документы о ликвидации АНО «КАМЧАТКА» не поступали, процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в рамках ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ Управлением не инициировалась. Возражений относительно требований истца в части принятия решения о ликвидации от АНО «КАМЧАТКА» не поступало. В соответствии с п. 9 ст. 63 ГК РФ, ст. 21 Закона № 7-ФЗ процедура ликвидации юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим деятельность после внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ. Таким образом, в случае принятия судом решения о ликвидации АНО «КАМЧАТКА» в отношении данной организации должна быть проведена процедура ликвидации в порядке, установленном указанными выше нормами ГК РФ и Законом № 7-ФЗ, Законом № 129-ФЗ.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации религиозной и иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом.

Согласно статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», административное исковое заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения подается прокурором субъекта Российской Федерации или территориальным органом Минюста России (статья 44 Закона об общественных объединениях).

Таким образом, разрешение вопроса о ликвидации Общества разрешается в судебном порядке. С заявлением в суд о его ликвидации вправе обратиться Министерство юстиции Российской Федерации в лице своего территориального управления.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», следует, что дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262 КАС РФ).

Как установлено в ходе рассмотрения дела АНО «Развитие туризма «Камчатка» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, за ОГРН 1184101003514, по адресу регистрации в г. Петропавловске-Камчатском, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ АНО «Развитие туризма «Камчатка» поставлено на налоговый учет УФНС России по Камчатскому краю.

В нарушение действующего законодательства, Обществом не исполнена обязанность по представлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, в срок до 15 апреля года следующего за отчетным периодом, указанных форм отчетности за 2020-2023 годы.

Кроме того, в нарушение требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» Обществом не исполнена обязанность по представлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю сведений о размещении в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о продолжении деятельности Фонда в 2020-2022 годах.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Однако, в нарушение указанных выше норм федерального законодательства, Обществом не исполнена обязанность по предоставлению отчетности за 2020 - 2023 годы.

С целью осуществления контрольных функций за деятельностью Общества Управлением принимались меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.

Так, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, в адрес АНО «Развитие туризма «Камчатка», направлены письменные предупреждения:

- от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением АНО «Развитие туризма «Камчатка» требований п.п.3, 3.2 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в не направлении в срок до 15 апреля следующего за отчетным (за 2018 год), документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, информацию о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, не исполнена обязанность по предоставлению сведений о размещении в СМИ и сети Интернет информации о продолжении деятельности. Общество предупреждено о недопустимости нарушений действующего законодательства. Обществу предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения, представив отчет о своей деятельности. Разъяснено, что в случае неоднократного выявления перечисленных нарушений Управление оставляет за собой право обратиться в суд с иском о ликвидации АНО «Развитие туризма «Камчатка».

- от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением АНО «Развитие туризма «Камчатка» требований п.п.3, 3.2 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в не направлении в срок до 15 апреля следующего за отчетным (за 2018 год), документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, информацию о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, не исполнена обязанность по предоставлению сведений о размещении в СМИ и сети Интернет информации о продолжении деятельности. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предупреждено о недопустимости нарушений действующего законодательства. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения, представив отчет о своей деятельности. Разъяснено, что в случае неоднократного выявления перечисленных нарушений Управление оставляет за собой право обратиться в суд с иском о ликвидации АНО «Развитие туризма «Камчатка»

- от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением АНО «Развитие туризма «Камчатка» требований п.п.3, 3.2 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в не направлении в срок до 15 апреля следующего за отчетным (за 2018 год), документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, информацию о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, не исполнена обязанность по предоставлению сведений о размещении в СМИ и сети Интернет информации о продолжении деятельности. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предупреждено о недопустимости нарушений действующего законодательства. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. Разъяснено, что в случае неоднократного выявления перечисленных нарушений Управление оставляет за собой право обратиться в суд с иском о ликвидации АНО «Развитие туризма «Камчатка».

- от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением АНО «Развитие туризма «Камчатка» требований п.п.3, 3.2 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в не направлении в срок до 15 апреля следующего за отчетным (за 2018, 2019 года), документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, информацию о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, не исполнена обязанность по предоставлению сведений о размещении в СМИ и сети Интернет информации о продолжении деятельности. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предупреждено о недопустимости нарушений действующего законодательства. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. Разъяснено, что в случае неоднократного выявления перечисленных нарушений Управление оставляет за собой право обратиться в суд с иском о ликвидации АНО «Развитие туризма «Камчатка».

- от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением АНО «Развитие туризма «Камчатка» требований п.п.3, 3.2 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в не направлении в срок до 15 апреля следующего за отчетным (за 2018, 2019 года), документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, информацию о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, не исполнена обязанность по предоставлению сведений о размещении в СМИ и сети Интернет информации о продолжении деятельности. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предупреждено о недопустимости нарушений действующего законодательства. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. Разъяснено, что в случае неоднократного выявления перечисленных нарушений Управление оставляет за собой право обратиться в суд с иском о ликвидации АНО «Развитие туризма «Камчатка».

- от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением АНО «Развитие туризма «Камчатка» требований абз. 1 п. 1, п.п. 3, 3.2, 7 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в не направлении в срок до 15 апреля следующего за отчетным (за 2020-2023 года), документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, информацию о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, не исполнена обязанность по предоставлению сведений о размещении в СМИ и сети Интернет информации о продолжении деятельности. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предупреждено о недопустимости нарушений действующего законодательства. АНО «Развитие туризма «Камчатка» предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. Разъяснено, что в случае неоднократного выявления перечисленных нарушений Управление оставляет за собой право обратиться в суд с иском о ликвидации АНО «Развитие туризма «Камчатка».

Указанные предупреждения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю в адрес АНО «Развитие туризма «Камчатка» направлены заказной почтой.

В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» следует, что предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты «в», «в.1» пункта 1 статьи 5, подпункт «и» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

При изложенных обстоятельствах, предупреждения, направленные административному ответчику по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются доставленными адресату.

Предупреждения в установленном законом порядке не обжалованы, по состоянию на дату рассмотрения дела, выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю нарушения в деятельности АНО «Развитие туризма «Камчатка», не устранены.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что имели место неоднократные предупреждения АНО «Развитие туризма «Камчатка» в письменной форме, что является основанием для его ликвидации в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Поскольку АНО «Развитие туризма «Камчатка» допущено неоднократное нарушение ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что выразилось в непредставлении в орган, принявший решение о государственной регистрации АНО «Развитие туризма «Камчатка», отчета о своей деятельности, содержащего сведения о: персональном составе руководящих органов, информацию о расходовании денежных средств и об использовании имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам, установленным приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, не исполнена обязанность по предоставлению сведений о размещении в СМИ и сети Интернет информации о продолжении деятельности; своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; продлении срока полномочий руководителя или об избрании нового руководителя, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к Автономной некоммерческой организации «Развитие туризма «Камчатка»» о ликвидации юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

Автономную некоммерческую организацию «Развитие туризма «Камчатка»» (ОГРН 1184101003514) ликвидировать.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Автономную некоммерческую организацию «Развитие туризма «Камчатка»» (ОГРН 1184101003514, дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ, ИНН 4105087207, КПП 410101001).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий подпись

Копия верна:

Судья О.В. Штакес